Воспитательная система учителя начальных классов


Воспитательная система учителя начальных классов
Мордовиной М. И.


Воспитательная система Мордовиной М. И. в 20011году заняла III место во VI Всероссийском конкурсе классных руководителей «Мудрая сова» от редакции «Учительской газеты»

Цель системы: формирование физически и духовно здоровой, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.
Задачи:
содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного воспитания;
содействие учащимся в освоении ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в нем;
предоставление ребенку широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации;
организация воспитательного пространства, в котором учащиеся развивают свои способности и склонности.
Воспитательная система базируется на следующих принципах:
- приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, добросовестность;
- демократизм и гуманизм;
- природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности, возможности.
Методологические подходы воспитательной системы:
Системный подход.
Личностно - ориентированный подход.
Средовой подход.   Использование окружающей социальной среды, её культурных и социальных объектов, для более гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход.  Использование приемов рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять непрерывную самооценку себя, своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, корректировании с учетом этого собственной позиции.
 Направления работы:
1. Оздоровительное направление «Мое здоровье в моих руках».
2. Краеведческое направление «Я люблю свою землю, родные края».
3.Семейное воспитание «Папа, мама, я – дружная семья».
4.Духовно - нравственное воспитание «В человеке должно быть все прекрасно».
5.Организация досуговой деятельности «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
6. Интеллектуально - познавательное направление «Хочу все знать».
7. Коммуникативное воспитание «Я, ты, он, она – вместе мы друзья».




Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня воспитанности учащихся.
2. Сформированность навыков межличностного общения, решение конфликтных ситуаций.
3. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса.
4. Сформированность нравственной направленности личности учащихся.
5. Развитость творческих способностей учащихся.
Качества личности, формируемые в процессе воспитательной работы с классным коллективом
Самопризнание себя как личности
Управление собой
Уважение чужого мнения
Любознательность и вовлеченность в деятельность
Эмоциональная устойчивость
Желание действовать и совершать поступки
Ответственность за свои поступки


Оздоровительное направление «Мое здоровье в моих руках».
Цели: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтапные задачи программы:
1 ступень – начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (1 класс).
Основные задачи:
1. Сформировать представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Создать элементарные представления об основных понятиях ЗОЖ.
3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить непонимания основных понятий ЗОЖ.

2 ступень – углубленное изучение (2 класс).
Основные задачи:
1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
3. Формирование практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
3 ступень – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование (3-4 классы).
Основные задачи:
 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения.
2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
3. Обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных обстоятельств.

Краеведческое направление «Я люблю свою землю, родные края».
Цели: научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народов, народным промыслам, расширить знания об окружающем мире, экологических проблемах, формировать гражданское самосознание, воспитывать патриотизм, уважение к историческому наследию своей Родины.
Задачи:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре родного города.
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
5. Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.















Планирование мероприятий краеведческой работы
Класс
Формы работы

1 класс
1. Прогулка по городу. Ищем приметы осени в природе.
2. Рисуем осенний школьный парк.
3. Учим и играем в старинные игры.
4.Классный час « Бабушкины сказки».
5.Праздник русских овощей.
6. Изготовление кормушек для птиц. Сбор корма.
7. Изучаем родословную, традиции своей семьи. Выставка в классе. Представляем своё семейное древо.
8.Праздник «Моя семья».
9.Беседа «Вот моя деревня, вот мой дом родной».
10.Праздник наших бабушек.
11.Экскурсия в краеведческий музей.

2 класс
1.Беседа «Как устроен крестьянский дом».
2. Экскурсия в музей на выставку декоративно-прикладного искусства. «Чем славится Подмосковье».
3.Экскурсия в художественную школу. Знакомство с детским творчеством.
4. Роспись поделок из доступных материалов.
5.Ярмарка – выставка поделок народного творчества детей и их родителей.
6. Классный час. «Термины родства. Обряды и обычаи взаимоотношений».
7.Поход по окрестностям города.
8. Мир семейных увлечений.

3 класс
1.Игровая викторина, «Какие праздники проводились в старину?»
2.Конкурс загадок, частушек, народных песен.
3.Экскурсия в краеведческий музей.
4.Классный час «Традиции моего края»
5. .Посещение экспозиции работ местных художников.
6.Экскурсия в зал боевой Славы
7.Путешествие по городу
8.Экскурсия в библиотеку
9.Поход по окрестностям города
10.Вчера и сегодня родного города
11.Игра-путешествие «К истокам старины»

4 класс
1.Экскурсия в краеведческий музей.
2.Фотовыставка по теме: «Мой любимый город».
3.Заочное путешествие по реке, которая протекает рядом с городом. Знакомство школьников с историей населенных пунктов вдоль реки.
4.Выставка сочинений учащихся на тему «Моя малая родина».
5.Экскурсия в художественную школу. Знакомство с детским творчеством.
6.Классный час по теме: «Заглянем в историю города». Знакомство учащихся с историей создания города, гербом, флагом, с нынешней жизнью города, почетными гражданами.
7.Конкурс – викторина «Наши предки» (вспомним имена прославленных предков)
8.Итоговый классный час «Колесо истории»



Семейное воспитание «Папа, мама, я – дружная семья».
Цели: повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений; создание положительной психологической атмосферы в семье.
Задачи:
1. Дать элементарные психологические знания родителям.
2. Научить навыкам конструктивного взаимодействия родителей и детей.
4. Научить принимать, понимать друг друга и доверять друг другу.
6.Способствовать осознанию родителями важности родительского внимания и воспитания.
 Организация деятельности:
- Лекционный метод передачи знаний.
- Психодиагностические методы исследования личности.
- Методы социально-педагогического тренинга:
а) дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем;
б) метод анализа конкретных ситуаций;
в) игровое моделирование;
г) игры и упражнения разной направленности;
д) психологические этюды.











Тематика классных родительских собраний
Класс
Тема беседы

1 класс
1.Особенности физического и психического развития ребёнка 6-7лет.
2.Трудности адаптации первоклассников к школе.
3.Родная речь, её роль в первые годы школьной жизни.
4.Книга в семье и духовное развитие ребёнка. Семейная библиотека.
5.Режим дня ребёнка 7 лет.

2 класс
1.Первые уроки школьной отметки.
2.Значение взаимоотношений отца и матери в воспитании детей.
3.Понятие о нервном типе и темпераменте.
4.Кино, телевизор, компьютер и воспитание ребёнка.
5.Воспитание любознательности.

3 класс
1.Познание мира и развитие речи у ребёнка.
2.Поощрение и наказание. Хочу, можно, нельзя, надо.
3.Рациональный режим питания ребёнка.
4.Природа и труд в воспитании ребёнка.

4 класс
1.Мальчики и девочки 9-11лет.
2.Потребности и самодисциплина.
3.Что такое акселерация.
4.Как понимать счастье ребёнка.
5.Эстетическая атмосфера в школе и семье.


Духовно - нравственное воспитание «В человеке должно быть все прекрасно».
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
 Задачи:
1. Формировать  у учащихся нравственную культуру.
2. Развивать у учащихся желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
3. Знакомить учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственными подвигами во имя человечества.
4. Формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

 Формы работы
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.














Тематика классных часов по духовно-нравственному воспитанию
Направления
Темы


Я человек


















Мой мир знаний















Я и семья

















Я и Отечество















Я и природа



1 к л а с с
1. Я и мои друзья.
2.Да здравствует вежливость и доброта!
3.Мир моих увлечений.
2 к л а с с
1.Умеем ли мы обижаться?
2.Моё «хочу» и моё «надо».
3.Город вежливых.
4.Как я выгляжу.
3 к л а с с
1.Кому нужна моя помощь?
2.Умеем ли мы ценить своё время?
3.Благодарность – это?
4.Я личность. Мои роли.
4 к л а с с
1. История одежды мальчиков и девочек «Встречают по одёжке, провожают по уму».
2.Для чего нужно тренировать память?
3.Человек и его имя.
4.Речевой этикет. Умение общаться.
1 к л а с с
1.Азбука безопасного поведения.
2.Нравственный мир сказок.
3.Откуда вещи к нам пришли.
2 к л а с с
1.Домашнее задание, и как мы его выполняем.
2.Зачем мы ходим в школу?
3.Мой любимый сказочный герой.
3 к л а с с
1.Что значит быть ответственным?
2.Сказка – родина чувств.
3.Библиотека – хранилище знаний.
4 к л а с с
1.Культура умственного труда в школе и дома.
2.Путешествие в страну неразгаданных тайн.
3.Я познаю себя и других.
1 к л а с с
1.Профессии наших родителей.
2.Моё семейное древо.
3.Мои семейные обязанности.
2 к л а с с
1.Род, родные, Родина.
2.Взаимоотношения в семье.
3.Семейные реликвии.
3 к л а с с
1.Самые дорогие для нас слова: «мама, Родина, мир».
2.Как образовалась моя семья?
3.Культура поведения человека.
4 к л а с с
1. За что уважают в семье и обществе?
2.Ребёнок становится взрослым.
3.Что значит быть мужественным? Что значит быть женственной?
4.Праздничный этикет.
1 к л а с с
1.Россия – Родина моя.
2.Правила жизни в моей школе.
3.Что значит быть счастливым в своей стране?
2 к л а с с
1.Чем и кем славен мой город?
2.Мои мечты, мои желания.
3.Устав – основной закон школы.
3 к л а с с
1.Мудрые заповеди предков.
2.Символы Российского государства.
3.Мы крутим глобус.
4 к л а с с
1. Мой родной город.
2.Интересные факты из газет и журналов о моём городе.
3.Вчера и сегодня родного города.
1 к л а с с
1.Осенний лист – краса природы.
2.Мир вокруг меня. Какой он?
2 к л а с с
1. «Как чудесен этот мир, посмотри!»
2.Если бы дерево умело говорить.
3.По страницам Красной книги.
3 к л а с с
1.Чем богат наш край?
2.Какие растения и животные есть у меня дома.
3.Я – житель планеты Земля.
4 к л а с с
1. Мы в ответе за тех, кого приручаем!
2.Почему важно не забыть о гигиене?
3. Экология – это наука о том, как сберечь дом?


 Организация досуговой деятельности «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
Цель: создание условий для проявления учениками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
 Задачи:
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться чужим успехам и огорчаться за свои неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

 Формы работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;
- дискотеки, танцевальные вечера.
 


Интеллектуально - познавательное направление «Хочу все знать».
Цель: помочь ученикам развить способность мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
 Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей учеников и зону его ближайшего развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
4. Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
 Формы работы:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные марафоны внутри класса, школы;
- тренинги интеллектуальных умений.


Коммуникативное воспитание «Я, ты, он, она – вместе мы друзья».
Цель: создание условий для проявления учениками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить приемам преодоления проблем в общении.
 Формы работы:
- интерактивные игры, тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
- праздники, конкурсы, ролевые игры.















Изучение личности школьника, классного коллектива

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития осуществляется через проведение диагностических исследований, анкетирование и тестирование.
Определение уровня воспитанности
Методика Н. П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 5 качеств личности:
1.Любознательность
2.Прилежание
3.Отношение к природе
4.Отношение к школе
5.Прекрасное в жизни школьника
Номинации
Я оцениваю себя
Учитель оценивает меня
Итоговая оценка

1.Любознательность
- мне интересно учиться
- я всегда выполняю д/з
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я стремлюсь получать хорошие отметки




2.Прилежание
- я стараюсь в учёбе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью
- мне нравиться самообслуживание в школе и дома




3.Отношение к природе
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу




4.Отношение к школе
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я участвую в делах класса и школы
- я добр в отношениях с людьми




5.Прекрасное в моей жизни
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учёбы и отдыха
- у меня нет вредных привычек





5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
другая позиция
Нормы оценок:
5 – 4,5 – высокий уровень
4,4 – 4 – хороший уровень
3,9 – 2,9 – средний уровень
2,8 – 2 – низкий уровень

ТЕСТ-АНКЕТА «Как распознать таланты ребёнка?»
У ребёнка технические способности, если он:
интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры,
может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
У ребенка способности к научной работе, раз он:
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант проявится у ребенка тем, что он:
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему новому;
У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Не сердитесь на шалуна - просто у него спортивный талант:
он очень энергичен и все время хочет двигаться;
он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
кажется, что он никогда всерьез не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
У ребенка литературное дарование, если он:
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;
любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
И, наконец, художественные способности ребенка могут проявиться в том, что он:
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515