Презентация по литературе на тему Проект. Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях и поэме С. Есенина. Мятеж вздымает паруса».


XVIII век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. Ответом на окончательное закрепощение крестьян стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775). Тема урока: «Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях и поэме С. Есенина. Мятеж вздымает паруса». Исследовать … (историческую эпоху, показанную С. Есениным в поэме «Пугачев»)Раскрыть (выявить)… (основные черты образа Пугачева)Сравнить (сопоставить) … (образ Пугачева в повести и в жизни) Поэма С.А. Есенина «Пугачев» (1921 г.) – это драматическое произведение, обращенное к сложному историческому периоду. В эпоху революционного перелома XX века Есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. Поэтому его так интересует Емельян Пугачев, герой народного восстания и именно в ХХ веке он создает такое произведение, где умело показывает образ Пугачева. Наконец-то я здесь, здесь!Рать врагов цепью волн распалась,Не удалось им на осиновый шестВодрузить головы моей парус.Яик, Яик, ты меня звалСтоном придавленной черни.Пучились в сердце жабьи глазаГрустящей в закат деревни.Только знаю я, что эти избы —Деревянные колокола,Голос их ветер хмарью съел.О, помоги же, степная мгла,Грозно свершить мой замысел… Историки Искусствоведы Фольклористы Историки Народное восстание (1773-1775 гг.) было ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление народа. С точки зрения истории, восстание Пугачева – закономерный процесс сопротивления усилению государственного гнета и крепостного права, а жестокость и зверства вполне вписываются в особенности межсословного противостояния. Пугачев был «грамоте не обучен, пьяница, грубиян, раскольник, вор, изменник, бунтовщик, тиран, грабитель, вандал. Пятый самозванец. Принял имя императора Петра III». В солончаковое ваше местоЯ пришел из далеких стран —Посмотреть на золото телесное,На родное золото славян.Слушай, отче! Расскажи мне нежно,Как живет здесь мудрый наш мужик?Так же ль он в полях своих прилежноЦедит молоко соломенное ржи? Невеселое ваше житье!Но скажи мне, скажи,Неужель в народе нет суровой хваткиВытащить из сапогов ножиИ всадить их в барские лопатки? Долгие, долгие тяжкие годаЯ учил в себе разуму зверя...Знаешь? Люди ведь все со звериной душой, —Тот медведь, тот лиса, та волчица, —А жизнь — это лес большой,Где заря красным всадником мчится.Нужно крепкие, крепкие иметь клыки. Выводы: 1. Историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой – это не один и тот же человек. 2. Обильное употребление тропов в тексте поэмы можно объяснить выбранным стилем. Такой стиль был выбран в связи с тем, что поэма была создана в начале 20-х годов XX века, на закате Серебряного века русской поэзии, и вобрала в себя многие его достижения и находки. 3. Есенин очень точно создал образ Пугачева, который попытался силой построить этот крестьянский рай. С. А. Есенин восхваляет Пугачева:Слава ему! Пусть он даже не Петр,Чернь ею любит за буйство и удаль. Искусствоведы Портрет написан на холсте маслом. Слева вверху указана дата «Сентября 21 1773 г.». «...Пугачев был сорока лет, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Выводы: 1. Взгляд художников на предводителя крестьянского восстания противоречив. Для них важна роль детали (виселица, разорванная одежда арестованных, горящие гневом и жестокостью глаза Пугачева).2. Пугачев на коне, крестьяне, встречающие Пугачева с хлебом и образами, – народная память о нем, а не казнь Пугачева. Фольклористы Песня «Пугачев в темнице»Ты звезда ли, моя да моя звездочка, Высоко, звезда, да ты восходила, — Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного, Становилась та звёздочка, Над воротами решётчатыми.Как во темнице, во тюремище, Сидел добрый молодец, Добрый молодец Емельян Пугачёв! Он по темнице похаживает,Кандалами побрякивает... „Кандалы, мои кандалики, Кандалы мои тяжёлые, По ком вы кандалики, доставалися? Доставались мне кандалики, Доставались мне тяжёлые, Не по тятеньке, не по маменьке - За походы удалые, за житьё свободное!". В поэме «Пугачёв» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, олицетворения, причудливые образы, характерные для имажинизма. Нередко применяет Есенин и троекратный повтор, который особенно остро звучит в конце поэмы. В начале части «Конец Пугачёва» герой вопрошает: Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!Кто сказал вам, что мы уничтожены?Злые рты, как с протухшею пищей кошли,Зловонно рыгают бесстыдной ложью.Трижды проклят тот трус, негодяй и злодей,Кто сумел окормить вас такою дурью. Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих рефренах. Выводы: 1. Песни о Емельяне Пугачеве передают уважительное отношение народа к своему герою. Народ сочувствует Пугачеву, сожалеет о его судьбе, в частности, как и сам С. Есенин в своей поэме. 2. Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачёва. Где ж ты? Где ж ты, былая мощь?Хочешь встать — и рукою не можешь двинуться!Юность, юность! Как майская ночь,Отзвенела ты черемухой в степной провинции…И все дальше, все дальше, встревоживши сонный луг,Бежит колокольчик, пока за горой не расколется.Боже мой!Неужели пришла пора?Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?А казалось... казалось еще вчера...Дорогие мои... дорогие... хор-рошие... Схема анализа лирического произведения 1. Ваше читательское восприятие произведения.2. История создания произведения: • дата написания, • факты из биографии автора, связанные с созданием произведения, • прототипы и адресаты произведения,3. Жанр стихотворения. Признаки жанра.4. Идейно-тематическое содержание стихотворения: • ведущая тема, • основная мысль, её развитие, • эмоциональная направленность (настроение) произведения и способы её передачи, развитие чувств.5. Образ лирического героя, сопоставление автора и лирического героя.6. Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение.7. Особенности композиции стихотворения.8. Особенности стихотворной формы и их связь с идейным замыслом автора: • размер, особенности ритмики, • рифма и способы рифмовки, • специфика строфики, • изобразительно-выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры, звукопись, цветопись, синтаксис).9. Место произведения в творчестве автора, культурно-исторический контекст эпохи. Словарик:Аллегория - Иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.Бунтовщик - подстрекатель или участник бунтаИмажинизм - Литературное течение в России 20-х гг. XX в., утверждавшее первенствующее значение самоцельного словесного образа над смыслом, идеей, сменившее русский футуризм.Метафора - Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.Мне нравится степей твоих медь. Родное золото славян. Слышен прялки ровный paзговор.Стонет Русь от цепких Лапищ, Всех связали, всех сневолили, И березами запачканный наш тракт. Уж мятеж вздымает паруса, Из пасти темноты/Выдергивают звезды, словно зубы, Колокол луны скатился ниже.Образ - Вид, облик, живое, наглядное представление о ком-чём-н.Олицетворение – Воплощение чего-н. в образе живого существа.Ржет дорога в жуткое пространство. Ты меня звал / Стоном придавленной черни. Стонет Русь от цепких лапищ. И берёзами заплаканный наш тракт. Уж мятеж вздымаетпаруса. Из пасти темноты выдёргивают звёзды, словно зубы. Поэма - Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.Прием параллелизма - иносказание, представляющее собой параллель двух образов: в первом говорится о явлениях природы, во втором — о человеке или об отношениях между людьми.Рефрен - Стих или строфа, припев, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении, песне.Сравнение – Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.Луна, как жёлтый медведь, Ты меня звал Стоном придиаленнойчерни, Словно яблоко тяжелое./Виснет с шеи твоя голова.Тиран - Жестокий правитель, деспот, угнетатель, мучитель.Художественная деталь - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.Эпитеты - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным.Ржёт дорога в жуткое пространство. Жёлтый медведь . Слышен прялки ровный разговор (сравнение с эпитетом и метафорой). Стонет Русь от цепких лапищ.