Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников


учитель английского языка первой квалификационной категорииПшеничный Вадим ВладимировичМБОУ СОШ №75Калининский район г. УфаФормирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников и создание условий для развития разговорных навыков Методическое объединение иностранных языковМетодическая тема объединения: «Формирование развития у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции и создание условий для развития разговорных навыков»Руководитель:Пшеничный Вадим ВладимировичУчитель английского языка 1-й категорииСтаж работы - 14 летГинзбург Любовь МихайловнаУчитель начальных классов и английского языка высшей категорииСтаж работы - 30 летЯкупова Лилия ДамировнаУчитель башкирского и английского языковСтаж работы – 3 года Иностранный язык в школеЗачем?Социальный заказ обществаХарактер международных обменовПодготовка к диалогу культур ФГОССистемно-деятельностный подходРазвитие самостоятельностиНаучить учитьсяЛ.С. ВыготскийД.Б. Эльконин ПроблемаСформированность коммуникативной компетенциибоязнь сделать ошибку и подвергнуть себя критике со стороны учителя или товарищей недостаточная информативность обучающихся по заданному вопросунехватка языковых и речевых средств. Цель исследования:Попытка раскрыть некоторые теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции и пути преодоления трудностей в развитии разговорных навыков.Задачи:раскрыть технологию реализации решения педагогической проблемы;рассмотреть дискуссию, как один из интерактивных методов взаимодействия учителя и ученика;провести анализ результатов профессиональной деятельности; «Компетенция» (от лат. competere – соответствовать, подходить) определяется как обладание знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и процессами по отношению к ним. По ФГОС изучение иностранного языка на базовом уровне направлено наРечевая компетенцияЯзыковая компетенцияСоциокультурная компетенцияКомпенсаторная компетенцияУчебно-познавательная компетенция Теоретическая базаЕ. С. ПолатЕ. Н. СолововаЕ. И. Пассов Коммуникативный подход в обучении иностранному языкуЗнание не только языковых норм, а правильное использование в реальной коммуникации;Активное включение учащихся в процесс обучения и познания;Язык является основным средством общения на уроке;Работа в парах и группами;Использование творческих заданий; Дискуссия как эффективный, интерактивный способ реализации коммуникативных умений и взаимодействия учителя и ученика.Дискуссия (от лат. discussion) – рассмотрение, исследование. Пять основных этапов при взаимодействии учителя и ученика в дискуссииI этап. Создание мотивов общения.Учитель определение проблемы, формулировка цели и задач ученик: рассмотрение ситуации общения, принятие цели и задач. Итог: наличие мотивов общения для обеих сторон.II этап. Развитие умений диалогической речи на основе диалого-образца.Учитель определение и предъявление модели речевых фраз, особенностей социокультурного речевого общения, схем-опор диалога ученик: изучение модели диалого-образца и схемы ведения диалога, знакомство социокультурными особенностями речевого поведения.Итог: ведение диалога по образцу.III этап. Развитие умений диалогической речи на основе изменения диалого-образца.Учитель изменение ситуации диалогического общения, оказание помощи в создании схемы ведения диалога ученик: понимание ситуации, составление схемы диалога с помощью учителя.Итог: ведение диалога по образцу с изменениями. IV этап. Развитие умений диалогической речи в новом диалоге.Учитель создание новой ситуации, распределение ролей дифференциация задачи партнеров, исполнение роли организатора, помощника ученик: понимание ситуации диалогического общения, принятие роли, планирование речевого поведения.Итог: ведение нового диалога.V этап. Свободное говорение.Учитель создание ситуации диалогического общения, создание ситуации, требующее решения с опорой на личный опыт учащихся и проявление творческих способностей, выступление в роли консультанта, поддержка и стимул самостоятельной беседы учащихся ученик: понимание ситуации общения, выбор стратегии ведения диалога, отбор речевого материала, ведение самостоятельной бесед, моделирование своего речевого поведения. Итог: свободное говорение. Преимущество дискуссийНезапланированностьНестандартностьНепредсказуемость Творчество Результаты обученности: предметныеПовышение познавательной активности:Научно-практические конференции;Участие в олимпиадах (всероссийские, региональные);Сотрудничество с общественными организациями студентов;Сотрудничество с иноязычными школами, вступление в диалог культур; Результаты обученности: личностныеОсознание роли языка и речи в жизни людей;Положительная динамика в желании учиться;Развитие умений сравнивать, высказывать свое мнение, делать выводы, принимать решения на основе сравнения и приведенных аргументов; Результаты обученности: метапредметныеГотовность к сотрудничеству и коллективной деятельности;Умение работать с информацией;Опыт проектно-исследовательской деятельности;Овладение различными видами публичных выступлений; Литература:1.Е.А. Маслыко, П.К.Бабинская, Настольная книга преподавателя иностранного языка-Минск: изд. «Вышэйшая школа», 20042.Е.И. Пассов ,Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. — Мн.: «Лексис», 2003. 3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций, — М.: Просвещение, 2002.4. Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2007.5. Федеральный компонент стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартовначального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» споследующими изменениями (приказы Минобрнауки России от 03.08.2008 г. № 164; от19.10.2009 г. № 427; государственный образовательный стандарт ООО (Приказ 17.12.2010 № 1897ый государственный образовательный т 17.12.2010 № 1897