Классный час Славься, страна, мы гордимся тобой! Символы России

Цель занятия: осознание учащимися значимости государственной символики как неотъемлемой части облика страны и формирование чувства патриотизма.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о государственных символах как о значимых ценностях.
Познакомить учащихся с историей российского герба и флага.
Развивающие:
Способствовать развитию речи и критичности мышления школьников.
Развивать умение формулировать мысль, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
Пробуждать интерес к прошлому своей Родины.
Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к ее истории.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение


Ход занятия:

Звучит песня на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина»
Оргмомент
Вступительное слово учителя
РодинаКак часто мы произносим и слышим это словоОно одновременно привычно для нашего слуха и удивительно. И удивительно прежде всего ёмкостью своего содержания.
- Юные граждане нашей страны, а что для вас значит слово Родина? (Это бескрайние русские просторы, поля, леса, это народ, населяющий великую землю, семья, дом, школа)
Бесспорно, бесконечен ряд возможных ассоциаций. И у всех они будут свои, хотя и одинаково точные, идущие от самого сердца.
В услышанных нами стихах и в сказанном вами звучали, прежде всего, образы художественные, окрашенные личным опытом и чувствами. Но существуют образы, или иначе символы, которые у всех нас одинаково будут ассоциироваться с Родиной, с нашим государством, с Россией
Конечно же, речь идет о государственной символике. Она олицетворяет нашу страну, общество, законы, по которым мы живем. Это часть нашей истории и культуры.
III. Беседа с классом
- А что такое символ? Заглянем в толковый словарь? (Символ – это предметный или словесный знак, олицетворяющий что-либо.)
- Назовите то, что мы относим с вами к государственным символам. (Это герб, флаг и гимн нашей страны.)
На экране появляется изображение флага РФ.
Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни. Их происхождение связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и устройстве мира.
- Как вы думаете, насколько давно в нашей стране появился флаг? (Российскому флагу около 300 лет. Своим рождением он обязан отечественному флоту.)
Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является частью её территории. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.
К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны.
Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.
В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело-сине-красное полотнище.
- Где и как часто мы можем с вами видеть флаг РФ? ( Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом.)
А вот как описан Государственный Флаг в Федеральном конституционном законе: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета».
- Как вы думаете, что символизируют собой цвета нашего флага? (белый – воздух, синий – воду, красный – огонь).
Белый цвет означает чистоту помыслов наших граждан, открытость. Синий – дружелюбие, готовность к взаимодействию, прежде всего, ассоциируется с синим, мирным небом над головой. И наконец, красный цвет – готовность при необходимости встать на защиту родной земли от посягательства врагов.
- Ребята, а кто может на память подробно описать наш герб? (Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В правой лапе орла – скипетр, а в левой - держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.)
В средневековой Европе было особое отношение к гербам. Их имели короли, представители знати и рыцари. Герб мог рассказать о родословной, об имени.
В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России - двуглавый орел, а на другой - всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы.
На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России.
- Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Орел)
Двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
На экране появляется текст гимна РФ.
Архивариусы говорят о том, что гимн - это слово греческого происхож-дения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
- А чем данный символ отличается от 2 ранее названных? (Это словесный символ, а не предметный.)
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка - композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Звучит гимн РФ. Участники мероприятия встают и поют.
Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
- Ребята, какие чувства вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны? ( Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.)
IV. Работа с кроссвордом
А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы владеете основными понятиями по теме нашего сегодняшнего разговора.
На экране появляется кроссворд. Учитель читает вопросы и задания.

По горизонтали:
Всенародно избранный глава государства (президент)
Интересы человека, записанные в Декларации ООН и защищаемые государством (права)
Столица нашего государства (Москва)
Государственный символ России в виде двуглавого орла (герб)
Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой (гимн)
Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму (свобода)
Человек имеет право не только на труд, но и на ( отдых)
По вертикали:
Общее право всех граждан (равенство)
Высший законодательный орган нашей страны (Дума)
Российский триколор (флаг)
Основной закон нашей страны (Конституция)
Государство, в котором мы живем (Россия)
V. Круглый стол
Учитель организует с учениками круглый стол, и начинается обсуждение вопросов.
- Как вы думаете, может быть, символика совсем необязательна? (Сегодня государственные символы – это неотъемлемая часть облика любой страны. Они вселяют в граждан чувство патриотизма, отражают основные направления политики государства.)
- А есть ли символика в вашей школе, в вашем классе? (Ученики рассказывают о символах школы и класса, о том, что они олицетворяют. Обсуждается вопрос возможности их совершенствования.)
VI. Подведение итогов
Итак, сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.









13PAGE 15


13PAGE 14715




15