Рабочая программа: Мужчина в доме для мальчиков 7-18 лет воспитывающих в Детском доме.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ ДОМ №9 Г.УФЫ РБРАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического совета И.о. Директора ГБУ детский дом №9
№___________________дата__________________ __________ Т.Ю. Кислицина «___» _____________________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка « Мужчина в доме»
Возраст воспитанников : 7-18 лет
Срок реализации: 10 месяцев
Разработана
Инструктором по труду
ГБУ Детский дом №9
А.А. АняновУФА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направленна и адаптирована для работы в условиях детского дома, способов работы, разновозрастного подхода к формированию воспитанников.
Дети, выросшие в детском доме, либо практически не имеют никаких представлений о семейной жизни, либо годами наблюдали отрицательную модель семейных отношений в своих биологических семьях. Мальчики-сироты не имеют перед глазами позитивного образа отца как главы семейства и дома, не включены в «мужской» домашний труд, как это происходит в семьях, когда отцы привлекают своих сыновей к тем или иным обязанностям по дому. Привыкнув жить на полном государственном обеспечении в роли подопечного и быть постоянным объектом заботы со стороны других, мальчики – воспитанники детских домов проявляют инфантилизм и полную беспомощность в организации быта в последующей семейной жизни.
Занятия в рамках программы позволяют смоделировать воображаемые условия, требующие решения (подтекает кран, засорилась канализация, перегорел утюг и т.д.) Они дают возможность попрактиковаться во «взрослой» жизни, т.е. прожить проблемную бытовую ситуацию, спроектировать возможные варианты решений, оценить их, выбрать и реализовать оптимальные практические действия.
Кроме того, программа развивает мировоззрение, личностные качества и творческие способности детей, ведь усмотрение и решение проблем, обсуждение разных вариантов действий неотделимы от формирования сознания хозяина, «хитрого на выдумку», ответственного за свою семью и детей.
В учебном процессе в рамках данной программы учитываются основные педагогические принципы: обучение от простого к сложному; обучение в практической деятельности; сочетание доступности обучения с научной обоснованностью получаемых сведений и практических действий; преемственность и системность в этапах обучения и т.д.
В основу организации взаимодействия детей и педагога положены следующие условия:
детского центризма, т.е. максимальный учет стремлений и потребностей детей при педагогически корректном, ненавязчивом формировании стремлений, необходимых для семейной жизни, но дефицитных на актуальном уровне развития воспитанников;
сотрудничества педагога и учащихся в совместной постановке проблем и поиске способов их разрешения;
увлекательности, творчества и практической полезности обучающих действий.
Цель программы заключается в формировании у мальчиков-сирот готовности к принятию на себя и самостоятельному решению повседневных проблем, связанных с устройством быта собственной семьи. Эта цель является локальной подцелью генеральной цели воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни, семьи.
Выполнение цели предполагает решение комплекса задач.
Образовательные задачи:
ознакомить воспитанников с понятием «ведение домашнего хозяйства»;
обобщить и систематизировать знания о предметах домашнего обихода (мебели, утвари, столярных изделий), системах водоснабжения и канализации, электротехники;
сформировать навыки выполнения элементарных бытовых работ по мелкому ремонту мебели, столярных изделий, ремонту санитарно – водопроводной сети.
Воспитательные задачи:
формировать адекватную трудовую ориентацию и способствовать профессиональному самоопределению воспитанников детского дома;
воспитывать у детей знания, умения и навыки, необходимые в повседневном ведении домашнего хозяйства;
развивать у ребенка волевые качества, ответственность, умения рассчитывать собственные силы, доводить начатое дело до конца, самостоятельно преодолевая возникшие трудности.
Развивающие задачи:
развивать воображение на примере бытового самообслуживания;
развивать самостоятельность при выполнении задания;
научить применять полученные знания на практике, стимулируя смекалку, поиск рационального и доступного решения поставленной или возникшей задачи;
научить планировать свою деятельность, осуществляя самоконтроль на каждом этапе выполнения задания.
Отличительной особенностью программы является то, что она является преемственной по отношению к типовым программам по предмету «Технология» общеобразовательной школы. Однако она не дублирует материал школьных программ, а расширяет его, так как дети-сироты не имеют возможности закрепить необходимые умения, как это делают дети в семьях под руководством отцов. Программа переработана применительно к условиям мастерских детского дома и является программой по дополнительному изучению, закреплению и расширению знаний, умений и навыков, получаемых в общеобразовательной школе. Эта отличительная особенность порождает новизну программы, так как подобные программы автору не встречались.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет.

Формы занятий. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма (3-4 воспитанника работают под руководством педагога и более подготовленного сверстника) необходима, так как дети поступают в детский дом в течение всего учебного года, «новичков» необходимо достаточно быстро доучить, что и происходит под руководством их более опытных сверстников. Индивидуальные формы занятий целесообразны, учитывая повышенную ранимость, эмоциональную неустойчивость детей-сирот.

Структура и содержание программы кружка «Технологическое объединение »
Виды учебной работы 1-2группа 3-4группа 5-6группа всегоОбязательная аудитория, учебная нагрузка (всего) 480 480 480 1440
В том числе: Аудиторные занятия 88 88 88 264
Практические занятия 300 300 300 900
Выставки/конкурсы 92 92 92 276
1-2 Группа
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, работы в кружке и практические занятия Объем часов Дата Уровень освоения
Теория Практика Всего Вводное занятие 1.1 Правила техники безопасности. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности. 4 4 8 1.2 Организация рабочего места, знакомство с ручным инструментом. 4 4 8 1.3 Материалы и инструменты, основные употребляемые и специальные термины. 4 4 8 1.4 Основы электробезопасности, устройства и эксплуатации бытовой электропроводки, устройства осветительной сети. 4 4 8 1.5 Безопасность и гигиена труда в учебной мастерской. 2 2 4 2.Культура дома. 2.1 Понятие культура дома. Роль мужчины в содержании дома (квартиры). 2 2 4 2.2 Интерьер дома. Эргономические требования к интерьеру прихожей, детской, общей комнаты, кухни, спальни, лоджии, балкону, сараю, гаражу, бани и т.д. 4 4 8 2.3Устройство мебельной фурнитуры.
Понятие мебельной фурнитуры (уголки, стяжка, полкодержатель, магнитная защелка, засов, ручки и т.д.) Накладная и врезная фурнитура. Способы ее крепления. 4 8 12 2.4 Закрепление настенных предметов.
Технология закрепления металлических креплений на деревянной, кирпичной, бетонной и гипсокартонной или фальш-стене. Применяемый инструмент (пробойник, шлямбур, перфораторы). 2 8 10 2.5 Простейший ремонт щитовой мебели.
Составление дефектной ведомости, определение вида ремонта. Подбор материала, фурнитуры, инструмента и расчет планируемых затрат на ремонт по дефектной ведомости. 2 8 10 2.6 Ремонт столярных изделий.
Понятие столярного изделия. Устройство и назначение стола, стула, табурета, деревянной кровати. Технология диагностики поломки, определение вида ремонта. Уход за столярными изделиями. 2 8 10 2.7Восстановление полированной поверхности. Понятие полированной поверхности. Способы получения полировки промышленным и кустарным способами. Знакомство с работой лаконаливной машины. Отделка поверхностей детали. Эстетические требования к отделке изделия.
2.8 Профессиональная ориентация.
Ознакомление с содержанием труда рабочих деревообрабатывающих профессий (плотника, столяра, токаря по дереву и т.д.). 2 8 10 2.9 Итоговое занятие по теме.
Выполнение комплексного задания и проведение тестирования для определения степени (качества) усвоения пройденной темы. 2 2 4 2.10 Тема : Что такое дом?
Определение понятия дом. Как строятся дома. Нежилой и жилой дом, одно- и многоэтажные дома, многоквартирные и рассчитанные на одну семью. Функциональные элементы жилого дома. 2 8 10 2.11. Ремонт оконных блоков.
Составные элементы оконного блока. Распространенные поломки и износ оконных блоков. Инструмент для ремонтных работ. 2 8 10 2.12 Ремонт дверных блоков.
Элементы дверного блока. Виды дверей (входные, межкомнатные, щитовые, филенчатые и т.д.) Распространенные поломки и износ дверных блоков. Инструмент для ремонтных работ. 2 8 10 2.13 Технология установки врезного и накладного замков.
Различия и общие моменты установки дверных замков. Практические занятия: Технология установки врезного замка(изготовление гнезд под корпус замка и засова, ключевины под замочную скважину, регулировка и подгонка).Технология установки накладного замка (изготовление гнезда под ключевину, сборка замка, установка накладки под засов, подгонка, регулировки)
2 8 10 2.14 Утепление дверей и окон.
Вопросы энергосбережения. Пути энергосбережения в промышленности и в быту. 2 8 10 2.15. Ручной инструмент для ремонтных работ.
Классификация инструмента. Понятие стойкости инструмента, эргономика и т.п. 2 4 6 2.16 Безопасность ручных работ.
Планировка каждого этапа - залог безопасной работы. Травма, поломка, неприятное происшествие. Культура труда. Организация рабочего места и выбор инструмента. 4 2 6 2.17 Профессиональная ориентация.
Беседа о профессии столяра. Тестирование на профессиональную пригодность.
Ознакомление с содержанием труда рабочих профессий (столяра, столяра станочника, столяра краснодеревщика, плотника и т.д.). 2 2 4 2.18 Итоговое занятие по теме.
Закрепление приобретенных навыков и знаний.. 2 2 4 3.Бытовая сантехника 3.1 Ознакомление со всеми видами домашней сантехники.
Задачи обучения и его содержание. Вода в нашей жизни. Источники воды. Организация труда и оборудование рабочего места для выполнения санитарно-технических работ. Рациональное размещение инструмента на рабочем столе. 2 2 4 3.2Понятие о санитарно – водопроводной сети.
Раскрытие понятий: водоприемник, насосная станция, водовод и т.д. Общее понятие о канализационной системе в квартире и доме. 2 4 6 3.3 Инструмент сантехника
Инструмент, применяемый при монтаже и ремонте санитарно – водопроводной сети. Слесарный и специальный инструмент.
Практическое занятие: применение, эксплуатация и ремонт инструмента сантехника; 2 4
6 3.4 Виды труб и арматура для устройства санитарно-водопроводных систем. 2 2 4 3.5 Водопроводные краны.
Краны, применяемые на внутренних водопроводах. Конструкции вентильных кранов и принцип их работы. Причины подтекания крана. Ремонт крана. 2 4 6 3.6 Канализационная система.
Конструкции сифонов и их прочистка. Общее устройство смывного бачка и принцип его работы. Неисправности в работе сифона и их устранение. Конструкции выгребных ям. Уклон канализационной системы. 2 6 83.7 Профессиональная ориентация.
Беседа о профессии слесаря-сантехника. 2 2 3.8 Итоговое занятие по теме.
Выполнение комплексных санитарно-технических работ с применением всех знаний и навыков, приобретенных при прохождении материала. 2 2 4 Бытовая электротехника. 4.1 Вводное занятие.
Образцы изделий изготавливаемых учащимися. Организация труда и оборудование рабочего места для выполнения электротехнических работ. 2 2 2 4.2 Электрическая энергия и ее использование.
Виды энергии - механическая, химическая, тепловая, электрическая, световая, атомная и т.д. Электричество – основной вид энергии XX века. Электротехника – наука о получении, передаче и применении электрической энергии. 2 4 6 4.3 Принципиальные и монтажные электрические схемы.
Принципиальная электрическая схема. Условные графические обозначения элементов электрической цепи. Практические занятия: Вычерчивание электрических схем. 2 4 6 4.4 Бытовая электропроводка.
Назначение бытовой электропроводки и особенности ее монтажа, требования и ГОСТы. Устройство осветительной сети внутри здания и в квартире. Скрытая и открытая электропроводка. 2 4 6 4.5 Электромонтажные работы.
Виды электромонтажных работ. Техника безопасности при выполнении электромонтажных работ.
Практические занятия: Монтаж электрической цепи. Устройство и зарядка лампового патрона. Устройство и зарядка штепсельной вилки. Виды выключателей и присоединение шнура к выключателю. 2 4 6 4.6 Бытовые электропотребители.
Основные бытовые электропотребители: утюг, обогреватель, электрочайник, люстры, бра и настольные лампы, телевизор, пылесос, холодильник, стиральная машина и т.д. 2 4 6 4.7 Профессиональная ориентация.
Беседа о профессии электрика.
Ознакомление с содержанием труда рабочих профессий (электрика, электромонтера, слесарь по ремонту электрооборудования, монтажника радиоаппаратуры и т.д.). 2 2 5. Работы на приусадебном участке.
5.1 Уборка территории, от мусора, листьев. 30 30 5.2 Перекапывание земли, планирование участка на зоны. 52 52 5.3 Высадка деревьев в открытый подготовленный грунт. 30 30 5.4 Посадка цветов. Поливка. 30 30
3.Методическое обеспечение реализации программы
Формы занятий
Перечень разделов Форма занятий Приемы и методы Техническое оснащение Формы подведения итогов
Культура дома Теоретическое занятие, практическая работа, экскурсионные мероприятия: посещение мебельной фабрики, экскурсия в краеведческий музей, посещение экспозиции «Интерьер сельского дома», посещение выставки Эвристическая беседа, дискуссия, дидактическая игра, диагностика поломок, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ, проблемное изложение, проблемный вопрос Доски, фанера, ДСП, ДВП, мебельная фурнитура, станочное оборудование, ручной столярный инструмент, лакокрасочные материалы, приспособления Конкурс на лучшую поделку, выставка, отчетная работа,
опрос, зачетная практическая работа, итоговая выставка работ воспитанников.
Педагогическое наблюдение
Анкетирование воспитанников.
Бытовая сантехника
Теоретическое занятие, практическая работа, экскурсионные мероприятия: посещение предприятия «Водоканал», посещение экспозиции «Деревянный водопровод нашего города», посещение очистных сооружений, ознакомительные походы в магазины строительных материалов Эвристическая беседа, дискуссия, дидактическая игра, диагностика поломок, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ, проблемное изложение, проблемный вопрос, Доски, фанера, обрезки труб различного диаметра, арматура, чугунная и пластмассовая фасонина, фитинги станочное оборудование, ручной слесарный инструмент, лакокрасочные материалы, приспособления Опрос, зачетная практическая работа, итоговая выставка работ воспитанников. «график индивидуальных достижений», проведение выставок, комплексное сравнение выполненных работ
Дом, в котором мы живем
Теоретическое занятие, практическая работа, экскурсионные мероприятия: посещение домов и квартир воспитателей давших на это согласие, проведение занятий в кабинете домоводства
Эвристическая беседа, дискуссия, диагностика поломок, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала,
показ, рассказ, проблемное изложение, проблемный вопрос Доски, бруски, фанера, заготовки для ремонтных работ, утеплительные материалы, декоративные гвозди, лакокрасочные материалы, ручной столярный инструмент, столярная фурнитура, скобяные изделия Опрос, зачетная практическая работа, итоговая выставка работ воспитанников. «график индивидуальных достижений», проведение выставок, комплексное сравнение выполненных работ
Бытовая электро-техникаТеоретическое занятие, практическая работа, лабораторная работа, экскурсионные мероприятия: посещение предприятий электросети, экскурсия в класс электродела
Эвристическая беседа, дискуссия, диагностика поломок, показ образцов изделия, практическая работа, объяснение нового материала,
показ, рассказ, проблемное изложение, проблемный вопрос Провода различного сечения и марок, наборы инструмента электромонтажника, электроарматура, бытовые электроприборы, контрольно-измерительный инструмент, испытательный стенд Опрос, зачетная практическая работа, итоговая выставка работ воспитанников. «график индивидуальных достижений», проведение выставок, комплексное сравнение выполненных работ
4. Информационное обеспечение обучения.
Буглак В.И. Плотник. – Минск, 1983.
Буглак В.И. Столяр. – Минск, 1985.
Бешенков А.К. Технология. Технический труд: Метод. пособие: 5-7кл. – М.:Аркти, 2000.
В.А.Волков Сантехнические работы дома. - М.:Знание,1989.
Коноваленко А.М. Столярничаю сам. – Киев,1986.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.
Маркуша А.М. Мастерская дома. – Минск, 1991.
Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы» / Под ред. Е.С.Забалуева.- М.:Просвещение, 2005.
Пособие для учителей графики. – М.: Владос, 1999.
Справочник по техническому труду / Под ред. А.Н.Ростовцева и др. - М.:Просвещение, 1996.
Технология: 5кл. (для мальчиков). / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.:Просвещение, 2004.
Технология: 6,7кл. (для мальчиков). / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-граф, 2004.
Технология: 8,9,10,11кл. (для мальчиков). / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-граф, 2004.
Технология. Технический труд:Учеб. Для 5кл. / Под Ред. В.М.Казакевича,Г.А.Молевой.- М.:Дрофа,2004.
Черчение: Учебник / Под ред. В.В.Степаковой. – М.: Просвещение, 2005.