Рабочая программа 1 класс Мир природы и человека


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
____________/Т.В. Андреевских/
__30.05.2016________________
дата согласования УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №119-од от «31» мая 2016 года
Директор школы
____________/О.А. Голых/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 1 коррекционный
Количество часов: 66 часов
Разработала:
Щекотова Марина Геннадьевна,
учитель начального класса
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12 2014 г. №1599)
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
7. Учебник «Живой мир» для специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII  вида  Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Москва, «Просвещение»,  2014г.  
Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
3.Содержание учебного предмета
Неживая природа
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром.
Живые и неживые объекты природы.
Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро.
Занятия взрослых и детей в течение суток.
Звезды, луна, Солнце, Земля. Значение Солнца для планеты Земля, животных, растений, человека.
Сезонные изменения (времена года)
Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев); признаки осени, зимы, весны, лета. Понятие «листопад». Выбор одежды по погоде.
Занятия людей в разные времена года.
Растения
Деревья, кустарники, травы, цветы.
Строение растений: корень, лист, стебель, цветок.
Полевые и садовые цветы.
Семена растений, определение растений по семенам.
Плоды растений, их польза, фрукты и овощи.
Условия жизни ля растений (свет, тепло, вода).
Способами приспособления растений к разным условиям жизни.
Животные
Мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания).
Детёныши животных.
Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными.
Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной.
Способы приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.
Способы приспособления животных к разным временам года.
Человек
Различие людей по возрасту, полу.
Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).
Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и чистки зубов.
Строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.)
Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза.
Правила бережного отношения к глазам, забота о зрении.
Строение, работа и назначение органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.
Орган обоняния и дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.
Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
Кожа, осязание. Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.
Представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.
Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.
Безопасное поведение.
Профилактика простуд. Одевание по погоде.
Безопасное поведение в природе. Правила поведения в лесу, на воде, в грозу.
4. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
кормление зимующих птиц;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
5. Календарно – тематическое планирование
№.
урока Название раздела, темы
Кол-во часов Форма контроля
1 1 модуль
Введение. 1 2 Объекты живой и неживой природы. 1 3 Земля и Солнце. 1 4 Значение Солнца. 1 5 Солнце и жизнь растений. 1 6 День и ночь. 1 7 Небо днём и ночью. 1 8 Сутки. 1 9 Занятия людей в течение суток. 1 10 Обобщение полученных знаний. 1 Тест
2 модуль 2.11 Осень. 1 2.12, 2.13 Признаки осени. 2 2.14 Занятия и одежда людей осенью. 1 2.15 Обобщение темы «Осень». 1 Тест
2.16 Зима. 1 2.17, 2.18 Признаки зимы. 2 2.19 Одежда и занятия людей зимой. 1 2.20 Обобщение темы «Зима». 1 Тест
3 модуль 3.21 Весна. 1 3.22, 3.23 Признаки весны. 2 3.24 Одежда и занятия людей весной. 1 3.25 Обобщение темы «Весна». 1 3.26 Лето. 1 3.27, 3.28 Признаки лета. 2 3.29 Одежда и занятия людей летом. 1 3.30 Обобщение темы «Лето». 1 Тест
4 модуль 4.31 Растения. 1 4.32 Строение и сходство растений. 1 4.33 Различие растений. 1 4.34 Разнообразие цветов. 1 4.35 Семена. 1 4.36, 4.37 Плоды растений. 2 4.38 Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. 1 4.39 Приспособление растений к разным условиям жизни. 1 4.40 Обобщение темы «Растения». 1 Тест
4.41 Животные. 1 4.42 Строение и сходство животных. 1 5 модуль 5.43, 5.44 Различие животных. 2 5.45 Детёныши животных. 1 5.46 Домашние животные. 1 5.47 Дикие животные. 1 5.48 Приспособление животных к различным условиям жизни. 1 5.49 Приспособление животных к временам года. 1 5.50 Человек. 1 5.51 Части тела человека. 1 5.52 Гигиенические навыки. 1 5.53 Лицо человека. 1 5.54 Глаза. Строение и значение глаз. 1 6 модуль 6.55 Глаза. Гигиенический уход за глазами. 1 6.56, 6.57 Уши. Строение и значение ушей. Профилактика простудных заболеваний. 2 6.58, 6.59 Нос. Значение. Профилактика простудных заболеваний. 2 6.60 Рот. Строение и значение рта. Гигиенический уход. 1 6.61, 6.62
6.63 Кожа. Строение и значение кожи. Гигиенический уход за кожей. Защита кожи от ожогов и порезов. 2 Скелет и мышцы человека. Осанка. 1 6.64 Обобщение темы «Человек». 1 КР
6.65 Экскурсия на пришкольный участок. Правила поведения в лесу. 1 6.66 Внеклассное мероприятие «Природа и я! 1 ИТОГО: 66 6. Учебно – методическое обеспечение
Учебник Методические пособия ЭОР
Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII  вида  Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Москва, «Просвещение»,  2014г.  
Лист
коррекции рабочей программы учителя
Название раздела, темы урока Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту