Раннее обучение иностранным языкам, как процесс познания и приобщения к иноязычной культуре в контексте формирования толерантной личности


Раннее обучение иностранным языкам, как процесс познания и приобщения к иноязычной культуре в контексте формирования толерантной личности.
М.В. Волостнова,
преподаватель английского языка высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 20 общеразвивающего вида «Мозаика»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Вопрос обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста давно привлекает внимание ученых-методистов, творческих педагогов, родителей. Развитие этой проблемы обусловлено рядом мероприятий, предпринятых Министерством образования и науки РФ совместно с его ведущими подразделениями и региональными органами управления образования. Современный социум вносит коррективы в работу каждого образовательного учреждения, в том числе и дошкольного. В настоящее время период дошкольного детства рассматривается как один из основных резервов, не уступающий по своим потенциальным возможностям ни одному из последующих. Не использовать его – безвозвратно упустить предоставленные возможности. Изменение статуса дошкольного воспитания на дошкольное образование – мировая тенденция. Во всех странах Европы раннее и дошкольное образование, включая языковое, является предметом национальной политики, позволяет решать сложные проблемы социального и экономического развития поликультурных сообществ.

В педагогических исследованиях последнего времени отстаивается точка зрения о приоритетности начала билингвального образования с детских дошкольных учреждений, исходя из того, что условия обучения в школе затрудняют интеграцию различных видов предметно-практической деятельности. Ситуации общения основываются на работе воображения или применения средств наглядности. Учебная речь приобретает условно-коммуникативный и условно-информативный характер. Условия в детских дошкольных учреждениях отличаются коренным образом. В них имеется все необходимое (в том числе и материальная база) для эффективного включения в обучение рисования, лепки, аппликации, наблюдений, музыки и других видов деятельности.
Вопрос преподавания английского языка на уровне нашего муниципального образования, я считаю достаточно актуальным, поскольку, количество детей, охваченных обучением иностранному языку, по городу составляет всего 187 детей, из них 64% обучаются в нашем детском саду. В сельских садах нашего района эта работа не ведется совсем.
Наше дошкольное образовательное учреждение, имея приоритетное направление – познавательно-речевое развитие дошкольников в полной мере реализует стратегии раннего билингвального образования, основанных на общей стратегии развития российского образования и ориентировано на его новое качество.
Кружок по английскому языку «I love English» ведется в системе дополнительно-образовательных услуг с 2010 года для этого созданы необходимые условия:
Определены потребности родителей в преподавании иностранного языка в дошкольном учреждении;
Создано единое образовательное пространство за счет партнерства коллектива ДОУ, родителей и представителей социума (учителей английского языка);
Введено модульное обучение английскому языку детей с 3 до 7 лет в рамках дополнительного образования;
Имеется оснащение материально-техническими и методическими средствами обучения дошкольников;
Разработаны и выпущены методические пособия для педагогов и родителей, с целью объединения образовательного процесса с различными видами предметно-практической деятельности детей дошкольного возраста;
Тема, над которой я сейчас работаю «Знакомство с социокультурным портретом Великобритании для становления нравственных ценностей и толерантности дошкольников», определилась спустя два года реализации программы I LOVE ENGLISH аnd WINNIE-THE-POOH`S LAND, автором-составителем, которой я являюсь. Программа составлена на основе программы Валерии Николаевны Мещеряковой, и Натальи Васильевны Кагуй, имеются рецензии Х.Н. Галимовой, кандидата филологических наук, доцента кафедры ГиСЭД филиала К(П)ФУ в г.Чистополь и Александровой Е. В., кандидата педагогических наук, доцента кафедры менеджмента в образовании ГАОУ ДПО «ИРО РТ».
Выводы на основе наблюдений, которые проводились мной, определили, что дошкольники 6-7 лет, посещая кружок, перестают довольствоваться усвоением только лексических единиц, им интересно знать больше о той стране, язык которой они изучают, о культуре других народов, особенностях традиций, нравов, поведения, образе жизни. Обучая детей, я заметила, что усвоение достаточного количества лексических единиц, влечет за собой развитие у дошкольников речевых, коммуникативных, познавательных потребностей, желание открыть для себя мир новой культуры отношений. В научных источниках прослеживается подтверждение моих выводов, в том числе в работах Юрия Николаевича Караулова, который считал, что «языковая личность, которая через язык осваивает языковую картину мира, а затем с помощью этого же языка проецирует себя в этот мир, обогащает тем самым и себя, и общественное сознание».
Количество часов, предусмотренное программой на изучение культурных, страноведческих знаний, оказалось недостаточным, таким образом, возникла необходимость создания проекта по ознакомлению дошкольников с культурой Великобритании «Hi, Great Britain!», цель которого является – развитие в сознании дошкольников комплекса познавательных средств и знаний о своей и чужой культуре, становление нравственных ценностей и толерантности дошкольников.
Приобретенные знания позволят дошкольнику осознанно включаться в процесс признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого, уважение прав другого (в том числе и права быть иным), а так же приобщения к искусству жить в мире непохожих людей и идей, развития культуры межэтнических отношений.
Задачи проекта скорректированы с учетом нового социального заказа общества в области раннего языкового образования, новой политики образования и задачами Федерального государственного образовательного стандарта сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. В 2014 году проект участвовал во Всероссийской экспериментально-творческой группе педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство» по теме: «Поддержка талантливых детей средствами дополнительного образования»
Пути решения поставленных задач осуществляются через включение в образовательно-воспитательный процесс соответствующего комплекса тем, отражающих национально-культурные особенности и реалии страны изучаемого языка. Данные темы реализуются с помощью включения в образовательную деятельность следующих компонентов: детский фольклор, песенное детское творчество, национальные игры, праздники, культура приема пищи и чайные церемонии, элементы декоративно-прикладного искусства, национальный костюм, музыкальные инструменты и, конечно, достопримечательности столицы - Лондона. На учебно-методическом уровне также предполагались изменения, и они реализовались за счет оснащения предметно-развивающей среды: кабинет английского языка пополнился магнитным обучающим стендом, макетами Лондона, куклами, играми и игровыми пособиями.
Специфика проекта заключается в коммуникативно-игровой направленности,
учитывая детский дошкольный возраст, и предполагает построение ее содержания на коммуникативной основе, в контексте основной деятельности дошкольника - игровой, поскольку дети в этом возрасте не имеют мотивации к овладению иностранным языком, все обучение моделируется на основе удовлетворения игровых, познавательных, личностных, психофизиологических потребностей ребенка; игра оправдывает переход на другой язык обучения, воспитывая совершенно новое отношение к жизни (Е.Ю. Протасова). Основными компонентами содержания проекта являются:
Чтение, рассказывание, разучивание произведений устного, музыкального народного творчества; познавательные беседы; экскурсии; изобразительная деятельность
Развлечения, игры, конкурсы:
Выставки детских рисунков, поделок; ярмарки; беседы с детьми, постановка сюжетно-ролевых, театрализованные игры;
Проект рассчитан на весь учебный год для детей подготовительных групп, посещающих кружок «I love English» с 2011 года и реализуется в трех этапах: подготовительный, основной, и заключительный.
Занятия детей в кружке проходят два раза в неделю, где 45% программного содержания посвящены страноведению. Дети узнают эти занятия с самого начала, поскольку присутствие главного героя «Винни-Пуха», говорит им о том, что сегодня речь пойдет об Англии. На этих занятиях всегда дается новый лексический, фонематический, грамматический и познавательный материал, а закрепляется на последующих занятиях в коммуникативном общении и различных видах деятельности: игровой, художественной, музыкальной, изобразительной. Образование в рамках интегративного изучения иностранного языка, позволяет получить более комплексные объемные знания о культуре других народов.
Самой главной и показательной формой реализации проекта, я считаю – проведение народных английских праздников. Перспективный план составлен таким образом, что после усвоения лексических и страноведческих знаний дошкольниками у них есть возможность продемонстрировать свои достижения, участвуя в празднике. В течение года запланировано четыре праздника и два развлечения. Тесно сотрудничая с воспитателями, музыкальными руководителями и родителями, праздники получаются яркими, насыщенными и незабываемыми, это действительно уникальная возможность погрузиться в аутентичную среду, где все пронизано духом Англии. Декорации, макеты, одежда детей, героев, ведущих, музыкальное сопровождение, и конечно переживания детей, их причастности к культуре красивейшей страны, в которой живет настоящая королева, не может оставить равнодушным ни одного участника.
На сегодняшний момент проект еще не завершен, но уже многое сделано, дети побывали на чайной церемонии у Королевы, окунулись в волшебство праздника «Хеллоуин», прониклись сказочностью Рождества и ожиданием Санты, узнали тайну праздника Святого Валентина, а сейчас мы готовимся к «Пасхе», идет подготовка к конкурсу «Пасхальный кролик» для детей и родителей. Я уже могу проследить результаты, в «живых», насыщенных занятиях, богатых наглядностью детям легче идти на общение. В игровой ситуации виртуального путешествия, в сопровождении мультимедийных ресурсов и сети Интернет, дети попадают в другую страну, и коммуникативные барьеры даже самых застенчивых детей снижаются.
Ко всем положительным моментам можно отнести и повышение моей профессиональной компетентности в учебно – методической деятельности - умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
Конечно, мы не говорим о обязательном обучении дошкольников английскому языку, руководствуясь принципом «не навреди», я планирую свою образовательную деятельность грамотно с учетом индивидуальных, психофизиологических особенностях детей, и, конечно, опираясь на эмоциональный отклик детей.
Не менее распространен и миф о вреде раннего обучения английскому из-за якобы чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка. Действительно, способность дошколят сосредотачивать внимание не превышает 20-25 минут. Однако грамотный педагог при наличии адекватной методики сможет и в этот промежуток дать необходимые знания. Дети, как правило, любят общаться и в отличие от взрослых, не бояться делать ошибки, поэтому и усваивают язык гораздо быстрее.
Важно понимать, что изучение английского в раннем возрасте – это не только гарантия свободного владения языком в будущем, но и дополнительные возможности личной и профессиональной самореализации для Вашего ребенка.
Проделанная работа, позволяет сделать вывод о том, что культура - цель, язык – средство: обучение английскому языку не является самоцелью, а осуществляется на основе приобщения к культуре Великобритании как общему достоянию человечества, а формируемая иноязычная культурная ситуация – фундамент процесса воспитания поликультурной, толерантной личности дошкольника.