Родительское собрание на тему: «ГНИ ДЕРЕВО, ПОКА ГНЕТСЯ, УЧИ ДИТЯТКО, ПОКА СЛУШАЕТСЯ» (собрание-совет) во 2а классе.


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А. В. Флоренко».
















Родительское собрание на тему:
«Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» (собрание-совет) во 2а классе.






Автор: Чагина Елена Павловна,
учитель начальных классов
высшей категории





2016 г.

Задачи:
Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.
Поделиться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
Познакомить родителей с требованиями программы по чтению.
Дать рекомендации родителям по увеличению скорости чтения детей.
 План проведения собрания.
Вступительное слово учителя.
Роль книги в жизни человека.
Анализ анкет для детей.
Точка зрения современных психологов.
Из семейного опыта.
Знакомство с нормами техники чтения.
Как добиться оптимальной скорости чтения.
Заключительное слово.
Форма проведения: круглый стол.
  Оформление доски. Презентация.
Оборудование: для каждого родителя необходимо приготовить результаты и нормы техники чтения ребёнка; памятки «Рекомендации и советы родителям»; набор текстов, рекомендуемых для совместного чтения и обсуждения с детьми.
Ход собрания.
1. Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем разговаривать с вами о чтении, о детском чтении. Все дети уже научились читать.  Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения. Мне хочется дать вам совет: «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» – гласит русская пословица.
«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим педагогом. Наша главная задача – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями. Наши уроки – это уроки развития и формирования правильного, беглого, выразительного чтения, формирование независимости мышления, собственного мнения и отношения к прочитанному.
Но, ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.
2. Роль книги в жизни человека.
  В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место жизни человека. Учитель начальных классов понимает, как важно воспитывать у ребенка с детства любовь к чтению, развивать интерес к книге. Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь. Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чем он читает, глубоко им переживается. Он может вернуться к полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А. П. Чехов сказал: « Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд и вечное чтение». Тема чтения всегда актуальна, но почему? - Чтение помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться. - Развивает речь, память, мышление, логику. - Учит видеть хорошее и плохое. Готовит ребенка к жизни в современном обществе.
3. Анализ анкет для детей.(см. Приложение)
Накануне собрания провести анкетирование детей по проблемам чтения. Познакомить родителей с результатами.
Таким образом, мы видим, что . часть детей в нашем классе положительно относится к чтению. И есть %, которые так или иначе не хотят читать, не любят этого делать.
4.Точка зрения современных психологов.
Попробуем разобраться в причинах неприятия  книги с точки зрения современных психологов.
Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная.
Вот пример:- Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»
При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть, хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.
К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. А раньше в русских семьях взрослые вместе с детьми читали какие-то рассказы, сказки, а потом обсуждали прослушанное. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.
А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.
Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного он все равно не может.
Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.
6. Из семейного опыта.
  Слово предоставляется трем родителям из класса. Они делятся своим опытом по данному вопросу. Рассказывают о том, как привили детям любовь к чтению, развивают интерес к книгам.
7. Норма техники чтения.
Уважаемые родители, вы знаете, что в конце четверти была проверка техники чтения. Ознакомьтесь пожалуйста с нормами техники чтения по учебным годам. (см. Приложение)
И вот показатели нашего класса на конец 1 класса и начало 2 класса. У каждого они лежат на парте по вашему ребенку.
8. Рекомендации и советы родителям: Как добиться оптимальной скорости чтения.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание, через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.  2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий", - то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.  3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения это такой режим, когда ребенок прочитает одну страницу и после этого получит кратковременный отдых. Рекомендую родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения. Читать надо поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом, когда появляются первые признаки усталости, подключаются родители.  4. Наиболее эффективными упражнениями представляются такие: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.  При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому проводится это таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано родителем и осознано, осмыслено ребенком, последний читает текст в течение одной минуты, по истечении которой отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ребенок снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у малыша, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать чтение в темпе скороговорки. Здесь не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны проглатываться, только четко проговариваться. Упражнение длится более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение. предложите ребенку снова прочитать текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Не останавливайте ребенка, пусть прочитает текст до конца. Плавно он переходит на незнакомую часть текста. И здесь совершается маленькое чудо, которое состоит в том, что ребенок несколько раз почитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (пол строчки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится. 5. Теперь последняя рекомендация - оценивание, как стимул для детей. В конце занятия чтения предложите ребенку произвести само замер скорости чтения. Пусть читает текст в течение одной минуты, затем отметит, до какого слова дочитал, пересчитает прочитанные слова и запишет результат в своеобразный дневник. Уже через неделю вы можете предложить малышу сравнить результаты недельной давности (при условии ежедневных занятий чтением!). Это благотворно сказывается на отношении детей к тренировке.
9. Заключительное слово.
Свое выступление мне хотелось бы закончить  словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». Наверное, всем нам хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут Вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, захотеть следовать этим советам ежедневно, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями. Удачи!
(Памятка выдаётся родителям на собрании – см. Приложение).







Литература для подготовки к родительскому собранию:

Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 1999.
Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться. – М., 1980.
Вергелес, Г. И., Матвеева, Л. А., Раев, А. И. Младший школьник: помоги ему учиться: книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб.: Респекс, 1996.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 1–4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1–4 классы.+ Новые собрания – М.: ВАКО, 2005.
Классный руководитель: журн. – 2000. – № 8; 2001. – № 2; 2000. – № 5; 1999. – № 2; 1999. – № 1.
Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось – 89. 2003.
Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок».




























ПРИЛОЖЕНИЕ

Норма техники чтения по учебным годам

класс
На конец 1 полугодия
На конец 2 полугодия

1
Не менее 10-15 слов в минуту
На 5 – от 25 слов в минуту

2
На 5 - от 50 слов
На 5 от 65 слов

3
На 5 – от 70 слов
На 5 - от 75 слов

4
На 5 – от 85 слов
На 5 – от 95 слов



Анкета для учеников.

Выбери один вариант ответа, и обведи его в кружок:
1. Что ты больше любишь? - читать сам - слушать чтение взрослых

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения? - хвалят тебя - отвлекают

3. Кто помогает тебе выбрать книгу для чтения? - родители - учитель - библиотекарь - сам выбираешь

4. О чем или о ком ты больше всего любишь читать? (подчеркни ) (Сказки, фантастику, приключения, о природе, о детях, о войне, о космосе, стихи, исторические книги)

5. Читают ли в вашей семье книги вслух? - читают - не читают

6. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора? - да - нет


Рекомендации и советы родителям.
В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, и чтение вслух по очереди.обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.Организуйте семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей.
При выборе книг, опирайтесь на желания ребёнка.
Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.
При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.
Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.
Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.Не надо заставлять читать подолгу. Лучше читать поменьше, но чаще.
Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.
Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки,если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.
Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.




15