Дидактические материалы (пояснения к уроку химии Решение химических задач…


Дидактические материалы к уроку (пояснения к конструкту урока)
Этапы урока:
I. Мотивационный
Цель:
1. Подготовить обучающихся к учебной деятельности на уроке.
2. Создать условия для включения обучающихся в активную учебную деятельность через формулирование задач урока.
Методы: словесный, иллюстративный, дискуссионный.
Учитель:
Приветствует учеников, проверяет готовность детей к инициативному сотрудничеству.
Для определения темы урока предлагает детям задачу, для решения которой у детей не хватает знаний и умений (активизируем мыслительную деятельность учащихся).
Проблемная задача. Одним из видов альтернативного экологически чистого топлива считается водород. По энергетическим свойствам водород превосходит бензин в 4,5 раз (1 кг водорода эквивалентен почти 4,5 кг бензина). Сколько воды пришлось бы слить из бака водородомобиля, если бы нужно было б съездить до ближайшей железнодорожной станции (расход бензина – 9 кг на 100 км).
Дети определяют, что для определения массы или объема воды нужно знать, сколько воды образуется при сжигании 1 кг водорода. Учитель подводит детей к формулированию задач урока.
Ученик:
Приветствует учителя. Показывает готовность к инициативному сотрудничеству (коммуникативные УУД).
Называет тему урока.
Высказывает личное мнение, анализируя проблемную задачу в соответствие с темой урока (познавательные УУД).
Формулирует задачи познавательной деятельности на уроке.
II. Изучение нового материала
1. Создать условия для освоения учащимися знаний и способов действий.
2. Установить правильность и осознанность усвоения первичного материала и его корректировка.
Учитель:
Подводит к традиционному алгоритму решения химической задачи.
Знакомит с новым способом решения задач через составление схематического анализа задачи.
Предлагает задачу 2 для самостоятельного решения из электронного учебника.
Ученик:
Знакомится с решением задач, приведенных в учебнике.
Анализирует пути решения задач.
Составляет алгоритм решения задач по химическим уравнениям.
Внимательно прочитать условие задачи. Понять ее химический смысл.
Составить уравнение реакции. Помнить, что неправильные коэффициенты – это неправильно решенная задача!
Подчеркнуть известное одной чертой, неизвестное – двумя. Выписать над подчеркнутыми формулами количества веществ.
Перевести известную массу, объем или число частиц в количество вещества.
Составить пропорцию и определить количество неизвестного вещества и перевести количество в массу, объем или число частиц (то, что требуется по условию задачи).
Знакомится с новым способом решения задач по плану:
Анализ ситуации.
Планирование.
Выполнение намеченного плана.
Осмысление результата.
Анализирует предыдущую задачу, определяет из скольких структурных элементов она состоит. Изображает (с помощью учителя) план решения задачи в виде наглядной схемы, построенной из наглядных обозначений.

Самостоятельно решает задачу 2 из электронного учебника.

Вводит ответ и осуществляет самопроверку.
III. Контрольный.
Цель: провести анализ и оценку успешности выполнения поставленных задач урока.
Учитель:
Проверяет знания, полученные на уроке.
Подводит к формулированию вывода по уроку.
Организует рефлексию на уроке. Знакомит учащихся с критериями оценивания по сформированности знаково-символических действий:
Низкий уровень сформированности УУД:
осуществляет выбор модельных средств (формула, схема, график, чертеж, макет и т.д.)
«читает» модели;
Средний уровень сформированности УУД:
осуществляет преобразование модели, видоизменяя её под требования конкретной практической задачи
Высокий уровень сформированности УУД:
осуществляет конструирование различных модельных средств и использует их для решения практических задач, а также для осуществления самостоятельной творческой работы.
Ученик:
Решает проблемную задачу.
Формулирует выводы по уроку
Осуществляет рефлексию (определяет соответствие личного результата требованиям, стр.125 учебника)
IV. Домашнее задание.
Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения задания.
Учитель:
Формулирует дифференцированное домашнее задание.
Ученик:
Фиксирует домашнее задание и оценивает его уровень:
базовый уровень(§37, задача 2, стр.125 и задача 1 из каталога электронного учебника (решить одним способом);
повышенный уровень (§37, задача 2 стр.125 и задача 1 из каталога электронного учебника (решить двумя способами);
высокий уровень (задача 2 стр.125 или задача 1 из каталога электронного учебника (решить двумя способами) и составить и решить задачу двумя способами).
Дифференцированные задания направлены на развитие волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.