Рабочая программа по экономики Школа Гнома Эконома


Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000.
Необходимость включения указанной дисциплины объясняется тем, что основная коррекционная задача специальной школы – подготовка детей к практической жизни, т.е. формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.
Экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 33 часа по 1 часу в неделю.
Цель программы: - формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации обучающихся в социуме.
Задачи:
Знакомить с экономическими понятиями (экономика, деньги, стоимость, бюджет, кредит, собственность и т.д.)Развивать у детей оригинальность мысли, находчивость идеи, смекалку, изобразительность
Дать понятия о различиях между разными видами собственности, с первоначальными представлениями о домашнем и школьном хозяйстве, семейной экономике, стоимости окружающих предметов, товаров, услуг.
Данная программа занятий имеет интегрированный характер, что осуществляется между предметными связями с математикой, с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией), с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности).
Содержание занятий включает в себя ознакомление младших школьников с экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данного возраста. Обучающиеся узнают, что такое семья, виды семей, познакомятся с профессиями людей, их обязанностями, с понятиями потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения.
Ребята будут иметь представление о назначении денег, узнают, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаются богатство, материальные блага и т. д. Воспитанникам можно в доступной форме показать, что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.
Формы занятий: беседы, игровые моменты, интересные познавательные задания (групповые и индивидуальные), развивающие любознательность, экономическое мышление.
Методы обучения:
Словесный
Теоретический
Репродуктивный
К концу учебного года обучающиеся должны :Иметь представление об основных экономических понятиях
Различать виды собственности (государственная, личная )Уметь размышлять в ходе бесед, игровых моментов на заданную тему
Иметь понятие о стоимости товаров, окружающих предметов, услуг
Уметь применять полученные навыки на практике
Литература
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. - №5. – с.37-43.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2.Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
3.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
4.Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3,4 – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
5.Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
6. Л. В. Кнышевой «Экономика для малышей, или Как Мишка стал бизнесменом».
Содержание программы
НАШИ СЕМЬИ – 8 часов
Введение. Что такое семья? – 1 час
Обязанности членов семьи – 1 час
Моя семья отдыхает – 1 час
Слова «хочу» и «надо» - 1 час
«Хочу» и «надо» – делаю выбор – 1 час
Откуда берутся товары и услуги? – 1 час
Профессии людей – 1 час
Что мы знаем о наших семьях? Проверь себя – 1 час
II. НАУКА ЭКОНОМИКА.
ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ – 9 часов
Наука «Экономика» - 1 час
Потребности людей - 1 час
Путешествие на Необитаемый остров – 1 час
Ограниченность – 1 час
Выбор – 1 час
Игра «Аукцион» - 1 час
Что значит экономить? – 1 час
Последнее путешествие в страну волшебницы Экономики – 1 час
Что мы теперь знаем о потребностях – 1 час
III. ДЕНЬГИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕГ – 4 часа
Что могут деньги? Для чего они нужны? – 1 час
История денежной единицы России – 1 час
Путешествие денежки – 1 час
Что узнали о деньгах? – 1 час
IV. БОГАТСТВО – 5 часов
Богатство – 1 час
Заработная плата и ее формы – 1 час
Как помочь тем, кто не работает? – 1 час
«Теремок» на новый лад – 1 час
«Умники» и «Умницы» - 1 час
V. ЭКОНОМИКА. ПЕРВЫЕ ШАГИ – 7 часов
Найди в сказке экономику – 1 час
Дом, в котором живут деньги . Мишка – банкир – 1 час
Как Мишка решил построить фабрику – 1 час
Что нужно для изготовления стула? – 1 час
Кто и чем занят на фабрике – 1 час
В гостях у семьи экономистов – 1 час
«Королевство мудрецов» - 1 час
Дата, тема Цели и задачи Форма проведения
I.НАШИ СЕМЬИ.
04.09.14
1.Введение.
Что такое семья?
Дать представление о понятии «семья» и о статусе семей (полная, неполная, приемная). Вводное занятие
познавательного развития
11.09.14
2.Обязанности членов семьи. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи. Чтение художественных произведений
18.09.14
3.Моя семья отдыхает.
Познакомить детей с различными формами и возможностями семейного отдыха. Чтение художественных произведений
25.09.14
4.Слова «хочу» и «надо».
Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Совместная деятельность.
02.10.14
5.«Хочу» и «надо» – делаю выбор.
Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека Сюжетно-дидактическая игра
09.10.14
6.Откуда берутся товары и услуги? Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг Совместно - самостоятельная деятельность. Чтение художественной литературы
16.10.14
7.Профессии людей.
Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества. Чтение и обсуждение
сказок о труде с использованием
проблемных ситуаций.

23.10.14
8.Что мы знаем о наших семьях? Проверь себя.
Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности Ролевая игра. Чтение художественных произведений
II.НАУКА ЭКОНОМИКА.
ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ
13.11.14
9. Наука «Экономика».
Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности Познавательная беседа
20.11.14
10.Потребности людей.
Дать понятие, что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения; Беседа с использованием примеров из жизни
27.11.14
11.Путешествие на Необитаемый остров.
Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев
Игра – занятие
по художественной
литературе
04.12.14
12.Ограниченность в расходах
Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы Совместная деятельность, чтение художественной литературы. Игровые упражнения
11.12.14
13.Выбор трудовой деятельности
Стимулировать творческую активность детей. Развивать способность к совместному труду. Использование рациональных способов, экономящих силы и время Совместная деятельность, чтение художественной литературы. Игровые упражнения
18.12.14
14.Игра «Аукцион» Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам

Совместная деятельность, чтение художественной литературы.
25.12.14
15.Что значит экономить?
. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения Совместная деятельность, чтение художественной литературы.
15.01.15
16.Последнее путешествие в страну волшебницы Экономики.
Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике. Игра – занятие по познавательному развитию
22.01.15
17.Что мы теперь знаем о потребностях.

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку Чтение художественной литературы (сказки)
III. ДЕНЬГИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕГ
29.01.15
18.Что могут деньги? Для чего они нужны?
Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Учить детей самостоятельно пользоваться денежными единицами. Беседа. Игра.
05.02.15
19.История денежной единицы России.
Познакомить с историей денежных единиц (деньги старинные и современные). Беседа с показом денежных знаков.
12.02.15
20.Путешествие денежки. Дать представление о многообразии денежных знаков в разных странах.
Игра – занятие по познавательному развитию.
19.02.15
21.Что узнали о деньгах?
Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы.
Беседа.
IV. Богатство.
26.02.15
22.Богатство.
Дать представление понятию «богатство» и того, что является «источником» доходов человека. Чтение сказки. Обсуждение прочитанного текста.
05.03.15
23.Заработная плата и формы заработной платы.
Познакомить детей с понятием «зарплата» и ее формами.
Совместная деятельность.
Ролевая игра.
12.03.15
24.Как помочь тем, кто не работает? Учить решать проблемные ситуации, оказывать помощь нуждающемуся.
Воспитывать чувство соучастия, сопереживания, радости достижения цели. Чтение художественной литературы. Обсуждение прочитанного материала.
19.03.15
25.«Теремок» на новый лад Развивать у детей выдумку, сообразительность, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Игра-занятие по познавательному развитию.
02.04.15
26. «Умники» и «Умницы» Закреплять у детей навыки количественного счета, использования знаков арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности.
Развлечение по математике.

V. Экономика.
Первые шаги.
09.04.15
27.Найди в сказке экономику. Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный).
Игра.
16.04.15
28.Дом, в котором живут деньги.
Миша – банкир.
Дать первоначальные знания о банке. Объяснить, для чего нужен банк и какую выгоду имеет Миша. Игра-занятие по познавательному развитию.
Чтение.
23.04.15
29.Как Миша решил фабрику
построить. Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи. Совместно – самостоятельная деятельность: чтение художественной литературы.
30.04.15
30.Что понадобилось Мише для изготовления стула.
Дать понятие о том, что такое средства производства и какие они бывают. Совместно – самостоятельная деятельность: чтение художественной литературы.
07.05.15
31.Кто и чем занят на Мишиной фабрике?
Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по- разному. Игровая инсценировка 
14.05.15
32.В гостях у семьи экономистов. Совершенствование навыков счета, сравнение чисел, выполнение арифметических действий над числами. Закрепить сущность понятий: доход, его основные источники. Игра – занятие по математике.
21.05.15
33.«Королевство мудрецов» Закрепить у детей умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям, выделять слова и действия, относящиеся к экономике. Игра – занятие по познавательному развитию.