(Письмо слогов, слов с изученными буквами) «Сказочные приключения гнома Тимоши».


(Письмо слогов, слов с изученными буквами) «Сказочные приключения гнома Тимоши».
Цели урока:
Закреплять навык чтения и письма слогов-слияний, слов и коротких предложений с изученными буквами;
Формировать умение переводить печатные буквы в письменные;
Развивать фонематический слух, внимание, мышление;
Воспитывать аккуратность, старательность.
Ход урока.
Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
Жили-были два ученых брата гнома Том и Тим. Жили братья, не тужили, ребят грамоте учили. И так хорошо у них это получалось, что слава об их учености докатилась до Бабы-Яги. Решила Баба-Яга похитить братьев, чтобы они помогли ей в старинной книге один рецепт прочитать. Послала она гусей-лебедей и унесли они гномов в лес, в ее избушку.
Узнал об этой беде их младший братик Тимоша и решил пойти выручать своих старших братьев. Но так как он был еще маленький, то не всему успел научиться и без нашей помощи Тимоша не обойдется. Поможем ему, ребята?
Нам предстоит выполнить много трудных заданий, чтобы Том и Тим снова стали свободными. Поэтому на уроке мы должны быть внимательными, старательными, аккуратными, четко отвечать и красиво писать.
Минутка чистописания. Узнавание письменных букв по их элементам.
Заглянул Тимоша в избушку, где жили гномы, не оставили ли они какую весточку о себе и увидел записку. Развернул, а она от воды испортилась. Давайте поможем Тимоше прочитать записку, восстановим испорченные буквы.
Ребята узнают буквы по их элементам и читают записку «Тимоша, спаси нас».
Быстро собрался Тимоша, подкрепился и отправился в путь. И мы с вами отправимся за ним, пропишем ему строчку-дорожку, чтобы легче гномику шагалось.
Назовите одинаковый звук в словах Том, Тим, Тимоша - твердый согласный звук М. Какая буква обозначает этот звук? Назовите буквы с похожими элементами. Эти буквы мы и пропишем. М Л И М Л И
Письмо слогов-слияний. Различение их по твердости-мягкости. Перевод печатных букв в письменные.
Шел-шел Т. по дорожке и увидел печку.
Т. - Печка-матушка, не видела ли ты, куда гуси-лебеди моих братьев унесли?
П. - Угостись моими пирожками, узнай какая у них начинка, тогда и скажу.
Учитель показывает «пирожки» и ребята догадываются, что пирожки - это слоги-слияния с твердым или мягким согласным. (Слоги написаны на карточках печатными буквами).
Давайте пропишем эти слоги в две строчки. На верхней – с мягким согласным, на нижней – с твердым согласным. Слоги читаем хором, потом пишем.
Ребята по очереди выходят к доске и записывают слоги, остальные работают в тетрадях. После того, как все слоги будут прописаны, хором еще раз их прочитать.
Физминутка.
Выполнил Тимоша задание печки, узнал дорогу и дальше пошел. Давайте и мы с вами встанем и составим ему компанию.
Я иду и ты идешь – раз, два, три. (шаги на месте)
Я пою и ты поешь – раз, два, три. (хлопки в ладоши)
Мы идем и мы поем – раз, два, три. (прыжки на месте)
Очень дружно мы живем – раз, два, три. (шаги и хлопки)
Составление слов из слогов. Работа над ударением. Игра «назови лишнее слово».
Напевая песенку шел Тимоша по дорожке и увидел яблоньку.
Т. - Яблонька-яблонька, куда гуси-лебеди моих братьев унесли?
Я. - Съешь моих яблочек, тогда и скажу, кто тебе дорогу дальше укажет.
На каждом яблочке напечатан слог. Нужно из слогов составить слова, записать их в тетрадь и поставить ударение (сова, сорока, ворона).
Ребята по очереди работают у доски. Один составляет слово из слогов, другой записывает слово на доске письменными буквами. Остальные ребята с такими же «яблочками» работают за партами в парах.
Когда все слова составлены и записаны, дети догадываются, что записали слова-названия птиц. Проводится игра «Назови лишнее слово». Вариантов лишнего слова очень много: по количеству букв и слогов, на какую гласную падает ударение, с какой буквы начинаются слова и т.д.
Запись предложения. Большая буква в начале предложения и именах.
Указала яблонька дорогу Тимоше, и пришел он к избушке Бабы-Яги. Бабы-Яги на месте не было, она улетела на болото собирать ящериц и лягушек для своего зелья. А чтобы гномы не сбежали, закрыла их на замок. Но Тимоше решила помочь мышка-норушка. Она ему дала задание – вставить в слова первые буквы. Если он справится с этим заданием, то мышка откроет замок и выпустит братьев.
На доске записано предложение «_ом и _им _пасены.» Ребята вспоминают правило начала предложения, написания имен собственных и вставляют в слова первые буквы. Восстанавливается предложение «Том и Тим спасены».
Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравился урок? Чем понравился? Какие задания были самые интересные? Какие задания оказались трудными?
Гномы благодарят вас за урок и всем говорят «Спасибо».
Работа в тетради.
м л и м л и м л и
ни се ви река ту пы мосова, ворона, сорока
Том и Тим спасены.