Классный час «Возрождение памятников истории и культуры древнего города Болгар и острова-града Свияжск». (4 класс)

УРОК ПО ТЕМЕ:
«Возрождение памятников истории и культуры древнего города Болгар и острова-града Свияжск».
Цель урока:
Образовательная:
формировать и развивать интерес к прошлому родного края;
познакомить учащихся с историей древнего города Болгар и острова-града Свияжск;
познакомить с деятельностью Первого Президента РТ Шаймиева М.Ш.
по возрождению культурных памятников Булгар и Свияжск
Воспитательная: способствовать формированию нравственных категорий «любовь к родине», «гражданин», «уважение к прошлому»
Развивающая: способствовать развитию мировоззрению школьников, активной гражданской позиции, патриотизма.
Оборудование:
презентация (31 слайд) по теме урока, мультимедийное оборудование.
План урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Рефлексия
Ход урока
Вступление.
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня первый урок знаний посвящен важной теме – изучению истории родного края - памятников истории и культуры древнего города Болгар и острова-града Свияжск.
Слайд 2
Учитель: Любовь к родному краю, понимание сопричастности к судьбе своей страны – чувства, которые закладываются в нас с детства.
Ребята, а что вы понимаете под словом Родина?
Слайд 3
Слова учеников:
Родина - это наши родные и близкие, наш дом, улица, наш город.
Родина- это школа, это школьные друзья, учителя.
Родина- земля, по которой мы ходим...
Актуализация знаний.

Слайд 4 (карта)
Учитель: Мы живем в Республике Татарстан, и это наша Родина.
Республика Татарстан богата плодородными землями, лесами, полями, реками.
Какие реки на территории Татарстана вы знаете?
Слайд 5 (река)
Слова учеников: Самые большие реки нашей республики – Волга, Кама, Вятка, Белая.
Слайд 6 ( Т‰_б‰)
Учитель: Словно голубая лента опоясывают нашу республику эти реки. Наш белокаменный город выстроен на берегу реки Камы, в которую впадают реки Меликеска, Челнинка, Шильна.
Слайд 7
Учитель: Самая большая гордость Татарстана - люди, живущие в нем.
Земля нашей республики древняя, историческая родина татар.
Однако представители и других национальностей обрели здесь свою Родину.
Какие народы и национальности проживают на территории нашей республики?
Слайд 8
Слова учеников:
-татары, русские, чуваши, башкиры, марийцы, мордва, удмурты и др.
Слайд 9
Учитель:
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и в морали.
Один за другим проходили года, -
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Г. Тукай
Слайд 10
Учитель:
В Татарстане много исторических памятников, хранящих сведения о минувшем И это еще одно большое богатство нашей республики - ее тысячелетняя история.
Что же такое история? История - это, прежде всего, память. Народ, позабывший свою историю, язык, теряет свои корни, теряет человеческий облик.
Как же мы можем узнать о том, как жили наши далекие предки?
К сожалению, до нас дошло очень мало источников. Есть записки путешественников, летописи, произведения устного народного творчества. Благодаря исследованиям ученых- археологов мы можем сегодня рассказать об истории и культуре древних городов Татарстана.
Слайд 11,12
Учитель:
Самые древние города нашего края это Болгар и Свияжск, которые являются историческими памятниками.
2010 год объявлен в республике годом Возрождения. Идет реализация проекта возрождения культурного наследия древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Запланированы прокладка современных коммуникаций, строительство речных вокзалов, масштабные восстановительные работы, археологические раскопки, строительство жилья для жителей этих городов. По словам первого президента М. Ш. Шаймиева, древние памятники Болгара и Свияжска будут восстанавливаться так же бережно, как в свое время восстанавливался Казанский Кремль. Минтимер Шарипович заявил, что в Болгаре будет построена мечеть и комплекс медресе.
Слайд 13
Учитель:
17 февраля 2010 года специальным указом первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева в республике создан фонд возрождения памятников истории и культуры "Возрождение – Янарыш". На счет Фонда поступают средства от граждан и организаций.
Ребята, а что вы знаете об истории города Болгар?
Слайд 14
Слова ученика:
Болгар был столицей средневекового государства Волжская Булгария. Он стоял на пересечении торговых путей. Сюда приезжали купцы со всех концов мира. В Болгаре круглый год шумели многочисленные базары. На улицах города можно было встретить «гостей» из Аравии, Армении, Киева, Новгорода, Византии, Хорезма, Западной Азии.
Учитель:
С принятием ислама булгары смогли приобщиться к мусульманской культуре - передовой культуре Востока. Был дан толчок развитию просвещения, литературы, науки. Но со временем звезда Болгара стала клониться к закату.
Слайд 15 (картинка)
Учитель:
Осенью 1236 г. булгарская земля стала полем кровавых битв с полчищами хана Батыя. Пылали города, превращаясь в пепел. Завоеватели не щадили ни старого, ни малого. В документах тех лет говорится: «От множества войск земля гудела и стонала, от множества и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные птицы».
Слайд 16 (стих прочитать)
Слайд 17
Учитель:
Монголам потребовалось более сорока лет, чтобы окончательно подчинить себе булгарские земли.
Жизнь медленно возвращалась на земли булгар, ставшие теперь Булгарским улусом Золотой Орды. Заново были отстроены Болгар и Сувар. На новом месте поднялись Джукетау и Биляр. Но ни один из городов теперь не имел укреплений.
К XIV столетию Болгар стал одним из крупнейших городов Золотой Орды. Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие прямо сейчас в этот славный город. Мы можем увидеть какими замечательными мастерами были болгарские строители (слова из слайдов читают ученики).
На центральной площади города красуется высокая Соборная мечеть из камня. За её толстыми стенами жители Болгара могли укрыться в случае военной опасности.
Слайд 18
Учитель:
Недалеко от Соборной мечети находилась усыпальница. В нее входили два мавзолея – Северный и Восточный. Рядом с ханской усыпальницей возвышался Малый минарет. На его крышу вела внутренняя винтовая каменная лестница в 45 ступеней.
Слайд 19
Легендами овеяна Чёрная палата г. Болгар. В ней булгарские цари по татарской легенде вершили правосудие.
Слайд 20
В пределах города располагалось другое замечательное сооружение – Белая палата. Это была общественная баня с несколькими куполообразными крышами. Здесь не только очищали тело. Это было место общения и отдыха. Булгарская знать коротала время за беседой, слушала выступления поэтов, играла в шахматы и шашки.
Булгары славились своим ремеслом, архитектурой, торговлей. Булгарские товары знали в русских княжествах в Средней Азии, в Китае и Индии, в Византии и на Ближнем Востоке.
Что последовало потом?
В 1438 г. на территории Волжской Булгарии образовалось Казанское ханство. Политическим и экономическим центром Среднего Поволжья стала Казань. Болгар играл роль одного из религиозных и экономических центров этого государства. После падения Казанского ханства его население было изгнано, и город пришел в запустение.
Слайд 21
В начале XVIII столетия на его территории был основан Успенский мужской монастырь, вокруг которого возникло село Болгар. Городище посетили Петр I и Екатерина II, которые распорядились о мерах по сохранению каменных построек древнего города, сборе и переводе эпитафий надмогильных плит с булгарскими и армянскими надписями и велели охранять руины как исторический памятник.
Сегодня Болгар - самый маленький по численности населения город Республики Татарстан. Но он лишний раз подтверждает верность пословицы: «Мал золотник, да дорог». Дурог тем, что заключено в его истории, в его историко-культурном наследии.
В 1969 г. на базе Болгарского городища был создан Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
В 1998 г. он включен в Предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации.
Слайд 22
Учитель:
Пословица: «Мал золотник, да дорог» в полной мере приложима и к Свияжску, не по своей воле ставшем островом-градом. Мы продолжаем наше путешествие.
Слайд 23
Учитель:
Возникновение города Свияжск относится к периоду противостояния Московской Руси и Казанского ханства в середине XVI в. Осенью 1550 г. царь Иван IV Грозный расположился лагерем у реки Свияги. После несколько неудачных попыток овладеть Казанью, он искал возможность покорения города. Внимание царя привлёк высокий холм на берегу реки – Круглая гора, который мог стать хорошим опорным пунктом для продвижения войск и овладения землями Казанского ханства. Было принято решение возвести здесь крепость. Крепостные сооружения Свияжска по своим размерам превосходили сооружения Великого Новгорода, Пскова и даже Московского Кремля. Крепость позволила в последующем осуществить осаду Казани, завершившуюся её взятием.
Слайд 24
Учитель:
По прошествии некоторого времени в Свияжской крепости разместились шесть церквей, два монастыря и постройки гарнизона. Вокруг крепости был выстроен посад, где разместились обслуга. В посаде располагался рынок, торговый двор, ремесленные мастерские. В последующем за посадом по направлению больших торговых дорог выстроились Ямская, Жилецкая, Архимандричья слободы. Это уже был настоящий город. У него было свое предназначение – стать одним из духовных центров Поволжья. И тому были основания: на небольшой территории располагался целый ансамбль православных культовых зданий.
В 1960 г. Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России.
Слайд 25
Учитель:
Судьба Свияжска во многом повторила судьбу Болгара, оказавшегося после второй половины XVI в. в составе российских городов.
В середине 50-х гг. ХХ века в результате завершения строительства Куйбышевской ГЭС грандиозное водохранилище затопило сотни деревень и десятки городов. Однако, Свияжск, стоявший на вершине горы, избежал этой участи, а село с белокаменными соборами превратилось в одну из уникальных достопримечательностей России. Ставший островом - град, Свияжск и поныне вызывает восхищение его посетителей.
Слайд 26
Учитель:
Века изменили облик древнего города. Среди тех, кто посетит остров – град можете оказаться и вы, ребята. Тогда вы сами увидите и прикоснетесь к уникальным древним застройкам. Я приглашаю вас посетить Болгарский и Свияжский исторические заповедники.
Слайд 27
Учитель:
Мы любим свою семью, свой дом, свою Родину. Это большое и глубокое чувство рождает ответственность. Необходимо учиться быть патриотом, гражданином.
Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства, наследия своей страны, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Слайд 28, 29 (слова о гражданине)
Слайд 30
Учитель:
И вы, юные челнинцы, как граждане нашей страны, обязаны сохранять самобытность своей культуры, уважать культуру и традиции других народов, выполняя “Кодекс юного челнинца”.
Рефлексия
Слайд 31
Учитель:
Заканчивая наше путешествие, давайте восстановим в памяти некоторые исторические моменты:
Под руководством какой выдающейся личности Татарстана идет реализация проекта по возрождению культурного наследия древнего города Болгар и острова-града Свияжск?
В какой исторический период город Болгар достиг своего рассвета?
С какими событиями в истории русского и татарского народов связано возникновение города Свияжск?
Назовите основные пункты “Кодекса юного челнинца”.
Слайд 32 (стих прочитать)
Учитель:
Желаю вам успехов в новом учебном году! Пусть ваша деятельность будет соответствовать высшим нравственным ценностям общества. И помните, вы обязаны, как граждане нашей страны, соблюдать Конституцию России и Татарстана, обязанности “Кодекса юного челнинца”.









13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415