Урок второй по повести Н.В.Гоголя Тарас Бульба. «Бранное, трудное время…». Степь как образ родины в повести Гоголя.


Урок второй
«Бранное, трудное время…». Степь как образ родины в повести Гоголя.
Цель: создать условия для развития нравственно- эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.
Задачи:
- воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление;
- формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям;
- развитие нравственно-эстетических вкусов учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,
- распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,
- объясняют авторскую позицию,
- выразительно воспроизводят текст.
Метапредметные:
- оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;( регулятивные УУД)
- умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)
- умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)
Личностные:
- соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,
- осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ
Оборудование: иллюстрации Т. Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П. П. Соколова «Возвращение из бурсы», видеопроектор, компьютер.
ХОД УРОКА
Обращение к домашнему заданию. Чтение эпизода встречи Тараса с сыновьями по ролям.
Лексическая работа.
Учащиеся перед уроком знакомятся с содержанием плаката (толкование непонятных слов), вывешенного на стенде «Сегодня на уроке», и задают вопросы подготовившему его ученику.
3. Анализ первой главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
- О чем свидетельствует внутреннее убранство хаты Тараса Бульбы?
* Выразительное чтение от слов «Все было чисто, вымазано цветной глиною...» до слов «…и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом».
Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; различные предметы на стенах, по полкам и углах – о полной мужества и доблести бранной жизни хозяина.
- Какие предметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?
*Выразительное чтение эпизода от слов « В самом деле, она была жалка…» до слов «…в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».
Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, к родному дому.
*Чтение по ролям эпизода от слов «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!»
Слов «Козак не на то, чтобы возиться с бабами».
- Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась потасовкой?
Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку – достоинство первостепенное («…что за человек ты в кулаке!»).
-Какими предстают Остап и Андрий в этой сцене?
Остап не может терпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика.
Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно . Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» Тарас дразнит его («Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет его «мазунчиком».
- Какие чувства испытывает Андрий в этот момент?
-Продолжите ряд слов: волнение, страх…
- Как раскрывается характер Андрия в этом эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?
Андрий –натура нервная, чуткая, впечатлительная. Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут.
- Сопоставление иллюстрации Т. Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П. П. Соколова «Возвращение из бурсы».

На рисунке Т.Г. Шевченко Тарас добродушно - ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен: он внешне являет собой фигуру весьма колоритную. Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком и мольбой смотрит она на Тараса. На иллюстрации П. П. Соколова изображена потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия, со страхом и укоризной глядя на мужа.
Встреча отца с сыновьями характерна для того «бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине», и является как бы своеобразной прелюдией к произведению
- В чем проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?
Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.
- Почему Тарас так пренебрежительно относится к книжкам, букварям, «философиям», хотя его замечания выдают в нем человека образованного?
Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.
- Как характеризует героя его приказ принести к столу не пампушек, а всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтобы «играла и шипела, как бешеная»?
Герой не признает полумеры ни в чем. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя-богатыря.
- Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике?
* Выразительное чтение эпизода от слов «Тарас был один из числа коренных, старых полковников…» до слов «Когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».
Лексическая работа
- Какое значение приобретает в данное характеристике слово коренной?
Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждается в защите. В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жесткие решения.
- Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?
*Выразительное чтение эпизода: «Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».
Воинский дух силен в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать в общем деле.
- Какова авторская позиция по отношению к братьям?
*Выразительное чтение эпизода от слов «Бурсаки вдруг преобразились…» до слов «…они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».
Автор любуется своими героями, никому из них не отдавая своего предпочтения.
- Как отзываются герои на слезы матери?
Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.
Обращение к домашнему заданию. Зачитываются предложения, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.
«Одна бедная мать не спала».
«Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».
«И слезы остановились в морщинках, изменивших ее когда-то прекрасное лицо».
«Она сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне».
«Она со слезами готовила все, что нужно к завтраку…»
«Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».
«Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая на п«Она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих».
«Она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота…»
- Назовите глаголы, предающие переживания матери в первой главе повести. Охарактеризуйте чувства героини.
Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота…
Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бедная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа ее полна страшных предчувствий, но остановить беду не в силах. Законы того времени не позволяли женщине перечить мужу.
- Прочитайте выразительно отрывок от слов «Одна бедная мать не спала…» до слов «…он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил». Проследите, как стилистически выделено местоимение «Она».
Местоимение «она» открывает предложения, в которых передано описание чувств героини. Автор не называет имени матери, что делает образ максимально обобщенным. Участь матери в повести – это доля всех матерей того времени.
Степь как образ родины в повести Гоголя.
- Обращение к домашнему заданию. Выразительное чтение описания степи.
- Чтение фрагментов, в которых переданы краски степи, звуки и запахи степи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра.
Краски степи. Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые , синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».
Запахи и звуки степи. « Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе…Весь их треск, свист, стрекотанье, -все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».
Обитатели степи. «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их…. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…»
Воздух, небо, над степью. «По небу, изголуба- темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек… На них прямо гляделин ночные звезды. Иногда ночное небо освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».
Днепр. «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений".
Итоги работы
Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.
Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят взор. Основной фон степной поверхности – «зелено-золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Мир степи живет своими законами. Эта жизнь проявляется во всем: в крике лебедя, в полете чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звезд. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.
- Какова внутренняя связь между описаниями мыслей и характеров героев и величественной картиной степи?
Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.
- В каких словах передано отношение автора к степи?
«Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».
- Какие чувства испытывает автор?
Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.
- Только ли красота природы вызывает эти чувства?
И необыкновенная красота природы, и осознание того, что это удивительное место на земле- милая сердцу родина, вызывает восторг автора и его героев. Степь- обобщенный образ родины. Ради нее казаки совершают свои подвиги.
- Степь –мать для героев повести Н. В. Гоголя. Какими качествами характера должны обладать сыновья, чтобы быть достойными такой матери?
Только лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем, могут быть достойны матери-степи.
Итоги урока.
- Можно ли считать Тараса с сыновьями и других запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу?
Тарас с сыновьями и другие герои повести Н. В. Гоголя –люди своего времени. Их характеры складывались в борьбе за свободу и независимость родины. Мужество, сила духа, отвага, героизм- основные качества характера героев.
- В чем источник силы героев?
Источник силы – родные места, степь, родина, взрастившая эти богатырские характеры. С ней герои, как с родной матерью, связаны кровными узами.
Домашнее задание.
Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характеры героев.
Исследовательская работа с текстом по вариантам:
1 вариант. Выписать слова, характеризующие отношение Андрия к сражению, из эпизода от слов «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…» до слов «И это добрый – враг бы не взял его - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка».
2 вариант. Выписать слова, характеризующие отношение Остапа к сражению, из эпизода от слов «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь…» до слов «…говорил старый Тарас,- ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»
Индивидуальное задание
Подготовить художественный пересказ эпизода последней ночи Андрия среди казаков.
Подготовить выразительное чтение эпизода от слов «Отворились ворота…» до слов «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..»
Оформить плакат с указанием значения слов аргамак, аркан, витязь, гайдук, гоголь, дебелый, епанча, зерцала, казан, костел, кречет, ксендз, курухман, латник, литавры, магистрат, магнат, мазница, малеванная, навперейны, оселедец, осокорь, охочеокманные, пищаль, саламата, сулея, фашина, фашинник, хоругвь, хорунжий, чобот, чуприна, шляхта, яр, ячанье.