Игровые технологии на уроках


Тема: «Знаешь ли ты русский язык?»Цель: Пробуждение интереса к русскому языку;
Углубление знаний учащихся о языке;
Повышение речевой культуры школьников.
Форма: Игра «Счастливый случай».
Эпиграф: «Берегите наш язык, наш прекрасный язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»
/ И.С.Тургенев/
1-й гейм: «Разминка»
2-й гейм: « Кто быстрее и точнее»3-й гейм: «Домашнее задание»
4-й гейм: «Ты - мне, я - тебе».5-й гейм: « Занимательные игры».Ведущий. Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и славной исторической судьбы. Его значение среди народов всего мира растет с каждым днем.
В игре встречаются две команды. Команда: «Словесники» и «Языковеды».
Объявляется 1-й гейм игры, гейм называется «Разминка».
На первый гейм, вот шутка.
Дана одна минутка.
Поспеши - ка, не зевай,
Правильный ответ давай.
/Задаются командам поочередно по 10 вопросов, которые они должны ответить за 1 минуту./
Вопросы 1-й команде:
1.Сколько букв в русском алфавите?
2. Звонкая пара т ?
3 .Какого рода путь?
4. Автор Толкового словаря живого великорусского языка?
5. Слово - синоним к выражению «кот наплакал» ?
6. Какого рода слово неряха ?
7. На какой слог падает ударение в слове свекла ?
8. Каким одним и тем же словом называется материал для письма и документа?
9.Что посреди Волги стоит?
10.Закончите пословицу: «Ветер горы разрушает, слово...»?
Вопросы 2-й команде:
1.Глухая пара - г ?
2.На какой слог падает ударение в слове километр?
3.Сколько слов в словаре В.И.Даля?
4.Какого рода слово кофе ?
5.Каким одним и тем же словом называется литературное произведение иносказательного содержания и выдумка, пустой разговор?
6.Слово - синоним к выражению « держать язык за зубами»?
7.Чего нет в России, найдется в Москве. Нет в Петербурге, а видно в Неве?
8.Закончите пословиц: « Умные речи приятно и...»?
9. Какого рода слово соня ?
10.Как пишется не в слове негодовать?
Ведущий. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку. Ребята, вам мои помощники зачитают слова известных людей о русском языке, ваша задача определить автора слов.
2-й гейм называется «Кто быстрее и точнее».
1-йученик. Этот поэт, восхищаясь достоинствами русского языка говорил: «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». /А.С.Пушкин./
2-й ученик. В своем прекрасном стихотворении в прозе он писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» /И.С.Тургенев/
3-йученик. В начале 30-х годов замечательный писатель, восторгаясь богатством языка, утверждал: «Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара» /А.Н. Толстой./
4-й ученик. « С русскими в веках мы породнились,
Словарем, языком обменялись.
Одни песни у нас родились.
И события одни воспевались» /Габдулла Тукай./
5-й ученик. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
/И.С.Тургенев./
6-й ученик. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». / К.Д.Ушинский/
3- гейм. «Домашнее задание».
Ведущий. Все команды не скучали
И заданья получали:
Путешествие свершить
Нас рассказом удивить.
Ребята, вы дома должны были собрать пословицы о слове и языке. Поочередно прочитайте свои пословицы и победит та команда, которая больше назовет, но также объяснит смысл одной пословицы точно и правильно.
Возможно это пословицы:
Язык мой - враг мой.
Язык мой - друг мой.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, а все языком.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
Лучше запнуться ногою, чем языком.
Язык губит, язык и голубит.
На языке мед, а под языком лед.
К старости зубы тупее, а язык острее.
Умные речи приятно и слушать.
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. и т.д.
4-й гейм: « Ты - мне, я - тебе»
Команды должны были подготовить занимательные задания: метаграммы, анаграммы, шарады, ребусы. Такие как:
С б мучительно бывает,
С м одежду пожирает,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна. /Боль - моль -роль -соль/
С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка - безрукавка,
С з скачу в лесу по травке,
С г меня крепи к детали
Из железа или стали. / Чайка - лайка - майка - зайка - гайка./
5-й гейм: « Занимательные игры».
Игра называется « Ответь пословицей или поговоркой».
Лиля сказала по секрету своей подруге, что мама купит ей новые коньки, и просила ее об этом никому не говорить. Подруга рассказала другой, та - третьей. И до дня рождения весь класс об этом узнал. Какая поговорка есть на этот счет? /По секрету всему свету./
На уроке литературы учитель сказал о том, что желающих приглашает в музей Х.Туфана в Киреметь. «Когда? Скорей бы!» - зашумели ребята. «Не торопитесь, ребята! - сказал Олег Николаевич. - Придет время - и мы поедем». И назвал одну пословицу. Как вы думаете, какую? /Всему свое время./
Игра: «Исправь ошибку».
1. К вам зашла соседка и обратилась к вашей маме:
- Нина, не хочешь поехать в Казань на предпраздничный рынок?
Какую неточность допустила ваша соседка? Помогите ей исправить речевую неточность.
/Слова рынок и базар - синонимы, однако у слов базар и рынок существуют различия и по значению, и по употреблению. Так, в экономической терминологии употребляется только слово рынок, например: Мировой рынок, внешний рынок. В значении «предпраздничный или сезонный торг» употребляется только слово базар: новогодний базар, книжный базар...
2. Приближается праздник. Вы хотите поздравить своих учителей. Купили открытку и сели писать поздравление. Начали так: «Наши дорогие преподаватели!» Потом задумались... Как же правильнее, точнее обратиться к своим учителям?
/В смысловом содержании и в употреблении слов - синонимов учитель и преподаватель имеются определенные различия. Учитель - это лицо, преподающее какой - либо учебный предмет в средней школе. Преподаватель - сотрудник высших или специальных средних учебных заведений./
Жюри: Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий. Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его высокой национальной культуры и славной исторической судьбы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!