Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир 4 класс базовый уровень

МБОУ Наро-Фоминская СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов

Утверждаю

«____»________________2014 г.




Рабочая программа
по учебному предмету
Окружающий мир
4 класс
базовый уровень
на 2014 - 2015 учебный год

Составитель Мурашкина Ольга Васильевна,
учитель начальных классов





2014 год

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Считаю, что УМК «Школа России» успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надёжным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.
Авторы учебно-методического комплекса «Школа России» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность. Содержание учебников и рабочих тетерадей являются прекрасной базой для применения всех инновационных технологий. Учебники основательны, методически грамотно построены и, работая по ним, можно достичь тех результатов, которых требует новый стандарт.

Цели изучения курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения.
Предмет «Окружающий мир» подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Для реализации программного содержания используется учебник А.А.Плешакова, Крючковой Е.А. ( Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./Автор: А.А. Плешаков, Крючкова Е.А. Москва. «Просвещение» 2014 год.)
Для достижения целей, которые ставятся при изучении предмета «Окружающий мир», предусмотрены соответствующие разделы и темы, разнообразные тексты, задания, система вопросов для коллективного обсуждения, выполнение школьниками учебных проектов, задания для раскрытия причинной связи между процессами и явлениями окружающей действительности.




.Основное содержание программы
Земля и человечество (9ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Земля-планета Солнечной системы. Луна-естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира,
поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Фрпмы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии : знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края; определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя, знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прощлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России ( 20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество ХIII-ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Апександр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства, культура , быт и нравы страны в ХIII-ХV вв.
Наше Отечество в ХVI-ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Пётр Первый – царь – преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы России в начале ХХ вв. Россия в ХIХ – начале ХХ вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ – начале ХХ вв.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30 –е гг. Великая Отечественная война1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края .
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч )
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Распределение часов по разделам

№ п/п
Название раздела
Количество часов



по программе


1
Земля и человечество
9 ч


2
Природа России
10 ч


3
Родной край – часть большой страны
15 ч


4
Страницы Всемирной истории
5 ч


5
Страницы истории России
20 ч


6
Современная Россия
9 ч



Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в4 классе начальной школы отводится 2ч в неделю 68ч (34 учебные недели).
Практических работ – 19
Проверочных работ - 2
Диагностических работ – 3
Тестов - 5

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты изучения курса
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У четвероклассника продолжают формироваться:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
-работая по плану, сверять свои действия с цельюи, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст. Таблица. Схема, иллюстрация и др.)
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
-работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательнго интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения , быть готовым изменить свою точку зрения;
-читать вслух и про себя тексы учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
-уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметные результаты:
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ – компетентности:
-оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся:
-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
-различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
-различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
-проводить самостоятельные наблюдения в природе;
-оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возвожных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
-формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
-в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
-называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта),
-называть океаны и материки;
-называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
-рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;
-объяснять, что такое Конституция;
-характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
-называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






Номера уроков
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения
Скорректиро-ванные сроки прохождения



Раздел «Земля и человечество» (9 часов)



1.
Мир глазами астронома.
Стартовая диагностика
Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения
02.09


2.
Планеты Солнечной системы.
Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»
°Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно- следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.
04.09


3.
Звёздное небо – Великая книга Природы.
Практическая работа № 2 «Знакомство с картой звёздного мира»
Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словарём.
09.09


4.
Мир глазами географа.
Практическая работа № 3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.»
Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.
Извлекать информацию о геграфических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
11.09


5.
Мир глазами историка.
Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прощлом своего региона, города.
16.09


6.
Когда и где?
Практическая работа № 4 «Знакомство с историческими картами»
Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчеслениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях

18.09


7
Мир глазами эколога.
. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.

23.09


8
Природное сообщество «Водоём»
Экскурсия № 1.
Наблюдать объекты и явления природы.
Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.
25.09


9
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.
Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия.
30.09


10
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.
Тест № 1.
Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Подготовка сообщений о животных из Международной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе.
02.10




Раздел «Природа России» (10 часов)



11
Равнины и горы.
Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физмческой карте равнин и гор России».
Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.
Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.
07.10


12
Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России.
Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте.
Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.
09.10


13
Природные зоны России.
Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»
Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.
Находить на карте природных зон области высотной поясности.
14.10



14
Зона арктических пустынь.
Практическая работа № 8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»
Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами.
Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни.
16.10



15
Тундра.
Практическая работа № 9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»
Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами.
Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку

21.10


16
Леса России.
Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений. Выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»
Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.
Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.
23.10



17
Растения и животные леса. Экскурсия № 2.
Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа –определителя. Фиксировать результаты наблюдений.
28.10



18
Лес и человек.
Проверочная работа № 1.
С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.
30.10



19
Зона степей.
Практическая работа № 11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»
Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.
11.11



20
Пустыни.
Практическая работа № 12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь2
Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.
13.11




21
У Чёрного моря.
Практическая работа № 13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков»
Тест № 2.
Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о них по карте.
Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.
18.11




Родной край – часть большой страны (15 ч )



22
Родной край – часть большой страны.
Экскурсия № 3.
Наблюдать объекты и явления природы.
Определять природные объекты с помощью атласа- определителя. Фиксировать результаты наблюдений.
20.11


23.
Наш край. Практическая работа № 14 «Знакомство с картой родного края»
Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.
25.11


24
Поверхность нашего края.
Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.
27.11


25
Водные богатства нашего края.
Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда)
02.12


26
Наши подземные богатства.
Практическая работа № 15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».
Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.
Определять полезное ископаемое, изучать его свойства. Находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые.
04.12



27
Земля-кормилица
Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.
09.12


28
Жизнь леса.
Практическая работа № 16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»
Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.
11.12


29
Жизнь луга.
Практическая работа № 17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»
Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.
16.12


30
Жизнь в пресных водах.
Практическая работа № 18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание».
Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.
18.12


31
Растениеводство в нашем крае.
Практическая работа № 19 « Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»
Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений ( на примерах, характерных для региона)
23.12


32
Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа
Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать чвои знания в соответствии с набранными баллами.
25.12


33
Животноводство в нашем крае
Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Различать породы домашних животных ( на примерах, характерных для региона)



34
Презентация проектов.
Тест № 3.
Извлекать информацию из дополнительных источников.
Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки)





Раздел «Страницы Всемирной истории (5 ч )



35
Начало истории человечества.
Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных.



36
Мир древности: далёкий и близкий.
Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.



37
Средние века: время рыцарей и замков.
Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средевековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.



38
Новое время: встреча Европы и Америки
Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.



39
Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4.
Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах





Раздел «Страницы истории России» (20 ч )



40
Жизнь древних славян.
Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище.



41
Во времена Древней Руси.
Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.



42
Страна городов
Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде.
Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.
Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.
Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника



43
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.
Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.
Выявлять роль летописей для изучения истории России.
Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.
Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.
Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры



44
Трудные времена на Русской земле
Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.
Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.
Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.
Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.
По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей.
Выказывать своё отношение к личности Александра Невского



45
Русь расправляет крылья
Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.
Рассказывать о Москве Ивана Калиты.
Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.
Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления



46
Куликовская битва
Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.
Составлять план рассказа о Куликовской битве.
Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы.
Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.
Рассказывать о поединках богатырей



47
Иван Третий
Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.
Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.
Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.
Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство



48
Мастера печатных дел
Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.
Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.
Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века



49
Патриоты России
Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.
Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.
Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения



50
Пётр Великий
Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.
Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.
Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.
Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.
Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.
Выказывать своё отношение к личности Петра Великого



51
Михаил Васильевич Ломоносов
Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове.
Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву.
Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры
Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета.
Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова



52
Екатерина Великая.

Проверочная работа №2
Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.
Описывать достопримечательности Петербурга.
Сравнивать положение разных слоёв российского общества.
Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва.
Прослеживать по карте рост территории государства.
Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.
Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке



53
Отечественная война 1812 года
Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года.
Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.
Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе



54
Страницы истории XIX века
В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке.
Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.
Сопоставлять исторические источники.
Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе



55
Россия вступает в XX век
Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.
Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.
Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.
Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век



56
Страницы истории 1920 – 1930-х годов
Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.
Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР.
Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.
Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.



57
Великая война и великая Победа
Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.
Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны.
Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы




58
Великая война и великая Победа
Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу.
Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году



59
Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.
Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.
Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина.
Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.
Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе





Раздел «Современная Россия» (9 часов)
Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60
Основной закон России и права человека
Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.
Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.
Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.
Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе



61
Мы – граждане России
Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.
Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.
Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)



62
Славные символы России
Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.
Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.
Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.
Обсуждать, зачем государству нужны символы.
Моделировать символы своего класса, семьи



63
Такие разные праздники
Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.
Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае.
Рассказывать о своих любимых праздниках.
Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей



64
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.
Итоговая диагностическая работа
Выполнять задания; проверять свои знания



65
Путешествие по России
(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)
Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.
Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.
Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.
Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках




66
Путешествие по России
(по Уралу, по северу европейской России)


Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.
Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.
Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.
Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках



67
Путешествие по России
(по Волге, по югу России)
Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.
Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.
Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках



68
Презентация проектов
Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.
Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и достижения других учащихся





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия.
1.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014
2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2014
3.Окружающий мир. Тесты. 4 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2014
4.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румян - цев А.А. – М.: Просвещение, 2012.
5.Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
6.От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
7.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. Яценко И.Ф. М. «ВАКО»,2013
8.Рабочие программы. Начальная школа 4 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.В. Буряк; под редакцией Е.С. Галанжиной. – М. Планета, 2014.
2.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-демонстрационный экземпляр микроскопа;
-демонстрационный экземпляр глобуса;
-комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
-комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
-демонстрационный экземпляр флюгера;
-демонстрационный экземпляр барометра;
-демонстрационный экземпляр бинокля;
-демонстрационный кземпляр весов с набором разновесов;
-демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
3. Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь. Нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.)
4.Информационно-коммуникативные средства.
1.Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
2.Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольно-измерительные материалы. Тетрадь-тренажер с электронным приложением / Авт.-сост.: С.В. Савинова – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
3.Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
4.Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. –
5.Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова (СD)
5..Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику « Окружающий мир» А.А.Плешакова.
6.Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.


Согласовано
Заместитель директора по УВР

«____» ______________2014 г

Согласовано
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от «____» ___________2014 г. №___


15