Технологическая карта урока по теме: Географические координаты. Географическая широта. (6 класс)


Тема: Географические координаты. Географическая широта.
Автор: Полыгалова Г.В., учитель географии МКОУ «ЛТСОШ».
Цели: Формирование представления о географических координатах и умении определять их.
Задачи: 1. сформировать умение определять географические координаты; 2. продолжить формирование навыка работы с картами атласа, схемами; 3. подготовить обучающихся к выполнению практической работы.
Личностные результаты: Будут сформированы ответственное отношение к учёбе, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные результаты: Регулятивные - смогут самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые учебные и познавательные задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные – самостоятельно преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему, схему в текст); определять возможные источники необходимых сведений; производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные - смогут осознанно использовать речь для выражения своих чувств, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми имеющими другую позицию по данному вопросу.
Предметные результаты: научатся определять географическую широту на карте полушарий и карте Российской Федерации; вычислять расстояния при помощи линий градусной сетки.
Оборудование: настенная физическая карта полушарий, физическая карта Российской Федерации, глобус, карточки различных цветов, скотч, раздаточный материал, учебник, атлас, рабочая тетрадь.
№ Этап урока
Цель Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Форма
организации деятельности
учащихся Метод, прием t
1. Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Разминка - учащимся предлагается назвать свое имя и положительную черту характера на первую букву имени.
Обучающиеся поворачиваются друг к другу и называют своё имя и черту характера.
Работа в пара
Практический
3
2. Актуализация знаний
Выявить уровень знаний по усвоению домашнего задания. Определить типичные ошибки и проанализировать их. Подготовленные карточки раздать обучающимся и объяснить форму работы.
На доске подготовлен шаблон для составления таблицы – колонки «Признаки линий градусной сетки» и «Параллель». Подготовить доску и скотч.
См. приложение № 1. Получают карточки, внимательно слушают задание, отбирают по заданию правильные ответы, выходят к доске, прикрепляют карточки к шаблону, возвращаются на место. По заданию нужно отобрать карточки содержащие информацию по колонкам, вынесенным на доску. Эту работу проводят обучающиеся, у которых карточки с признаками линий градусной сетки и характеристиками параллели. Они выходят к доске и с помощью скотча располагают карточки таким образом, чтобы получилась таблица
из двух колонок. Кому достались карточки с характеристикой меридианов к доске не выходят.
Проверить работу, проанализировать результат.
Индивидуальная работа Контроля 7
3. Изучение нового материала.
1. Через постановку проблемы выйти на формулировку новой темы и цели урока.
2. Научить обучающихся воспринимать информацию в форме лекции.
Организует ситуацию, благодаря которой обучающиеся подходят к формулировке темы и целей урока (см. приложение № 2, стихотворение о координатах). Как вариант, можно использовать следующее задание - откройте атлас, на физической карте полушарий найдите город Мехико - город обозначен кружочком (белым). Пользуясь картой, расскажите о его местоположении, как можно точнее.
Монолог учителя с использованием демонстрационного материала (глобус), созданием схемы по ходу объяснения нового материала. Схематично изображается земной шар, обозначаются экватор, полюса, тропики и полярные круги, надписываются названия и градусы нанесённых на схему линий и точек. Вводится понятие «географическая широта». На схеме показывается особенность определения географической широты (точка лежит на параллели, точка расположена между обозначенными на карте параллелями).
Учитель объясняет приём определения расстояний по карте с помощью линий градусной сетки. Активно используется обратная связь с обучающимися.
Открывают карту в атласе, находят город и объясняют, где город находится (полушарие, материк, часть материка, параллель).
После упоминания параллели обучающиеся выходят на тему урока и формулируют цель урока.
Внимательно слушают, кратко записывают и зарисовывают новую информацию, работают по карте атласа и настенной карте у доски, с текстом учебника.
Работа в парах
Фронтальная
Частично-поисковый
Инпут, наглядный
5
10
4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Проверка усвоения нового материала.
Учитель организует работу в группах. Из лежащих на парте карточек нужно выбрать ту, цвет которой соответствует степени усвоения нового материала (зелёный – усвоил, могу работать сам; жёлтый - есть затруднения, возможна консультация «знатока»; красный - материал вызывает большие затруднения, нужна помощь учителя). Образцы заданий - приложение № 3. Обучающиеся получают для работы карточки с дифференцированными заданиями.
Обучающимся правильно выполнившим задание предлагается проверить работу в группе обучающихся выбравших жёлтые карточки.
Обучающиеся выбирают из карточек, лежащих на парте, карточку соответствующего цвета, пересаживаются, образуя группы. Получают задание и время на его выполнение.
Обучающиеся выбравшие зелёную карточку и выполнившие задание, получают право проверить работу и оказать помощь обучающимся работавшим с карточками жёлтого цвета.
Обучающиеся с красной карточкой пользуются помощью и консультацией учителя.
Групповая
Метод «Конфетти»
10
5. Рефлексия.
Выявить достигнута ли поставленная цель.
Беседа по вопросам.
Что мы узнали на уроке?
Чему мы научились?
В каких жизненных ситуациях вам могут пригодиться новые знания?
Обучающимся предлагается поделиться своими впечатлениями об уроке (зелёная карточка – настроение хорошее, красная - есть чувство тревоги, требуется помощь).
Отвечают на вопросы. Самооценка работы на уроке.
Фронтальная
Контроля 7
6. Домашнее задание Отработка и закрепление изученного материала. Развитие творческих способностей. Озвучивает варианты домашнего задания.
§ 14, вопросы (устно, письменно).
Создать презентацию по теме. Записывают домашние задание. Индивидуальная 2-3
Приложение № 1. Сравнительная характеристика линий градусной сетки.
Признаки линий градусной сетки Параллели Меридианы
1. Какое направление
показывает?
З ↔ В С

Ю
2. Какова длина в градусах?
Экватор - 360°,
к полюсу уменьшается до 0° 180°
3. Какова длина в километрах?
Экватор – 40 000 км,
к полюсу уменьшается до 0 км 20 000 км
4. Какова длина 1° в километрах?
Экватор – 111,3 км,
к полюсу уменьшается до 0 км 111,3 км
5. Какую форму имеют на глобусе? Полюс – точка, остальные - окружность Дуга в 180° (половина окружности)
6. Какую форму имеют на карте
полушарий?
Экватор - прямая линия,полюс - точка,
остальные - кривые линии Центр - прямая линия,
по краю карты - дуга в 180°, остальные - кривые линии
7. Через сколько градусов
проведены на карте полушарий?
10° 10°
8. От чего начинается отсчёт?

от экватора, 0° начального меридиана, 0°
9. Чем заканчивается отсчёт?
90°
(Южный полюс, Северный полюс) 180°
Приложение № 2.
На карте – огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовётся «объект» -
Такое понятие ввёл человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы её отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой…
(продолжение на следующем уроке).
Номер квартиры – её долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остаётся припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.
Приложение № 3.
leftcenterЗадание по карточке:
1. Определите географическую широту
точек 1, 2, 3, 4, 5.
2. Какие материки и океаны пересекает
20° ю.ш.? При ответе используйте
к/к и карты атласа.
3. Определите длину отрезка А-Б в
градусах и километрах. Расчёты
запишите.


leftcenterЗадание по карточке:
1. Определите географическую широту
точек 1, 2, 3, 4, 5.
2. Какие материки и океаны пересекает
20° с.ш.? При ответе используйте
к/к и карты атласа.
20955310515
Задание по карточке:
1. Определите географическую широту
точек 1, 2, 3, 4, 5.
2. Какие материки и океаны пересекает
30° с.ш.? При ответе используйте
к/к и карты атласа.