Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний обучающихся по теме: «Уравнения химических реакций».


Проект урока.
Класс – 8.
Тема предметная: Уравнения химических реакций.
Триединая предметная цель:
Образовательная
Сформировать понятие о химическом уравнении;
Обучить умению составлять химические уравнения.
Развивающая
Развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи;
Развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии;
Развитие аналитических навыков мышления.
Воспитательная
Воспитание коммуникативных навыков (работа в паре, умение высказать и доказать свою точку зрения, умение слушать и слышать);
Развитие познавательного интереса к предмету.
Самообразовательная
Развитие самостоятельности при выполнении учебной задачи по алгоритму.
Стимулирующая
Мотивация на разрешение возникающих познавательных трудностей.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: заполнение таблицы «Знаю, Хочу узнать, Что узнал», работа по алгоритму, элементы проблемного обучения.
Формы: индивидуальная и парная работа.
Средства обучения: инструктивные карты для учащихся, презентация.
Оборудование: мультимедиа (ноутбук, интерактивная доска, проектор), бенгальские огни и спички.
Содержание урока:
Этапы урока Деятельность учителя Прогнозируемая деятельность учеников
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. Подготовить учащихся к уроку. Разъяснить ход занятия, значение учебного материала. Приветствие учителя. Готовность класса к работе.
2. Стадия «Вызов».
Задание: На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?
Д.О.: «Горение бенгальских огней» (выполняют учащиеся), ТБ.
1. Что составляет основу бенгальского огня?
2. Что происходит с магнием?
3. Как называется данное явление?
4. Что явилось основной причиной такого явления?
Выполнение опорного теста (смотреть приложение 2).
Контроль и самопроверка результатов. Обеспечить мотивацию и способствовать формулировке темы занятия самими учащимися.
Направление на опорный тест.
Ознакомление с таблицей «Знаю, Хочу узнать, Узнал» (слайд №2).
В колонку «Знаю» учащиеся вносят варианты ответов и определяют, что им известно и что вызывает затруднения.
Проверка результатов, выявление трудностей.
В колонку «Хочу узнать» учащиеся вносят то, что вызвало затруднение. Активная работа учащихся показывает их готовность к деятельности.
По результатам демонстрационного опыта учащиеся отвечают на вопросы.
Заполнение колонки «Знаю» таблицы с опорой на вопросы теста (индивидуальная работа) смотреть приложение 1).
Ответы на вопросы.
Заполнение колонки «Хочу узнать»
(индивидуальная работа).
Как можно описать химическую реакцию? Совместная формулировка проблемы и темы занятия (слайд №3).
3. Стадия «Осмысление новой информации».
Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.
Фосфор + кислород = новое вещество
Можно вспомнить понятие «уравнение», которое даётся в математике. В чём суть самого уравнения?
Физкультминутка для глаз и осанки «Загляну на свой локоток»!!!
Творческое задание с использование интерактивной доски: смоделировать с помощью геометрических фигур и знаков реакции химические процессы. Демонстрация опыта «Горение фосфора в кислороде» (слайд №4).
Совместное составление алгоритма словесного описания (слайд №5).
Замена слов на условную запись.
Мы описали химическую реакцию словами. А теперь давайте составим условную запись. Кто мне поможет?
Как химики обозначают на письме фосфор, кислород?
Можем ли мы между левой частью и правой частью нашей записи поставить знак равенства.
Почему - нет?
(Учитель преднамеренно ставит знак равенства).
Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?
Определение проблемного вопроса: Как уравнять левую и правую части схемы?
Направление на алгоритм составления уравнения химической реакции (слайд №6).
Для закрепления самостоятельное составление уравнений реакций на основе демонстрационного опыта.
Демонстрация опыта «Горение железа в кислороде» (слайд №7).
Дайте определение понятию «химическое уравнение».
Возвращаемся к таблице «Знаю, Что хочу узнать, Что узнал».
Какой существует способ описания химической реакции?
Переход к графическому способу передачи информации. Наблюдение за опытом.
Совместное составление алгоритма словесного описания.
Запись алгоритма в колонку «Узнал».
Запись химических формул фосфора, кислорода, оксида фосфора (V).
P+O2 → P2O5
Ожидаемые ответы:
Нет
Ожидаемые ответы:
Сходство – в наличии фосфора и кислорода, разница – в количестве атомов химических элементов.
Предположения.
Парная работа по алгоритму (смотреть приложение 3).
Внесение дополнений в запись реакции на основе математических вычислений.
Конечная запись реакции:
4P+5O2 = 2P2O5.
Работа в паре.
Ожидаемая запись:
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
Проверка по слайду №8.
Ожидаемый ответ:
Условная запись химической реакции с помощью химических формул.
Заполнение колонки «Что узнал».
Ожидаемый ответ:
Графический.
Работа с геометрическими фигурами на интерактивной доске.
4. Стадия «Рефлексия, размышление».
Комментарии по написанию синквейна (слайд №9).
Домашнее задание:
§31.1, задание 3 с.110.
Предложите другой способ описания химической реакции (слайд №10).
Комментирование работы учащихся. Подведение итогов. Осмысление всей информации, полученной на 3 стадии.
Ученик выражает своё отношение к изученному вопросу.
Пример ответа:
«Химическое уравнение»:
- молекулярное;
- описывает химическое явление;
- отображает суть химической реакции;
- условная запись.
Запись домашнего задания в дневник.