Семинар-практикум для воспитателей «Научите детей любить природу».


Семинар-практикум для воспитателей
«Научите детей любить природу».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.
Задачи.
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
Развивать познавательный интерес у педагогов;
Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума.
Экологический тренинг для педагогов.
Представление названия команды.
 Разминка.
 Блиц – конкурс
 Решение педагогических ситуаций
 Кроссворд “С днем рождения, земля!”
 Творческий конкурс.
 Музыкальный конкурс.
Итоги.
Ход семинара.
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас семинар-практикум  на тему «Любите природу».
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.
Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).
Ведущий: - Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.
Ведущий: - Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Разминка.
И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов).
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
 Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
(Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой).
Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.)
Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
Что должно быть в уголке природы?(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
 Что должно быть на участке детского сада?(Деревья, кустарники, цветники, огород.)
Какие методы используются для экологического воспитания детей?(Наглядные, практические, словесные.)
 Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.(Игра; элементарные опыты; моделирование.)
 Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)
Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
Ведущий: - У вас есть карточки с заданием.  Попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
наличие как можно большего числа видов растений и животных;
наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;
Ведущий: - Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Ведущий: - Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
- Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Ведущий: - Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
Решение педагогических ситуаций.
Ведущий: - Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.
Ведущий: - А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля».
1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (Солнце).
2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед).
3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна).
4. Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка).
5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (Месяц).
6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (Роса).
7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо).
8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь).
9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (Вода).
10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (Тень).
11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник).
12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок).
13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь).
14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима).
15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень).
16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман).
17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето).
18. Опустел наш  сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь).
Творческое задание.
Ведущий: - Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Увидел грача – весну встречай.
3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Любишь кататься – люби и саночки возить.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
Музыкальный конкурс.
Ведущий: - Командам поочередно исполнить отрывок  из песен о природе.
Ведущий: - А сейчас  музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Ведущий: - Лебедь -  это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах.  Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту.  Недаром все народы почитают  лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.
Ведущий: - Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание).
Заключение.
Ведущий: - На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.
И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!