Формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы путем использования разнообразных видов работ.


Р.М.Ахметжанова, учитель русского языка и литературы КММ «Шынгыстайская средняя школа имени Абдыкериам»
Формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы путем использования разнообразных видов работ.
Согласно «Закону об образовании»,содержание образования должно обеспечивать «адекватный мировой уровень общей и профессиональной культуры общества,формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; формирование человека,интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности,создание условий для ее самореализации». Есть разные определения понятия педогогическая технология.
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы. Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих воспитанников. Если проанализировать учебные планы и программы по различным предметам, то убеждаешься в том, что различного рода письменных работ в них не так много, как на самом деле встречаешь в практике работы учебного заведения.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока.
Педогогическая технология-это продуманная во всех деталях педагогическая деятельность по проектированию,организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий  для учащихся и учителя. На уроках русского языка и литературы возможно применение различных педагогических технологий.
Я считаю, что даже элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследует цель : укрепление здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и неуставшими, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток. Мы с ребятами во время физпаузы обязательно произносим какой-либо текст.
Очень нравится учащимся младших классов физпауза:
Медведь шел, шел, шел
Земляничку нашел,
Ах, какая вкусная
Земляничка русская.
Игровые технологии позволяют активизировать детей ,непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь. Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не тоько оживить класс на уроке ,но и закрепить полученные знания .При изучении темы «Единстенное и множественное число» в 4 классе я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке. Называя при этом слово в ед.чис, ребенок должен бросить мяч обратно, назвав слово во множественном числе. Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивать речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу. Компетенция-это приобретаемое в результате обучения новое качество ,увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе со способностью применять полученные знания и умения на практике.
Коммуникативная компетенция-это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношениях к ценностям других людей (религиозным, этническим, профессиональным, личностным). Работу по формированию у учащихся коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям: развитие речи и этикет общения.
Работа по развитию речи осуществляется через уроки, внеклассные мероприятия и внеурочную деятельность.
Основная задача на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над ее правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность .Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.
На своих уроках я применяю различные методы обучения: наглядный, метод групповой работы, для формирования коммуникативной компетенции. Я считаю, что групповая работа-это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности .При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместимой деятельности.
Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути ее решения, брать на себя предположения, аргументируя их.
Существует множество видов работ по развитию речи на уроке: написание творческих работ: сочинений и изложений. Например, в 4 классе они написали небольшой рассказ  «Как провели летние каникулы», «Я и моя семья»
Помогает в формировании коммуникативной компетенции работа со словарем, когда ученики учатся находить дополнительные лексические значения слов, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов.
Лексико-семантическая работа со словарными словами. Например, одно из заданий, которое учащиеся получают при изучении новых слов: зашифровать слова в виде ребусов, создать кроссворд с использованием словарных слов, формулирование вопросов к кроссворду тоже позволяет ввести слово в речь ребенка и научит грамотно его использовать .Как правило, данные задания предлагаются детям на выбор, что опять-таки подразумевает необходимость выбора, принятия решения и ответственности ребенком. А это составная часть коммуникативной компетенции.
Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы-все это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности.
В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению ,заменили телевизор и компьютер, когда в речи подростков да и их родителей много мусора, грязи,грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетенцию родителей, прививать им любовь к правильной речи и желание передать эту любовь детям. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы.
Формирование коммуникативной компетенции- это обучение на основе общения. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также  его уровень развития. Развивая речь у ребенка, мы развиваем  и его интелект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка грамотная речь- залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.