Тема урока: Градусная сетка на карте и глобусе, географические координаты


Тема урока: Градусная сетка на карте и глобусе, географические
координаты
Цели и задачи урока: Сформировать представления учащихся о параллелях и меридианах, о градусной сетке, географических координатах. Развивать умения и навыки работы в парах, умения различать географическую широту и долготу местоположения объекта. Добиваться активности учащихся на уроке.
Основная идея урока: Для чего необходима градусная сетка на глобусе?
Оборудование: глобус, карта полушарий, атлас
Номенклатура (ключевые слова): экватор, меридиан, параллели, географическая широта, долгота
______________________________________________ _________________________________________________________ ЭТАПЫ УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА МОДУЛИ ВРЕМЯ
1.Оранизац.
момент Приветствие учащихся. Проверяет готовность кабинета к уроку. Управляет подготовку к уроку. Раздача листков для тестирования и оценивания. Приветствуют учителя. Рассаживаются по группам. Выбор оценщика в группе. Проверяют свою готовность к уроку. 1. Создание комфортной обстановки. Мобилизация учащихся к уроку.
3-5
2. Проверка дом. задания 1. Вводное слово учителя: - Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот . Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось Земли?
- Что такое полюс?
2) – Ребята дайте определение термина «экватор»
3) Слово учителя: Длина экватора 40000 км, а градусная длина окружности экватора 360◦.
- Сколько км. в 1◦ по экватору?
( 4000: 360= 111км)
4) Проблемный вопрос: В чем отличие изображения экватора на карте и глобусе?
5) - Прочитайте в учебнике, что такое «меридиан» и покажите на карте и глобусе .
6) Мозговой штурм:
- Какие точки соединяют меридианы?
- Параллельны ли они?
- Какое направление показывают меридианы?
- Сравните внешний вид меридиана на карте и глобусе.
7) Учитель пишет на доске термин «параллели».
Посмотрите на глобусе и дайте определение параллелям. Сравните параллели на карте и глобусе.
8) Учитель вычерчивает на доске заготовку таблицы со сравнительной характеристикой меридианов и параллелей и предлагает учащимся заполнить ее.
9) Учитель рядом со словом «параллели» пишет слово «широта».
10) Проблемные вопросы:
- Какая точка имеет самую большую удаленность от экватора?(полюс)
- На сколько градусов он удален? (90)
- А теперь посмотрите на рисунок - Как отличить расположение точек А и Б, ведь и у той и другой широта 20◦?
Если ученики затрудняются, то учитель предлагает обратиться к тексту учебника
11) Что необходимо еще знать кроме географической широты, чтобы определить местоположение объектов?
12) Слово учителя: нужно знать координаты вертикальных линий. – Как называются вертикальные линии на карте и глобусе?
13) Учитель пишет слова : меридиан и долгота. – Что такое нулевой меридиан? 1. Ученики записывают свою версию определения «полюс». После этого читают свои варианты, а учитель зачитывает определение из справочника, просит выделить более точные работы учащихся и обратить внимание на допущенные неточности.
2) Учащиеся, сидящие на 1 варианте, записывают свои варианты определения, а учащиеся 2 варианта читают в учебнике.
Учащиеся 2 варианта указывают на ошибки соседнего варианта.
3) Учащиеся делают записи в тетради
4,5) Индивидуальная работа с текстом учебника. Сравнение линий на глобусе и карте.
6,7,8) Учащиеся сравнивают меридианы на карте и глобусе, записи наносят в таблицу в тетради. Затем сравнивают параллели на глобусе и карте, также наносят полученные данные в таблицу.
9) Учащиеся отвечают на вопросы
10) Ученики, ознакомившись с тематическим текстом, отвечают, что есть северная и южная широта.
11,12) Учащиеся отвечают – меридианы.
13) Нулевой меридиан- это меридиан, проходящий через гринвичскую обсерваторию близ Лондона. Далее учащиеся читают в учебнике определение термина «долгота». Записывают в тетрадь. 1.Новые подходы в обучении
2. Оценивание для обучения и оценивание обучения
Развитие интереса к уроку.
Развитие умений и навыков работы с текстом учебника. Умения работы в паре. 20
4. Закрепление Учитель задает вопросы для проверки понимания и закрепления новой темы уч-ся:
- Воображаемая ось, пересекающая Землю на полюсах?
- На равном расстоянии от полюса находится?
- Длина экватора?
- Можно ли двигаясь по меридиану на север совершить кругосветное путешествие?
- Как называются линии параллельные экватору?
- При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается?
- Самая длинная параллель?
- Направление каких сторон горизонта показывает эта линия?
Задания на умения:
А) Назовите точку, расположенную ближе всех к экватору
Б) назовите точку, которая ближе всех к северному полюсу
В)расположите точки по мере удаления от северного полюса
А- 30◦ ю.ш.
Б- 40◦ ю.ш.
В – 10◦ с.ш.
Г – 5◦ ю.ш.
Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения, выводы. Что они поняли по теме урока по методу 5 -5 -1
Обучение критическому мышлению
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Развитие интереса к уроку.
7
5. Подведение итогов Учитель предлагает учащимся оценить свою работу в течении урока. За критерии берутся этапы урока. Учащиеся оценивают свою работу на уроке за полями тетради. 5-7
6. Информация о домашнем задании Прочитать П.13 , выполнить задания после темы. Записывают задание. Задают вопросы, по заданию. 3