Разработка урока по географии Градусная сетка. Географические координаты

Учитель географии I квалификационной категории: Кузьмина Наталья Викторовна, МОУ «СОШ №5» имени Воинов 100 и 101-й отдельных стрелковых бригад г. Ржева.
Раздел: Географическая карта, 5 класс ФГОС.
Тема урока: Географические координаты.
Цели: 1. Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;
2.Определять на карте местоположение географических объектов.

Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: находить объекты на карте и глобусе.

Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения географических координат, определение адреса географических объектов.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать рабу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям географическая широта и долгота, географические координаты, определять на карте местоположение географических объектов; структурировать знания; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева- 5-6 класс, глобусы, карта полушарий, раздаточный материал.
Тип урока: открытие новых знаний в технологии деятельностного метода обучения.

Этапы урока
Содержание урока
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

Мотивация к учебной деятельности
Фронтальная работа.
- Какой теме был посвящен прошлый урок?
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
Хорошо, правильно.
Сегодня мы продолжим работу по определению адреса географических объектов.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.


Пробное задание.
Теперь попробуйте выполнить новое задание.
В средствах массовой информации объявили, космический корабль приземлился в месте с координатами 20
·северной широты и 10
· восточной долготы.
- Сможете ли вы определить это место?
- Что вы пока не знаете?
- Какой вопрос у вас возникает?
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Какова ваша личная цель?
- Зная тему и цель урока, составим план работы на уроке:
1.Дать определение понятию «географическая широта» и «географическая долгота».
2. Составить алгоритм нахождения географической долготы и географической широты.
3. Научиться применять, построенный алгоритм для нахождения координат объектов на карте.



Актуализация знаний.
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, что надо сделать? (надо повторить то, что нам потребуется для открытия нового).
- Что такое параллели? Покажите параллели (работа в парах).
- Что такое меридианы? Покажите меридианы (работа в парах).
- Что вы сейчас повторили и узнали?


Поиск решения.
– Для того чтобы получить новые знания продолжим работу в группах: ( создайте группы)
У вас на столах лежат задания для каждой группы, работая с текстом учебника подготовьте ответы.
-Сколько времени вам понадобиться?
Время закончилось, проверяем.
Физкультминутка.
1 группа -С каким понятием вы работали? (географическая широта).
-Другая важная характеристика местоположения-географическая долгота (2 группа)
3 группа –У вас какое было задание?(составить алгоритм определения геогр. широты).
-Каков же алгоритм определения географической долготы (4 группа)

Итак, вы узнали, что такое широта и долгота, знаете алгоритм их определения.
- Что теперь необходимо сделать?
(научиться их определять на карте)
-Определите широту и долготу следующих городов: С-Петербурга и Москвы. Работаем в тетрадях. Проверяем.

Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Первичное закрепление.
Задания на тренировку. Работа в группах.
- Определите географические координаты городов.
- Сколько времени понадобится?
- Сопоставьте свои работы с эталоном.
- Поднимите руку, кто задание выполнил правильно?
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.



Включение в систему знаний и повторение.
-Продолжаем работу индивидуально с карточкой №2.
Работу выполняем по вариантам. Листочки подпишите. Время работы- 4 мин.
Заканчиваем работу, взаимопроверка в парах.
Карточки сдаем.


Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Итог урока.
- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?


-Мы с вами справились с этой задачей?
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Рефлексия.
- Какую работу мы сегодня выполняли?
- Чему научились?
- Кто или что вам помогало справиться с работой?
- Кто доволен своей работой?
Оценки за работу на уроке.
Заполнить лист-самооценки.


Домашнее задание.
П.18, задание в рабочей тетради.







Лист-самооценки
Я знаю, как определить географическую широту
Я знаю, как определить географическую долготу
Я смогу определить географические координаты
При работе в парах у нас возникли затруднения....
В самостоятельной работе у меня не было затруднений
При работе в парах возникли затруднения ( перечислить- какие)...
В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислить- какие).
Мне необходимо поработать над....

Задания для работы в группах:
Определите географические координаты городов.
1 группа: Владивосток, Мехико.
2 группа: Пекин, Каир.
3 группа: Киев, Вашингтон.
4 группа: Париж, Лондон.



Алгоритм определения географической широты:
Найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и
определить ее широту.
Определить число градусов от этой параллели до объекта.
Прибавить получившееся число к широте параллели.

Алгоритм определения географической долготы:
Найти ближайший к объекту меридиан со стороны Гринвича и
определить его долготу.
Определить число градусов этого меридиана до объекта.
Прибавить получившееся число к долготе меридиана.











15