Программа факультативного курса по русской литературе «Сказочные традиции в русской литературе»


ГУ «Средняя школа № 19»
Программа факультативного курса
«Сказочные традиции в русской литературе»
для учащихся 5 класса
общеобразовательной школы
Автор – составитель
учитель русского языка
и литературы
Малаева С.М.
г. Астана
2013г.
Пояснительная записка
В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Факультативный курс «Сказочные традиции в русской литературе» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:
улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи факультативного курса:
-познакомить учащихся с авторскими сказками;
- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
-прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Тематическое планирование занятий по программе
«Сказочные традиции в русской литературе»
№ п/пТема занятия Цель Кол-во часов Дата
Раздел 1. Сказочные секреты. (5ч) 1. Понятие о сказках. -расширить представления детей о сказках, -выявить характерные особенности сказок-воспитание доброты, любви к народному творчеству. 1 2. Виды сказок, их анализ -познакомить с различными видами сказок, -сформировать умение высказывать своё отношение, свои чувства к поступкам сказочных героев 1 3. Структура и законы волшебных сказок. -познакомить со структурой сказок;-формировать умение оценивать поступки сказочных героев;-способствовать воспитанию любви к народному творчеству 1 4. Герои сказок.
Познакомить с героями народных сказок;
формировать умение оценивать поступки сказочных героев; 1 5. Литературная сказка как авторское произведение Истоки народных и авторских сказок Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной
Сопоставление и анализ народных сказок и сказок русских писателей 1 Раздел 2. «А.С. Пушкин – великий русский сказочник» 6-7 Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди». Знакомство со сказкой А.С.Пушкина
Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказки 2
8-9 А С Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Знакомство со сказкой А.С.Пушкина
Способствовать развитию умения анализировать произведение 2 10-11 А С Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде» Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной 2 Раздел 3. «Что за прелесть эти сказки…» Сказочные традиции в произведениях русских сказочников .П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Фольклорная основа сказки. Познакомить учащихся с особенностями стихотворной сказки;
сопоставительный анализ  с народной сказкой «Сивка- Бурка» 2 12 Творческая мастерская. «Сказка и сказочники» (составление групповой сказки). -формировать умения составлять сказки, работать группой, -познакомить с правилами группы;-сформировать навыки группового взаимодействия 1 13-14 Анализ сказки В. А. Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»..-развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план;-воспитание чувства доброты, любви к фольклору. 2 15-16 В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Сказка и пословица. Развивать умение определять мораль в сказке;
формировать навыки группового взаимодействия.  2 17-18 A.П. Платонов. «Финист—Ясный сокол» - развивать коммуникативные навыки, способность к рефлексии, внимание, речь, воображение;- воспитание чувства доброты, любви к фольклору. 2 19 Творческая мастерская.
Составление сказки по опорам. - развивать умение составлять сказку по опорам;-формировать навыки группового взаимодействия. -воспитание чувства доброты, эмоциональной культуры. 1 20-21 А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план;-воспитание чувства доброты, любви к фольклору 2 22-23 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 2 Раздел 4. Современные сказочники 24 Л. Сидорова «Загадки времён года», познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей;
умение анализировать художественный текст 1 25 С. Голубева «Серебряная подкова» познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей;
умение анализировать художественный текст 1 26 Вернисаж рисунков к своим сказкам. - развитие навыков группового взаимодействия, внимания, речи, воображения;- формирование умения создавать иллюстрации к своим сказкам;- воспитание чувства прекрасного, уважения к результатам творчества. 1 27-28 Творческая мастерская – подготовка и защита проектов «Создаём сборник волшебных сказок» - развитие навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения;- воспитание чувства доброты, взаимопомощи.2 29 Конструирование сказок. - развитие умения конструировать сказки, навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения;- воспитание чувства доброты, взаимопомощи.1 30-31 Инсценирование сказок - развитие умения выражать эмоции соответствующего героя сказки, навыков позитивного взаимодействия;- воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 2 32-33 Создание альтернативного окончания известной сказки. -познакомить с новым приёмом создания сказок с помощью введения нового элемента;- развитие навыков коммуникативного взаимодействия; способности к рефлексии, речи, воображения;- воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 2 34 Итоговое творческое занятие
«Сказки наизнанку» -развитие воображения, речи, способности к продуктивному взаимодействию, групповому сплочению, рефлексии;- воспитание доброты, отзывчивости, чувства коллективизма.1