Развивающая программа по формированию познавательных психических процессов Учебно-методическое пособие для учащихся начальных классов (7-10 лет).



Развивающая программа
по формированию познавательных психических процессов

Учебно-методическое пособие для учащихся начальных классов (7-10 лет).














Составитель: педагог-психолог: Бордзань С. П.








Пояснительная записка
            В последние годы наметился рост числа детей, имеющих речевые и нарушения развития познавательных психических процессов, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов многие отстают в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.             Для успешного формирования высших психических функций и речевого развития детей имеющих трудности в учебе нами была создана коррекционно-развивающая программа.  Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.             Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 40 минут. Всего формируется 1-2 подгруппы. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.             В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, APT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
ЦЕЛЬ коррекционной программы:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ: o развитие познавательной активности учащихся, o формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения; o формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; o формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; o совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; o обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности; o психологическая коррекция поведения ребёнка o социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п
Тема:
Цель
Дата

1
«Животные»


1.1
Занятие 1
Профилактика зрения Развитие зрительного внимания и механической зрительной памяти, совершенствование тонкой моторики.
15.09

1.2
Занятие 2
Развитие мышления, внимания, воображения.
22.09

1.3
Занятие 3
Развитие мышления и пространственной ориентации, воображения.
29.09

2
«Растения»


2.1
Занятие 4
Профилактика зрения. Развитие мышления, уточнение обобщающих понятий, самоконтроль.
06.10

2.2
Занятие 5
Развитие мышления, развития речи, воображения.
13.10

3
Времена года «Осень»


3.1
Занятие 6
Профилактика нарушения зрения. Развитие мышления, слухового восприятия внимания.
20.10

3.2
Занятие 7
Развитие логического мышления, речи, смысловой памяти.
27.10

4
«Занятие людей»


4.1
Занятие 8
Профилактика нарушения зрения. Развитие мышления и зрительной памяти
10.11

4.2
Занятие 9
Развитие мышления, речи, внимания, воображения.
11.11

4.3
Занятие 10
Развитие мышления, воображения.
17.11

5
«Школа»


5.1
Занятие 11
Профилактика нарушения зрения. Развитие мышления, обощение понятий, памяти, воображения.
24.11

5.2
Занятие 12
Развитие познавательной активности, логического мышления, речи, внимания и слуховой памяти
01.12

6
"Времена года. Зима"


6.1
Занятие 13
Профилактика нарушения зрения. Развитие мышления, совершенствование координации тонких движений.
08.12

6.2
Занятие 14
Развитие мышления, обощение понятий, внимания, мелкой моторики.
15.12

6.3
Занятие 15
Развитие логического мышления, речи, воображения и памяти.
22.12

7
«"ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК".


7.1
Занятие 16
Профилактика зрения. Развитие мышления, речи, внимания, памяти, мелкой моторики руки.
12.01

8
«Зимние забавы»


8.1
Занятие 17
Развитие произвольного зрительного внимания и зрительной памяти.
19.01

8.2
Занятие 18
Развитие логического мышления и долговременной памяти.
26.01

9
«Транспорт»


9.1
Занятие 19
Профилактика зрения Развитие мышления, речи, внимания и зрительной памяти.
02.02

9.2
Занятие 20
Развитие мышления, воображения, внимания и зрительной памяти.
09.02

9.3
Занятие 21
Развитие логического речи, самоконтроля, мелкой моторики.
16.02

10
«Профессии»


10.1
Занятие 22
Профилактика зрения. Развитие мышления внимания, памяти, мелкой моторики.
02.03

10.2
Занятие 23
Развитие логического мышления, воображения, внимания, памяти.
09.03

10.3
Занятие 24
Развитие мышления, речи, дифференциация оппозиционных звуков.
16.03

10.4
Занятие 25
Развитие логического мышления, мыслительных операций.
23.03

11
«Времена года. Весна»


11.1
Занятие 26
Профилактика нарушения зрения. Развитие мышления, внимания, мелкую моторику руки, самоконтроль.
06.04

11.2
Занятие 27
Развитие мышления, внимания, самоконтроль, последовательности, мелкой моторики.
13.04

11. 3
Занятие 28
Развитие мышления, внимания, речи, последовательности, зрительного восприятия
20.04

12
«Семья»


12.1
Занятие 29
Профилактика нарушения зрения. Развитие мышления, внимания пантомических способностей.
27.04

12.2
Занятие 30
Развитие мышления, внимания, речи, последовательности, мелкой моторики.
04.05

13
«Времена года. Лето»


13.1
Занятие 31
Профилактика нарушения зрения. Развитие мышления, речи, внимания, мелкой моторики руки.
11.05

13.2
Занятие 32
Развитие мыслительных операций, внимания и памяти самоконтроля.
18.05

13.3
Занятие 33
Развитие мышления, внимания, речи.
25.05




«Как научиться учиться». Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515