Образовательная программа элективного курса по литературе для организации профильной подготовки в 11 классеЕретики в русской литературе



Пояснительная записка.
Сегодня перед человечеством стоит наиважнейший вопрос об изменении своего отношения к миру. Поэтому именно сегодня особую актуальность должно приобрести гуманитарное образование и в первую очередь литературное, целью которого во все времена было приобщение к высокой культуре, к системе общечеловеческих нравственных ценностей.
Возраст учащихся 11-го класса и их духовное и интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность познания литературного наследия 20 века - поры подлинного расцвета русской литературы как классической, так и литературы советской эпохи, лучшие и сложнейшие произведения которой помогают понять «условия существования нашего народа, нашего государства», нашей «национальной безопасности», по словам В. Непомнящего.Данный курс призван углубленно познакомить учащихся не только с писателями сложной, драматической судьбы: Л. Андреевым, М. Булгаковым, Е. Замятиным, Б.Пильняком – но со сложной, драматической судьбой их произведений, и поныне вызывающих к себе неоднозначное отношение. (Несмотря на то, что произведения выше названных авторов стали хрестоматийными, они вызывают нескончаемый интерес и спор.) По высказыванию Е. Замятина, ряд перечисленных писателей - писатели – «еретики», бунтари, нарушители сложившихся канонов в литературе. Настоящая же литература, по мнению того же Е. Замятина, «может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики».
Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки.
Метод углубленного чтения позволит понять, что произведения, написанные писателями - «еретиками», оказались невостребованными современниками не по политическим взглядам и соображениям, а по своей поэтической, художественной сути – из-за особенностей личностного мировосприятия (каждый из «еретиков» имел право видеть мир по-своему и иметь свое суждение об этом мире), а также поможет учащимся самостоятельно мыслить, рассуждать, доказывать актуальные проблемы жизни.Цели:
- научить школьников самостоятельно добывать знания;
- совершенствовать навыки работы с текстом, библиографией, справочным материалом.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение или доклад и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями, ауди- и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Задачи:
- развитие умения понимать внутренний мир произведений, разгадывать образный шифр художественного текста;
- знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование литературной компетенции;
- развитие самостоятельного творческого мышления.
Данный элективный курс может быть организован параллельно с изучением литературы 20 века на уроке или может проводиться по 1-2 часа в неделю в течение 14 – 7 недель (14 часов в год).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.
Основные виды занятий – лекция, аналитическая беседа, практическое занятие, семинар.
Контрольное измерение и оценка результатов обучения - сообщения и доклады, указанные в методическом комментарии.
Предполагаемые результаты данного курса.
Предметные результаты:
- формирование навыков написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ;
- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.
Метапредметные результаты:
- овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;
- формулирование целей и задач, планирование последовательных действий, осуществление самоконтроля и самокоррекции;
- развитие коммуникативных навыков речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;
- формирование этических норм.
Учебно-тематический план.
№ Тема Кол-во часов Вид учебной деятельности
1 Введение. О «еретичестве» в литературе
1 Презентация курса. Обзорная лекция
2 Л. Н. Андреев. Особенности биографии. Повесть «Иуда Искариот»: психологическая интерпретация евангельского сюжета.
2 Работа с текстом, сопоставительный анализ образов Иуды и Иисуса Христа с библейскими образами
3. Иуда и Иисус Христос в рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик» 1 Сообщения учащихся. Работа с текстом, сравнительный анализ образов героев
4. Е. И. Замятин – «еретик» в жизни и в литературе. 1 Обзорная лекция.
Работа с литературно-критическими статьями
5. Роман «Мы»: импрессионистичность и экспрессионистичность романа. Различные «коды» прочтения произведения 2 Обзорная лекция. Сообщения учащихся.
Работа с текстом и его символикой
6. Б. А. Пильняк. «Мысль» и «рисунок» в «Повести непогашенной луны» 3 Обзорная лекция. Сообщения учащихся.
Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности
7. М А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита» 2 Обзорная лекция. Сообщения учащихся.
Сопоставительный анализ сатирических образов произведения, беседа
8. Творческая работа «Мир жив только еретиками…» 2 Самостоятельная творческая работа
Всего: 14 Программа.
Содержание курса
Введение. О «еретичестве» в литературе. (1ч)
Историческая обстановка, в результате которой появилась «еретическая литература». Литература Серебряного века и модернистические направления. Октябрьска революция 1917 года. Писатели - «еретики», бунтари – нарушители сложившихся канонов в литературе советского периода. Новая советская цензура, запрет свободы слова, проблема свободы художественного творчества.
Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.
Л. Н. Андреев. Особенности биографии. Повесть «Иуда Искариот»: психологическая интерпретация евангельского сюжета. (2 ч)
Л. Н. Андреев. Иуда – загадка Евангелия. Повесть «Иуда Искариот» в оценках критики. Образ Иисуса Христа. Иуда Искариот в изображении Л. Андреева, андреевская концепция человека. Смысл финала повести. «Интуиция» и «психологические смыслы» в «Иуде Искариоте» и «Иуде Искариоте – апостоле - предателе» С. Булгакова. Автора повести "Иуда Искариот" как феномен отечественной художественной литературы.
Теория литературы: сюжет, композиция, концепция, жанр, литературный образ
Иуда и Иисус Христос в рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик». (1ч)
Переосмысление евангельского образа Иуды. Своеобразный диалог с повестью Л. Андреева. Практическое отсутствие отрицательных качеств Иуды. Вынужденный характер предательства героя — он должен выполнить волю Христа во имя безграничной любви к нему. Христос Ю. Нагибина и его осознание неполноценности своего человеческого существования. Иуда - мнимый антагонист и предатель Христа.
Теория литературы: жанр, литературный образ
Е. И. Замятин – «еретик» в жизни и в литературе.(1ч)
Становление Е. Замятина как человека и писателя. Творчество писателя. Е. Замятин и революция 1917 года. Критическое отношение к пореволюционной действительности: нетерпимость властей, пренебрежение к творческой личности, к человеку, к человеческой жизни. Материал для фантастического антиутопического романа «Мы». Роковая роль романа в судьбе автора. Е. Замятин о будущем литературы в статье «Я боюсь» (1921). Е. Замятин – теоретик «неореализма».
Теория литературы: роман, антиутопия
Роман «Мы»: импрессионистичность и экспрессионистичность романа. Различные «коды» прочтения произведения. (2ч)
Название. Жанр. Композиция. Конфликт. Номер – «имя» - героя как его психологическая характеристика. Христианская символика. Числовая символика. Художественная деталь. Цвет в романе, зримость, живописность. Импрессионистичность романа. Экспрессионистичность как средство создания психологической напряженности романа «Мы». Современность романа.
Теория литературы: жанр, композиция, конфликт, символика, художественная деталь, импрессионистичность, экспрессионистичностьБ. А. Пильняк. «Мысль» и «рисунок» в «Повести непогашенной луны». (3 ч)
Б.А. Пильняк. Жизнь и творчество. История создания и история публикации «Повести непогашенной луны». Символика названия произведения, авторская позиция. Композиция повести, расстановка образов. Основные мотивы повести и их двойственность. Принципы создания портрета. «Противоречия» в портрете Гаврилова. Принцип повтора как особенность поэтики повести. Интерпретация финала. Символика цвета.
Теория литературы: символика, композиция, образ, портрет
М А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». (2 ч)
Поэтика заглавия. Жанр. «Мастер и Маргарита» - двойной роман. Иешуа Га-Ноцри и Мастер. Иван Бездомный – Иван Николаевич Понырев. Необычный дьявол. За что наказан М. А. Берлиоз. Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение. Почему Мастер «не заслужил света». «Покой», «свобода», «бездна» в финале романа.
Теория литературы: жанр, роман, образ, эпиграф
Литература
Андреев Л. Иуда Искариот. Дневник Сатаны. Рига, 1991
Андроникашвили- Пильняк Б. Два изгоя, два мученика: Б. Пильняк и Е Замятин //Знамя.1994. № 9.
Арсентьева Н. Н. О природе образа Иуды Искариота //Творчество Л. Андреева. Курск, 1983.
Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., 1997.
Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. 1986.
Давыдова Т. Миф «еретика»: Сегодняшний взгляд на роман Е. Замятина «Мы» //Высшее образование в России. 1999. № 5.
Давыдова Т. Роман Е. Замятина «Мы» - открытие и пророчество //Литературная учеба, 202. Кн. 6.
Замятин Е. Мы: Роман, рассказы, повесть /Сост. О Михайлов. – М.: Мол.гвардия,1990.
Крючков В. П. Почему луна «непогашенная»? (О символике «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка) // Русская литература.1993. № 3.
Пильняк Б. А. Повесть непогашенной луны //Знамя. 1987. Кн.12.
Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.
Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997.