Методический материал на тему Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе


Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах – развитие речи учащихся. От его уровня зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Однако, существует контингент учащихся начальных классов, имеющих пониженную способность анализировать явления языка. Бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизмов, несформированность фонематического восприятия затрудняют овладение ими правильной речью, что влечёт за собой неуспеваемость в школе. Как правило, большинство детей с нарушением речи соматически ослаблены. Учитывая это коррекционную работу целесообразно проводить с использованием здоровьесберегающих технологий.
В последнее время интенсивно развиваются пути приложения нейропсихологических знаний к решению проблем детей с речевой патологией. При обучении необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. В стрессовой ситуации ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется.
Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки. Ученик в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух или глазами. Одно из основных условий его успешной адаптации к стрессовому обучению – развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг. Формирование межполушарного взаимодействия можно осуществлять с помощью определенных двигательных упражнений одновременно развивающих умственные способности и физическое здоровье.
Поэтому на занятиях задействован широкий спектр кинезиологических упражнений. Применяются игры с разнотипными движениями, которые развивают резервные возможности головного мозга, в отличие от игр с симметричными и содружественными движениями. Уделяется внимание массажу и самомассажу, динамическим упражнениям. Пальчиковые игры включаются в занятия как небольшой элемент. В процессе моделирования у ребенка формируется знаковая функция сознания. Используются схемы букв, что позволяет формировать и развивать слухо-зрительно-двигательную координацию. Предлагается буква, а дети, выполняя задание по схеме, располагаются на полу лежа на спине, боку или животе в соответствии с «Алфавитом телодвижений». Для сохранения зрения и развития его остроты включаются глазодвигательные упражнения. При проведении занятий кроме перечисленных приемов включаются в занятия упражнения для релаксации, элементы аутотренинга, адаптированная дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой.
Перечисленные упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, позволяют вывести коррекционный процесс на более высокий качественный уровень, сохраняют здоровье учащихся.