Урок-путешествие по русскому языку 5 класс на тему Путешествие в страну Синтаксис


Чернега О.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 имени А.С.Пушкина«Педагогический дебют»
Тема урока (занятия)
«Путешествие в страну «Синтаксис»
Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Давайте пожелаем друг другу доброго утра. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса.
Постановка цели и задач урока мотивационный этап
- Начнем урок. Сегодня на уроке мы повторим весь материал, который вы изучили в разделе языкознания «Синтаксис и Пунктуация». Обратите внимание у вас на столах лежат карты урока, в которых вы сегодня будете работать. Также вы разделены на две команды. Сейчас я вам дам одну минуту , выберете капитана команды.
Итак, мы начинаем путешествие!
Вступительное слово:
- Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвистика, где Язык является могущественным , храбрым королем, а Грамматика – строгой ,любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Мы совершим путешествие в город под названием «Синтаксис». Сказочный поезд уже ждет, чтобы сесть в него, нужно купить билет, а его предлагают лишь тому, кто справится с заданием.
Словарная работа
- Вставьте пропущенные буквы в словах и подберите проверочное слово, где это возможно:
Ко…ЬБА
ВОСКЛ..ЦАТЕЛЬНЫЙ
КОЛО..НАМОЛО…ЬБА
Б..ГРОВЫЙ
РЮ..ЗАК
ПРО…ЬБА
Б..НОКЛЬ
ОПА..НЫЙ
- Какие орфограммы помогли вам справится с этим заданием?
- Какое слово у нас получилось?
- Слово «Синтаксис» и будет являться билетом на сказочный поезд. Это и будет темой нашего урока.
3. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
- Вот поезд и домчал нас к городу «Синтаксис»
- Вспомните, что такое «Синтаксис»?
- посмотрите, ребята, на пути нам встретился сказочный камень. Нам нужно выбрать направление пути! А поможет нам в этом Жар-птица! Прочитайте, что она молвит:
Коли путник ты бывалый,
То сворачивай направо,
Там чудесная страна,
Счастья и богатств полна.
Обобщение и систематизация знаний
Сундучок знаний
Что называется словосочетанием?
Из каких частей оно состоит?
Групповая работа
- Прочитайте отрывок из стихотворения?
- Кто автор?
У каждой группы на столе находятся слова из этого текста, составьте из них все возможные словосочетания.
- Что не является словосочетанием? Почему?
Взаимопроверка (капитаны проверяют работы друг друга)
Микроитог- Как связаны главное слово с зависимым?
- Как выражается смысловая и грамматическая связь?
- И снова перед нами Жар-птица! Что она нам скажет?
Коли путник ты упрямы,
То иди ты только прямо….
Сундучок знаний
Что такое грамматическая основа предложения?
Какое предложение называется простым?
Какое предложение называется сложным?
Какие члены предложения вы знаете кроме главных?
5.Применение знаний и умений в новой ситуации
- В нашей сказке существуют и не очень добрые сказочные герои. Один из них, а зовут его Баба-Яга приготовила вам интересное практическое задание. Это загадка. Отгадайте ее?
На травинке солнце бьется,
Ручейком на небо льется,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
- Выполните синтаксический разбор.
Микроитог 6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Работа с сигнальными карточками
Сказуемое может быть выражено прилагательным.(+)
На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение.(+)
Подлежащее может быть выражено цельным словосочетанием.(+)
Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.(+)
Простые предложения состоят из 2 основ.(-)
Сложные предложения делятся на две группы: союзные и бессоюзные.(+)
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? Каков предмет? Кто такой?(+)
Микроитог7.Домашнее задание:
Придумать сказку на тему: «Королевство Синтаксис и пунктуация»
8.Рефлексия
Выберите из предложенных вам вариантов ответа тот, который вам подходит.
Урок Я на уроке Итог
Интересно Работал Понял материал
Скучно Отдыхал Узнал больше, чем знал
Безразлично Помогал другим Не понял
Карта урока русского языка
Вставьте пропущенные буквы
Ко…ьба
Воскл…цательныйКоло…наМоло…ьбаБ… гровыйРю…закПро…ьбаБ…нокльОпа…ныйВыполните синтаксический разбор предложения:
На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Рефлексия
Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке :Урок Я на уроке Итог
Интересно Работал Понял материал
Скучно Отдыхал Узнал больше, чем знал
Безразлично Помогал другим Не понял