Методические требования к кабинету учителя-дефектолога. (Консультация для педагогов-специалистов). Методические требования к кабинету учителя-дефектолога (консультация для педагогов-специалистов)


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №83» «Винни-Пух»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Методические требования к кабинету
учителя-дефектолога
(консультация для педагогов-специалистов)


Подготовила:
учитель-дефектолог
Омельченко И.А.


г. Симферополь 2015г.
Я работаю с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Нарушение сенсомоторных функций у таких детей приводит к тому, что они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать, что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно. Приглашаю вас на путешествие в кабинет учителя - дефектолога.
Методические требования к кабинету
учителя-дефектолога Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально
оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.
Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.
Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегру-женным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет сос-тоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и  мотивировать ребенка на учебную деятельность.
Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйствен-ного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.
Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности.
Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога.
Организация рабочего пространства специалиста должна соответствовать следующим критериям:
•    Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
•    Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дош-кольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, предостав-ление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.). •    Соответствие возрасту ребенка  - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
•    Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства. Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с детьми)
- учебную зону - двигательную зону - игровую зону Учебная зона кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), магнитную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия,  демонстрационный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям СанПиНа к учебному помещению.
Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры.
Б) По отношению к деятельности специалиста  (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическую зону - коррекционно-развивающую зону- консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы и документация специалиста)
Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей.
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
Консультативная зона предусматривает организацию рабочего места для проведения консультаций.
Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.
Методическое оснащение коррекционно – развивающей работы
учителя – дефектолога
Диагностический инструментарий учителя-дефектолога
1. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000.
Программы и материалы, дополняющие программы.
1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» - Москва «Просвещение» 2005г. - http://www.twirpx.com/file/94404/
Данная программа представлена для детей от 3-х до 7(8) лет и отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.
В ней представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.
В программе выделены шесть разделов:
«Здоровье»,
«Социальное развитие»,
«Физическое развитие и физическое воспитание»,
«Познавательное развитие»,
«Формирование деятельности»,
«Эстетическое развитие».
В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребёнка в разные возрастные периоды.
Методическое оснащение
1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста.- М., 2007.
2.    Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. Б.П. Пузанова.- М: «Академия», 2008.
3. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007.
4. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.
5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обу-чении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2001.- 220 с.
6. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (подписка)
7. Журнал «Дефектология» (подписка). В кабинете учителя-дефектолога должен быть: График работы учителя-дефектолога
Наглядно-дидактический материал:
 Перечень оборудования для сенсорного развития:
- Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.
- Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).
- Пирамидки разного размера и разной конструкции.
- Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.
- Неваляшки разного размера.
- Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.- Аудиокассеты с записями различных звуков.
- Набор муляжей фруктов и овощей.
- Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.
- Лото-вкладки.
- Коробки-вкладыши разных размеров.
- Машины и куклы разных размеров.
- Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.
- Доски Сегена.
- Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).
- Наборы сыпучих материалов.
- Материалы М. Монтессори.
- Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
- Разрезные и парные картинки.
- Кубики.
- Тактильные коврики.
- Коробочки с запахами.
- «Чудесный мешочек».
- Объёмные формы;
- Плоскостные фигуры;
- Дидактическая игра «Бусы»;
- Дидактическая игра «Заплатка»;
- Дидактическая игра «Сравни и подбери»;
- Дидактическая игра «Форма и цвет»;
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»;
- Дидактическая игра «Что лишнее»;
- Дидактическая игра «Навстречу радуге»;
- Дидактическая игра «Цветные коврики»;
- Дидактическая игра «Фигуры и счет»;
- Объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);
- Трафареты, шаблоны;
- Штриховки;
- Пробки;
- Материал для лепки, аппликации, рисования;
- Наборы из геометрических фигур;
Перечень оборудования для конструирования:
- Мягкие модули.
- Деревянный строительный материал.
- Пластмассовые конструкторы.
- Наборы мозаики.
- Сборно-разборные игрушки.
- Графические схемы построек
Перечень оборудования для формирования мышления:
- Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.
- Сюжетные игрушки.
- Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-молоток, гаечный ключ, отвёртка.
- Неваляшки.
- Заводные игрушки.
- Колокольчики, погремушки.
- Тазы, банки.
- Пластмассовые игрушки.
- Трубки прозрачные и непрозрачные.
- Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.
- Кольца с подставками.
- Шарики с дырками для соединения с помощью палки.
- Игрушки с крепящимися деталями.
- Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
- Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.
- Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления. 
Предметы для развития конструктивного праксиса;
- разрезные картинки (бумажные , картонные, деревянные).
- одежда для кукол
Перечень оборудования для математики:
- Наборное полотно.
- Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.
- Прозрачные ёмкости.
- Посуда.
- Формы для песка.
- Геометрические фигуры, объёмные формы.
- Счётные палочки, полоски разной длины.
- Мелкий счётный материал.
- Плоские предметы.
- Карточки с изображением разных предметов и разного количества.
- Наборы цифр до 10.
- Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.
- Фланелеграф.
- Рабочие тетради и альбомы. 
Перечень оборудования для развития речи:
- Детские книги.
- Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.
- Иллюстрации разных времён года и частей суток.
- Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,
«Дикие и домашние животные и птицы», «Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.
- Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.
- Различные варианты настольных игр для развития речи.
 Оборудование для изодеятельности- Бумага (цветная, бархатная, сжатая, картон и т.д.).
- Пластилин.
- Клей и все предметы для аппликации.
Оборудование для игр и театрализованной деятельности:
- Настольный театр по народным и авторским сказкам.
- Настольная ширма.
- Наборы кукол, маски.
- Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.
- Образные игрушки.
- Одежда и обувь для кукол.
- Мебель и постельные принадлежности для кукол.
- Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.
- Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.
- Декоративные украшения.
- Костюмы сказочных персонажей.
 Методический материал:
- Методички с приложением.
Природный материал:
- шишки, каштаны, желуди, ракушки, крупы, листья и т.д.
Игры для пальчиков
- «Озорные прищепки»;
- Массажные мячики.
- С природным материалом.
- массажер Су-Джок.
- С граненными карандашами и т.д.
Игры на песке
- Центр «Песок-вода»  (педагогическая песочница).
- Камешки, песок, вода.
- Мелкие игрушки.
- Животные, растения и т.д.
Детская художественная литература
- Сказки, стихи, потешки по программе по данному возрасту обучения.
Диагностический материал
- Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников.
- Пирамидка.
- Почтовый ящик.
- Матрешка.
- Кубики.
- Счетные палочки.
- Цветные карандаши (фломастеры).
- Сюжетные картинки (простой сюжет).
- Бумага, карандаш.
- 10 предметных картинок,
- Игра ”Цветик - семицветик” (для соотнесения цвета).
- Разрезная картинка (2, 3, 4 ч.), доска Сегена.
- Игрушки.
- Предметные картинки.
- Сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.).
- Игры для соотнесения по цвету и форме.
- Разрезные картинки (2-6 частей).
- Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.).
- Игра «Времена года».
- Конструктор.
- Предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед).
- Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.).