Статья Роль инновационных педагогических технологий и нестандартных форм проведения уроков в активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе.


Рязанцева М.М.,
МБОУ СОШ №2 г. Воронеж.
Роль инновационных педагогических технологий и нестандартных форм проведения уроков в активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе.
Сегодня в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации российского образования, а теперь и в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения подчёркивается актуальность компетентностного подхода в организации образовательного процесса, создания условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Совершенно понятно, что с помощью традиционных методик решить эту проблему невозможно, поэтому требуется обращение к новым инновационным технологиям в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения (игр, викторин, экскурсий и т.д.).
Каким же должен быть современный урок? Ведь качество подготовки учащихся к гуманитарным предметам во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?  Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить всю жизнь. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Главное же видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования.
В последнее время в теории и практике обучения русскому языку и литературе наблюдается тенденция к более широкому использованию инновационных технологий и форм проведения уроков. Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.
Над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся я начала работу, когда столкнулась с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов, скованностью, пассивностью, разобщенностью, а впоследствии снижения качества знаний. Передо мной встал вопрос: «Как сделать так, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание, чтобы урок вооружал учащихся знаниями и умениями?» В поиске ответа на вопрос я руководствовалась словами Б. Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
В своей практике я наиболее удачно использую проектную технологию, ТРИЗ, ИКТ, а также инновационные формы проведения урока: путешествие, экскурсия, исследование, урок-защита проектов, интегрированный урок, урок-соревнование. В данной статье я приведу лишь некоторые примеры. УРОК-ЭКСКУРСИЯ. На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению. В моей методической копилке есть «Заочная экскурсия в Царскосельский Лицей. Тире между подлежащим и сказуемым» 8 класс. Целью этого урока было изучение пунктуационного правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Так как дата проведения урока приходится на день открытия Царскосельского лицея и параллельно в это же время 8 классе изучается творчество Пушкина, то я решила пригласить детей совершить заочную экскурсию в лицей, где учился А.С.Пушкин. Этапы урока соответствовали пунктам пребывания учащихся в лицее: вход – проверка знаний, учебные классы – изучение нового материала, комнаты воспитанников – закрепление изученного, библиотека – анализ текста, парк лицея – творческая работа, лицейский зал – контроль. Урок сопровождался презентацией, изображавшей помещения Царскосельского лицея. Тексты к уроку я подбирала в соответствии с тематикой экскурсии: Пушкин, дружба, лицей. Задания выполнялись как индивидуально, так и в группах. Учащиеся подбирали к уроку фрагмент для музыкального диктанта, работали со справочной литературой, делали слайд-проект о происхождении и роли тире. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось написать эссе «Дружба – это…» или рассуждение на тему «Зачем нужно тире».
При подготовке к таким урокам в поиске и обработке информации развиваются навыки исследовательской деятельности. В работе со словарями, компьютером, энциклопедиями развивается интеллект, повышается общая речевая культура учащихся.
УРОК-ЗАЩИТА ПРОЕКТА. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. При подборе темы проекта я ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Из опыта мне известно, что жизнь и творчество С.Есенина всегда интересовали старшеклассников, что подкреплялось появлявшимися статьями и фильмами о загадках его гибели. Поэтому у меня возникла идея провести два нестандартных урока: один – урок-исследование «Своеобразие лирики Есенина», другой – урок-защита проектов «Любовь в жизни Есенина». В ходе первого работали в парах, по вопросам исследовали лирику поэта, делали выборку примеров, которые объединили впоследствии в рабочую тетрадь; подвели итоги. Для подготовки к уроку-защите проектов учащиеся разделились по группам и каждая оформляла слайд-проект, посвящённый женщинам Есенина. Все слайд-проекты имели одинаковую структуру, что позволило объединить их на конечном этапе в одну учебную презентацию.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ. В нашей школе стало традиционным ежегодно в рамках работы по краеведению проводить тематические выездные уроки – исследования по литературным местам города Воронежа и области. По ходу экскурсии учащиеся заполняют путевые листы, фотографируют достопримечательности. А итогом таких уроков являются творческие отчёты. Причём, ребята работают как индивидуально, так и в группах. Результатом, например, одного такого необычного урока стали исследовательские проекты-презентации учащихся «Воронеж!.. Родина... Любовь...» и «Бунину посвящается…», которые были представлены на первой городской конференции «Имена писателей, поэтов на карте Воронежской области», секция «Край наш, вами воспетый», в номинации «Виртуальная экскурсия» и на IV Открытом региональном творческом конкурсе «Гордость моего родного края».
УРОК-КОНЦЕРТ «Помните…» явился вступительным уроком к теме «Литература периода Великой Отечественной войны» и был более эффективным, чем традиционно используемый урок-лекция. Учащиеся выступили не пассивными слушателями, а активными участниками, которые делятся со своими товарищами не только самостоятельно добытыми знаниями по теме, но и, декламируя особенно понравившиеся произведения военных лет, показывают глубину самостоятельного постижения этой темы. Песни, прозвучавшие на уроке, помогли учащимся проникнуть в мир чувств и переживаний далёкого от них поколения советских людей. Большую эмоциональность придавали кадры документальной хроники и фотографии военных лет, составляющих основу презентации. Учащимися по итогам проведения данного урока оформлен фото-отчёт в качестве творческой работы. Этот урок послужил началом исследовательской работы учащихся в рамках функционирования школьного музея. Так урок литературы послужил толчком к новым исследованиям, что способствует развитию творчества учеников, реализации их потребностей в общении, формированию навыков аналитической переработки информации.
Я считаю, что на нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой.
Неотъемлемыми составляющими моих уроков являются задания по методике ТРИЗ и использование ИКТ, они вносят элементы наглядности и занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке, развивают мышление, память, внимание, воображение, смекалку, фантазию, волю.
На моих уроках ребята играют в “Домино” и собирают вертикальные “пазлы”. Это мой нестандартный раздаточный материал, которым учащиеся занимаются с удовольствием. “Домино” использую на уроках русского языка, а “пазлы” – на уроках литературы. В “Домино” играем при изучении приставок в 5-6 классах: пре- при-, приставки на 3-С, неизменяемые приставки. В старших классах даю такую работу на повторение. Это позволяет экономить время, т. к. ничего не надо писать. Работа может вестись в группах и индивидуально. На уроках литературы из “пазлов” учащиеся собирают диалоги героев из пройденных произведений. Я выбираю яркий диалог, где не называются имена и фамилии, и каждую реплику помещаю на отдельный листок. Задание: восстановить диалог (очередность реплик), угадать героев и произведение. Можно усложнять задание на усмотрение учителя (определить роль диалога, как раскрываются характеры героев в диалоге и др.) Зная о таком задании, учащиеся читают более внимательно и вдумчиво. “Пазлы” можно использовать в любом классе.
На уроке с использованием современных технологий: Интернет, презентация, демонстрация видеосюжетов из видеофильма, учебное электронное пособие - были сняты многие негативные моменты: минимум бумаг, минимум хождений по классу, чёткость и наглядность хода урока. Композиция урока наглядно отражена в сюжетах, предлагаемых на слайдах презентации, что способствует лучшему представлению учебного материала. Использование видео-фрагментов помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.
Результатами таких уроков становится самостоятельная деятельность детей по подбору материала к урокам, выполнение работ творческого характера в качестве домашнего задания, возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем, учащиеся стали проявлять инициативу. Такие уроки дают возможность моим ученикам быть успешными, что является стимулом для развития креативности и познавательной активности.
Таким образом, использование в учебном процессе наряду с традиционными формами урока инновационных имеет большие преимущества. Я вижу их в следующем: активизируют учебную деятельность; повышают познавательный интерес; снимают напряжение, скованность; помогают формировать навыки универсальных учебных действий (УУД); позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации; способствуют развитию критического мышления.
Применение инновационных педагогических технологий и форм проведения уроков - показатель социализации обучающихся, подготовка их для жизни в обществе. Свои уроки я часто заканчиваю словами Г. Лихтенберга: «То, что вы были вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость».

Список литературы:
Антипов С.А., Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: Теория и практика: Учебн.-метод. Пособие. Ч. 1.- Воронеж: ВОИПКРО, 2004.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
Божко Н.М. Нестандартные уроки с использованием новых технологий.- Волгоград: Учитель, 2007.
Васильев В.В., Межуева Л.А., Пугаченко Л.И., Иващенко Н.И. От учеников к исследователям.- Воронеж, 2002.
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы.- Волгоград: Учитель, 2007.
Ю.Г.Тамберг. Как научить ребёнка думать.- СПб. «Михаил Седов», 2002.