Урок русского языка


Урок обучения грамотеЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ы Предметные: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь. Выполнять звуковой анализ слов, преобразовывать слова, выделять букву в слове.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Ход урока Работа учащихся примеч1 Подготовка к уроку.
-Ребята , уже почти 2 месяца вы делаете важную работу- вы учитесь. Точно такую же как наши старшеклассники. которые будут сегодня выполнять роль ваших помощников и консультантов. В трудных ситуациях вы можете обратиться к ним за помощью. Ребята будут наблюдать за работой группы и отмечать в листах продвижения ваши успехи на уроке.
- До начала урока консультанты спросили меня о том чему научились вы и что вы знаете о звуках и буквах. Я сказала что первоклассники могут ответить сами. И так , чтоже мы знаем о звуках и буквах? -Знаем гласные звуки,умеем работать со звуковыми моделями, составлять предложения и рассказы 2 Консультант: Я слышал что вы много знаете о звуках и буквах и предлагаю вам задание, с которым вы легко справитесь
На столах у вас есть листы со словами ДОМ,ДЫМ
предлагаю вам составить звуковые модели этих слов и приклеить на лист. Результат работы представить на доску
Выполнять необходимо группе. А для этого вы должны вспомнить правила работы в группе. Назовите их .Теперь вы можете приступить к работе соблюдая эти правила
Рез вывешивают от групп
Обсуждают ошибки , исправляют
Обсудим сходство и различие моделей слов
-Найдем различие
Знаем ли мы такую букву обозначающую гласный звук Ы-Давайте познакомимся с буквой Ы Таблица
Гласный звук может быть ударным или безударным в словах– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
А бедняжка буква ыБродит с палочкой, увы.
А. Шибаев
Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни.
Е. Григорьев Вот топор, полено рядом –
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы,
Все мы знать ее должны.
В. Степанов
-Из каких элементов состоит печатная буква Ы (2 палочки и закругление у левой палочки)
На уроке русского языка вы познакомитесь с написанием строчной буквы ы-Где же займет место в нашей табличке гласных звуков Ы?
Ставит ы во 2 ряд
-А слова со звуком Ы вы знаете.?
- Буква Ы сегодня главная буква на уроке, именинница и мы подарим ей такой замечательный торт в честь праздника
Предлагаю вам поиграть с мячом необходимо назвать слово и определить где Ы находится
- молодцы
- вы назвали много слов и говорили что они в сер и конце, а придумайте слово со зв ы в начале
– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова.
Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
ы не начинает слов –
Видно, нрав ее таков.
Придумайте предложения со словами в котовых есть звук ы____ ____ ______ ______ ______. По схеме из 5 слов
Прочитайте и обсудите стихотворения про Ы стр 54 С. Я Маршака с консультантами
Консультанты зададут вам вопросы по тексту -Работать дружно, слушать мнение других, не перебивать одноклассников ,не кричать, распределять обязанности в группе
- Зв модели похожи у слова Дом и дым, ударение на 2 звук
- обозначают разные слова, 2 звук О и Ы- гласные
- нет
- звук обозначающий
Твердость предшествующего согласного звук
Называю и передают мяч
ФИЗКУЛЬТ МИН Для нечитающих детей:
– Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом,Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила.Мишку мылом не домыла.
– Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)
надо просматривать буквы подряд слева направо.
Сколько букв Ы встретилось вам. Читающие дети назовут эти слова
4. Игра «Будь внимателен».
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?». Хлопнуть в ладоши если услышишите звук ЫУ кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита. Есть усы у мотыльков, У тюленей, у жуков. Есть у зайца и сверчка, У сома и хомячка.
Есть у тигров и мышей, Есть у львов и у ежей... Даже папа для красы Отрастил себе усы!
– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
6 5. Звукобуквенный анализ слова «мышка».
– Обозначьте звуки фишками и буквами. В букваре
Попробуйте изменить слово мышка меняя только1 букву в слове

– Все очень любят играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.

У буквы ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква ы спокойно может,
Встав в конце, предметы множить:
Стол – столы, забор – заборы,
Пол – полы, узор – узоры.
. Работа по учебнику. осталось только одно задание – кроссворд. Решите его. Ответы выносим на доску– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме кроссворда (с консультантами)
ИТОГ – С какой буквой-труженицей познакомились?
– Чем она отличается от всех остальных?
– Какой звук обозначает буква ы?
Ы живет в семействе гласных –
Звуков чистых, четких, ясных,
И, как гласная любая, –
Мы теперь о том уж знаем, –
Любит Ы к согласной встать,
Чтобы слог образовать:
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Т. Синицына
Мошка мишка Итог урока
Буква Ы сегодня именинница нашего урока и она светится на нашем тортике я вам предлагаю подарить ей свои подарки и сделать торт для буквы Ы еще краше
На столе есть свечи разного цвета. Если вам все было понятно и легко на нашем уроке возьмите зеленое украшение, если были затруднения и нужна помощь желтого цвета, красные если ни чего не получалось и требуется помощь. А внимательные консультанты отметят в соих листах результаты работы первоклассников
Рефлексия- Что необходимо сделать чтобы исправить ситуацию и не допускать ошибок в работе?
Урок окончен!!! Украшают
(обратиться за помощью к учителю, к консультантам ,быть внимательным, уметь работать в группе)