Комплексное открытое занятие по теме: «Космос»


Комплексное открытое занятие по теме: «Космос»
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Садитесь.
- Давайте вспомним наше главное правило:
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре
Громко, четко говорим, никогда мы не спешим.
II. Введение в тему.
Загадка.
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный
И необычайный.
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть планеты. (космос)
- Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
2. Игра «Половинки»
- Мне из космоса «доставили» конверт. Давайте посмотрим, что в нем?
- Это игра «Половинки».
На этом расчерченном поле вразброс записаны слоги. Необходимо из слогов составить слова.
- Кто догадался какие «слова» здесь «спрятаны»?
ПЛА ВЕЗ БИ КО ДЫ РИТ
СОЗ НЕ МЕ О МЕ ЗВЕЗ
ОР ТА ДИЕ ТА ТЕ ТА
(На доске «слоговое поле» - слоги снимаются – ребенок называет составное слово – выходит к доске – снимает необходимые слоги – составляет слова)
Планета
Созвездие
Звезды
Орбита
Комета
Метеорит
ПЛА НЕ ТА
КО МЕ ТА
- Что объединяет эти слова? (Все эти предметы находятся в космосе)
- А вы знаете, что такое космос?
3. Беседа (с опорой на плакат)
Космос – то же самое, что Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением.
Стройная система планет, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы.
- Кто напомнит (знает), что такое комета?
Комета – это небольшой мир, образованный из пыли и льда, как грязный, снежный ком.
Звезды, метеориты – все это космос.
И мальчишки и девчонки,
Наяву и в добрый час.
Все о космосе мечтают,
О далеких небесах…
- А вы готовы в космос полететь?
- Кем мы должны стать, чтобы отправиться в космическое путешествие? (космонавтами)
- Какими качествами должны обладать космонавты? (здоровыми, сильными, умными, ловкими)
- Значит, если вы будете космонавтами, то и вы должны обладать такими качествами.
4. Развитие слухового внимания
- Сейчас я проверю, какие вы внимательные.
- Я буду называть по 4 слова, а вы среди этих слов должны будите найти лишнее и назвать его.
Солнце, Луна, Лампа, Звезда
Ракета, Марс, Земля, Сатурн
Спутник, Луноход, Ракета, Самолет
Комета, Метеорит, Звезды, Космонавт
- Я вижу вы очень внимательные.
- Я принимаю вас в космонавты
Соотнесение имени со слоговой схемой (на столах «шапочки» для космонавтов)
- Для каждого есть «шапочка» космонавта. Вы называете свое имя и берете ту шапочку, на которой слоговой схемой написано ваше имя.
Алена --- --- ---
Миша --- --- --
Нам надо поделиться на две команды. (делимся)
- Теперь можем отправляться на космодром. Туда ведет необычная дорога. Вот она.
- Чем она необычна? (состоит из слоговых схем)
I I
I
I I
I I I
I
I

I
I I I
II I
I I
Стол, корова, мыло, мак
Утка, сыр, кубики, дом
Составление сложных слов
Игра «Сложи слова»
- На космодроме хотят проверить, какие вы умные, ловкие. Для этого надо пройти испытание.
- Вам необходимо из двух слов изображенных на картинках получить одно.
- А мы посмотрим, чей экипаж быстрее справится с этим заданием. (экипажам выдаются конверты)
Картинный материал
ВОЛ ОСЫ ПОЛ
УШКИ КОРМ МАК
- Молодцы! С этим испытанием вы справились.
Подбор слов к заданной схеме
- Чтобы космонавты были сильными им перед полетом надо подкрепиться. Космическая еда храниться в тюбиках. На тюбиках зашифровано схемой название еды.
- Кто догадался, как будем расшифровывать? (произносить по слогам). (На доске карт. Материал «Продукты» предметные картинки. У детей тюбики со слоговой схемой).Дети подбирают картинку к своей слоговой схеме.
- Подкрепились. Теперь можно отправляться в полет.
- Чтобы нам предоставили транспорт, необходимо выполнить задание.
Составление слов из слогов
- У вас на столах конверты, в них карточки с изображением разных предметов, под картинками цифры. Надо составить слово из слогов.
Задание: из слов изображенных на картинках используем слоги соответствующие цифре под картинкой.
- Достаньте карточки, приступайте к выполнению задания.
ЛИСА МОРЕ ЛЕТЧИК САМОЛЕТ
2 1 1 СА-МО-ЛЕТ
ХУРМА ШИНА НАСОС МАШИНА
21 1МА-ШИ-НА
РАМА ПАКЕТЫ КАРЕТА РАКЕТА
123РА-КЕ-ТА
ВЕРТУШКА ЛОТО САМОЛЕТ ВЕРТОЛЕТ
1 23 ВЕР-ТО-ЛЕТ-
- Назовите слова, которые вы составили из слогов. (после опроса на доску выставляются предметные картинки)
- Каким одним словом можно назвать? (транспорт)
- Какой вид транспорта понадобиться нам для путешествия?
Чтение слоговых схем и соотнесение их со словами
– Для нас приготовлено несколько ракет. Но отыскать среди всех ракет нашу, могут только знатоки слогов . Знатоки могут точно указать, на какой ракете слово написано верно?
- Вы видите, где написано слово? (нет)
- Да оно зашифровано слоговой схемой.
- Какая по счету наша ракета, догадались? (третья)
Ракета выбрана. Осталась автопилоту составить карту пути.
Вы – штурманы.
- Перед вами карта звездного неба, на столе – карандаши.
- Я буду называть планеты, а вы отмечайте линией путь.
- Наша ракета сначала направиться на Марс, затем на Венеру, а оттуда на Сатурн.
- Молодцы
ФизминуткаЧтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, хорошо всегда учиться.
И зарядку каждый день будет делать – нам не лень!
Влево, вправо, повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать, и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише, походить и сесть опять.
- А теперь можно и в космос отправляться.
- Давайте посчитаем: 1,2,3,4,5 – будем в космос улетать.
(звучит музыка)
Игра «Поменяй слоги местами»
- Вот мы на планете Марс.
- Марсиане просят нас о помощи. Они не понимают слов, записанных на листе, так как умеют читать слова наоборот.
- Поменяйте слоги местами, чтобы получились новые слова.
рады – дыра рано - какой-
кабан – камыш - качай -
насос - навес - жилы –
Игра «Исправь ошибки»
- Отправляемся на Венеру. Инопланетянин сочинил для нас стихотворение.
- Сейчас я его вам прочитаю:
Мама в гамазинеКупила мокало.
Я выпил мокалоИ стал играть с млсалетом.
- Понравилось стихотворение?
- Почему?
- В чем ошибки – объясните.
МОКАЛО МОЛОКО
ГАМАЗИН МАГАЗИН
МОСАЛЕТ САМОЛЕТ
- Отправляемся на Сатурн
Воспроизведение ритмического рисунка
- С планеты Сатурн надо отправить на Землю телеграмму: о планетах Солнечной системы
- Давайте их вспомним:
1. Считалка про планеты (сопровождается показом планет)
1- Меркурий, 2-Венера
3-Земля, 4-Марс
5-Юпитер, 6-Сатурн
7-Уран, за ним Нептун.
Он 8ым идет по счету.
А за ним уже потом
И 9ая планета под названием Плутон.
Игра «Телеграф»
- Я буду показывать планету, а вам надо отстучать слоговой контур слова.
- Меркурий - …….., Венера - …….
- Молодцы. Нам пора возвращаться домой.
- Давайте посчитаем: 1,2,3,4,5 – полетим домой назад! (звучит музыка)
Работа в тетрадях. Запись слоговых схем.
- Садитесь на свои места. Откройте тетради. Составим отчет о том, что увидели в космосе.
- Я буду загадывать космические загадки, а вы отгадки будете записывать в тетрадь с помощью слоговой схемы. Между схемами пропуск в 1 клетку. (показ слоговой схемы)
Загадки:
Угли пылают, совком не достать.
Ночью их видно, а днем не видать (звезды)
- Записывайте.
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Вокруг Земли она летает
А вот зачем – сама не знает. (Луна)
- Из скольких слогов записаны схемы? (2)
- Молодцы. Закрывайте тетради.
Итог:
- Вам понравилось космическое путешествие?
- Задания на какой планете вам понравились больше всего?
- Что запомнилось из нашего путешествия?
- Да:
В космосе так здорово!
Звезды и планеты
В черной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
- С космодрома прислали посылку для настоящих космонавтов.
- Занятие закончилось. Отдыхайте.