Презентация по русскому языку на тему Системный подход к практическому овладению фонетическим,лексическим,морфологическим и синтаксическим строем языка


Системный подход к практическому овладению фонетическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим строем языкаОгарко И.К.,учитель начальных классовМакеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ст.№42016год С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Чему должен научиться ребёнок?ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культурыПравильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.


Отличительные черты устной и письменной речиписьменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения, больше книжных слов.в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной.письменная речь ограничена орфографией.письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная.письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение письменной речью способствует повышению общей языковой культуры.


Четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся1. Произносительный уровеньработа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата Задачи развития речевого дыханияВо-первых, следует тренировать длинный выдох, а не умение вдыхать большое количество воздуха.Во-вторых, необходимо тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время РЕЧИ(УПРАЖНЕНИЯ С ВООБРАЖАЕМОЙ СВЕЧОЙ)
Совершенствование артикуляционного аппаратаПроведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта.Организация упражнений для отработки артикуляции гласных и согласных звуков (изолированных и в контексте) Артикуляционная гимнастикаДети берут индивидуальные зеркала и ставят их перед собой.1.Губы улыбаются.2.Зубы-замки,губы-замки.3.Губы – трубочкой , губы-хоботком.4.Язык лопаточкой, язык иголочкой. Придумай рассказ!ЖЖжжжЖжжжжжжжжБац!ЖжжжжжБац! Бац!ЖжжжжжжБац!Бум! Дзинь!ЖжжжжжжжжжжжжжжжжжТоп! Топ! Топ!ЖжжжжжжжжжжжжжжжжжШлёп! Шмяк!Тишина….. организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка,совершенствование интонационных умений учащихся Упражнения для развития силы и высоты голосаЧтение текстов с разными установками(торжественно , грустно , весело, с удивлением).Прыжок в воду(начинаем читать тихо , медленно, затем всё громче и быстрее, потом – пик, затем снова опускаемся вниз ).Колыбельная(изменение голоса по высоте). 2. Лексический уровень (словарная работа)С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
4 ступени словарной работы учащихся:Обнаружение слова в тексте.Семантизация – занесение в словарик, формирование соответствующего понятия.Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее.Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.

3. Грамматический уровеньРабота со словосочетанием:установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;исправление речевых ошибок в словообразовании;редактирование текста.



Работа с предложениемУпражнения на основе образцов:чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;заучивание стихов и прозы;составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;составление предложений ,аналогичных данному.

Виды конструктивных упражненийвосстановление деформированного текста;деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;соединение 2-3 предложений в одно;построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами).


Виды творческих упражненийСвободное составление предложенийзадаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;даются опорные слова или сочетания;задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее) Работа по обогащению грамматического строя речиУпражнения  на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, а также предложений  с изучаемыми языковыми  средствами.Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными (соотносительными); на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.Свободные диктанты и изложения с дополнительным заданием.Составление текстов с дополнительным речевым заданием (или сочинения с языковым заданием). 

4. Уровень текстаустный пересказ прочитанного в различных вариантах;различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;записи по наблюдениям, ведение дневников;различные виды драматизации, инсценировка рассказов;статьи в газеты, отзывы о прочитанном.



Умения , относящиеся к уровню текставо-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Список литературыПрограмма 1-4 «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и обеспечивающие её учебники и методические пособия.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1985 г.Н.И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1984 г.В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.Т.А. Ладыженская «Живое слово» - М., Просвещение, 1986 г.В.А. Синицын «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г.А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.«Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г./«Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г./«Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования».«Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского» /Начальная школа, № 10, 2001 г./«Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа, № 10, 2003 г./