Урок по химии Составление окислительно-восстановительных реакций

МБОУ Даниловская СОШ
имени А.С.Макаренко



Урок - Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.









Любецкой Натальи Владимировны
учителя химии МБОУ Даниловская
СОШ имени. А.С. Макаренко
Даниловского района
Волгоградской области




















Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Тип урока: тренировочный
Цель урока: научить учащихся не бояться составлять уравнения электронного баланса.
Задачи урока: 1.Закрепить понятия:степень окисления, окислитель, восстановитель.
2.Закрепить умение детей быстро находить в реакциях химические элементы, в которых изменилась степень окисления.
3. Отработать с учащимися последовательность действий при составлении уравнений электронного баланса.

Структура и ход урока:
I оргмомент
II проверка знаний:
Учитель: 1.Что такое химическая реакция?
2. Какие признаки классификации химических реакций вы знаете?
3. Назовите типы химических реакций.
4. Каким образом можно описать химическую реакцию?
5.Что такое уравнение химической реакции?
6. Как определяют коэффициенты в уравнениях?
7. Всегда ли можно легко расставить коэффициенты в уравнениях путем подбора?
8. Значит что мы должны открыть сегодня на уроке?(новый способ расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях).
Запишите тему урока.
Сегодня мы с вами научимся быстро находить в реакциях химические элементы, в которых изменилась степень окисления, запомним последовательность действий при составлении уравнений электронного баланса.
Итак, задание получено. Его будут выполнять 4 экипажа. В каждом из них есть капитан, который прошел серьезную подготовку.
Чтобы каждый экипаж как можно лучше справился со своей задачей необходимо знать, какие «химические рифы» вас могут подстерегать на пути.
Давайте повторим основные положения:
1.Какие реакции называются ОВР?
2. Что такое СО?
3. Как изменяется степень окисления в ОВР?
Рассмотрим блок- конспект.
Изменение СО связано с переходом электронов от одного атома к другому.



+e - CO Восстановление


-е + СO Окисление


Процесс отдачи электронов, который сопровождается повышением СО называется окислением.
Процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением СО называется восстановлением.
Окислитель- атом или ион, который принимает электроны, а сам восстанавливается.
Восстановитель- атом или ион, который отдает электроны, а сам окисляется.
Процессы окисления и восстановления протекают всегда одновременно, при этом число электронов, отданное восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем.
На этом основан подбор коэффициентов методом электронного баланса.
Учитель: Уважаемые химические мореплаватели, скажите, а как определить СО у элемента внутри формулы?
Учащиеся дают определение СО и находят ее в формулах веществ.
Учитель раздает « штурманам» вспомогательную инструкцию и задание «капитану» и «штурману» выяснить готовность команды к дальнейшим действиям.
Учитель обращает внимание членов экипажей на разную степень сложности заданий и говорит о том, что их нужно выполнять в определенной последовательности.

1 Cl2
1 Br2
1 O2
1 I2
1 H2
1 P

2 Fe2O3
2 Cu2O
2 FeO
2 MnO2
2 Cl2O7
2 Al2O3

3 HNO3
3 KCl
3 H2CO3
3 HNO2
3 H2S
3 H2SO3

4 KClO3
4 Na2CO3
4 HClO4
4 KMnO4
4 HClO3
4 HClO2

5 Al2(SO)4
5 Cu(NO3)2
5 Fe2(SO4)3
5 KIO3
5 FeCl3
5 Ca3(PO4)2


Ф.И.
Ответы на вопросы
1
2
3
4
5
Итог











Учитель: Итак, капитаны, я прошу вас сдать сигнальные листы с итогами zработы вашего экипажа.
Дорогие друзья, я вижу, что вы готовы к выполнению главного задания.
Учитель: Записываем схему реакции:

1.Определяем СО элементов до и после реакции:
Cu0 + HN+5O3=Cu+2(NO3)2 + N+4O2 + H2O
2. Выделяем элементы, в которых изменилась СО:
Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O + NO2
3.Составляем схему электронного баланса:
Cu0 – 2e =Cu+2 1
N+5 + 1e = N+4 2

4.Расставляем коэффициенты в данном уравнении:
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2

5.Определяем окислитель и восстановитель:
N- понижает CO- окислитель
Cu- повышает CO- восстановитель
Учитель: итак, мы записали алгоритм составления уравнений электронного баланса.
На ваших столах есть листы с алгоритмом, вы можете еще раз повторить его. А сейчас, капитаны, возьмите задание. Вы должны найти цифровой код , который зашифрован в уравнении окислительно-восстановительной реакции.”Код“ - это сумма коэффициентов уравнения до и после реакции. Определив коэффициенты методом электронного баланса вы выполните поставленную перед вами задачу.
Задания командам:
1)C + HNO3 = CO2 + NO + H2O
2)4HNO3 = 4NO2 + O2 + H2O
3)TiCl4 + Mg = MgCl2 +Ti
4)Cu + HNO3 = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
Учитель: Дорогие друзья, все “экипажи“ хорошо справились со своим заданием и теперь вы можете приступить к выполнению заданий разной степени сложности. Выполняя их постарайтесь набрать максимальную сумму баллов, от их кол-ва зависит ваша оценка (см Приложение).

III Домашнее задание: алгоритм.

Одно из невыполненных вами уравнений.














Приложение.




3 бала
Na + s =Na2S


Al + O2 = Al2O3


Fe + O2 = Fe2O3


S + O2 = SO3


K + O2 = K2O


Na +O2 = Na2O


P + O2 = P2O5


B + O2 = B2O3


Cu + O2 = CuO


C + O2 = CO

4 бала
Fe2O5 + Al = Al2O3 + Fe


MnO + Al = Al2O3 + Mn


WO3 + H2 = W + H2O


KClO3 =KCl + O2


Al + HCl = AlCl3 +H2

5 балов
Cu +H2SO4 = CuSO4 +SO2 + H2O


KMnO4 + HCl = MnCl2 +KCl +Cl2


KI +FeCl3 = I2 + FeCl2 +KCl


HI + H2SO4 = I2 +H2S + H2O


HCl + HNO3 = Cl2 + NO + H2O


15