Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика.


Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика.Пинаева Н.А.ГБОУ СОШ № 956 Этапы научного исследованияНаучное исследование– это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.Научное исследование – процесс изучения,  эксперимента, выработки концепции и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды научных исследований:Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.Разработка - научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований. Программа исследования Любое исследование начинается с составления его программы. Програм­ма исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.Очень близким к этому понятию является понятие плана. Программа должна давать ясный ответ на вопросы: зачем необходимо проводить исследование, что исследо­вать и какими средствами и методами. Программа, как правило, состоит из следующих разделов:Цель проведения исследований, Содержание проблемы, ее актуальность и важность, Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, Обеспечение исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего), Предполагаемый результат и эффективность исследования,Подведение итогов. Этапы научного исследования:Подготовительный (постановочный) этапосознание практических затруднений, предварительное изучение литературы;обоснование темы и проблемы;определение объекта и предмета;формулирование целей и задач;установление исходных фактов и теоретических положение;определение потребного результата;прогнозирование будущего;выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы;разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы;разработка инструментария (анкеты, опросники, тесты);разработка (выбор) носителей нововведение (программ, пособий и т.д.);определение критериев успешности и факторов риска. Этап исходной диагностики, сбора данных:сбор информации: тестирование, опрос, анкетирование, изучение документации, наблюдения, экспертная оценка;поиск и изучение опыта по проблеме;изучение теории вопроса;изучение истории вопроса. Этап опытно-экспериментальной работы:пробный (пилотный) эксперимент;преобразующий эксперимент (опытная работа, авторское изменение известного опыта);промежуточное отслеживание результатов;корректировка моделей программ, завершение эксперимента (опыта). Итоговая диагностика:диагностические «срезы» (наблюдения, опросы, тестирование, проверочные работы и т.д.);установление результатов по ранее намеченным критериям;формирование выводов, ответов на поставленные задачи, результаты проверки гипотезы;введение выводов в систему научного знания. Завершающий этап:первый вариант изложения результатов и апробация работы;корректировка выводов и рекомендаций. оформление результатов в виде отчетов, диссертации, монографии;представление итогов работы и процедура ее защиты. Проблема (с греч. преграда, трудность) объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Выбор темы:актуальность (необходимость решения проблемы в настоящее время, соответствие потребностям дня);значение для теории и практики;перспективность;проблемность (неочевидность решений);соответствие современным концепциям развития общества и человека;опыт и заинтересованность исследователя (личная заинтересованность, сопричастность) Работы над темой:обнаружение противоречий и трудностей;определение проблемы и проблематизация темы;конкретизация и ограничение (локализация) темы;отграничение от близких и смежных тем;формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования. Цель исследования это то, что должно быть достигнуто в результате работы; формулировка того результата, который должен быть получен; конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности и количественно образ желаемого результата, который исследователь может достичь в четко определенные сроки. Гипотеза (с греч. «основа, предположение») -научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно; предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Требования к гипотезепредположительный характер;содержательность (содержится ответ по существу вопроса);проверяемой;содержать нечто новое (в подходам; оценке, методике использования и т.д.);достаточная широта или приложность к возможно большему числу ситуаций исследуемого класса явлений;независимость ( от личности исследователя);согласованность с известными научными теориями. Схема работы над научным исследование (общая):1. Выбор темы исследования.2. Определение объекта и предмета исследования.3. Определение цели и задач.4. Формулировка названия работы.5. Разработка гипотезы.6. Составление плана исследования.7. Работа с литературой.8. Подбор исследуемых.9. Выбор методов исследования.10. Организация условий проведения исследования.11. Проведение исследования (сбор материала).12. Обработка результатов исследо­вания.13. Формулирование выводов.14. Оформление работы.