Ключ к творчеству. Формы и методы работы развития творческих способностей детей. Из опыта работы.


Ключ к творчествуИз опыта работы учителя начальных классовГагаринской средней школыСусловой Галины Викторовны Формы и методы работы развития творческих способностей детей.(из опыта работы) Одна из основных задач школы – помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.Успешное выполнение этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся. Методы обучения – это совокупность приёмов и подходов,отражающих форму взаимодействия учащихся и учителяв процессе обучения.С первых дней существования обучения применяются три формы взаимодействия учителя и учащихся. Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель управляет ходом урока, а учащиеся – пассивные слушатели. Этот метод считается самым неэффективным. Но и он имеет некоторые плюсы. Например дать учащимся большое количество учебного материала за урок.учительученикученик Активный метод – это форма работы, где учащиеся и учитель взаимодействуют друг с другом, находятся наравных правах. Здесь ученики активные участники урока.учитель Интерактивный метод – наиболее современная форма активных методов. «Inter» - это взаимный, «act» - действовать, т.е. беседовать, находиться в диалоге с кем-либо. Здесь учащиеся взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Учитель направляет деятельность учеников. Даёт интерактивные задания и упражнения, в ходе которых ученик изучает материал. Все эти формы и методы я применяю на своих уроках.Так же для развития творческих способностей детей на уроках применяю элементы методики ТРИЗ (творчество развитие интерес знания).Цель этой методики:формирование логического мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. УЧИТЕЛЬУЧЕНИКорганизатормыследеятельности самореализацияв творчестве На уроках использую игры на развитие творческого мышления.Например игра «Любопытный покупатель».В магазин помещают игрушки, каждой из которых назначают цену в виде кол-ва вопросов, которые надо задать по поводу этой игрушки продавцу. Например, одна игрушка стоит 5 вопросов, другая-7 и пр. На каждый вопрос отводится небольшое кол-во времени. Задача игры -научить быстро и четко ставить вопросы.Игра«Да-нетка»Учитель показывает пример (предложение с выделенными частями речи или членами предложения и т. п.),а дети должны с помощью сигнальных карточек (зелёный и красный цвет ) показать, что они согласны с выполненным заданием или нет. Можно использовать хлопки и другие действия. Игра «Графические задания»Рисуночные тесты служат средством диагностики и развития изображения и творчества. Основные из них- следующего типа.Рисунок несуществующего животного с дальнейшими описаниями, где он живет, чем питается, как передвигается и пр.Графическое изображение пройденных понятий, правил, а также плохих и хороших качеств человека. Игра «Лови ошибку».Объясняя материала, учитель намеренно допускает ошибки.Игра «Отсроченная отгадка».В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыто на уроке при работе над новым материалом. Написал задачу и дал 10 мин. На ее решение (в условии ошибка, ее должны определить дети).Текст. Исправить ошибки(грамматические или по содержанию). Игра «Подача домашнего задания».«Почта» дежурный в конце уроков раздает конверты с домашним заданием.«Лотерея» ученики достают номера домашнего задания. Решить пример и ответ будет стр.(или №) домашнего задания.Игра «Каждому своя делянка»Каждый ученик получает свой вариант контрольной.Под контрольной работой, кол-во ошибок, а ученик должен их сам найти и исправить.Игра «Горячий стул» Необходимые способы стимулирования творческих способностей обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны учителя; обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; представление детям возможности активно задавать вопросы. Творческие работы детей Участие в классных и школьных мероприятиях Каких же результатов я достигла за это время? Благодаря применяемым методам и приёмам, удаётся добиться устойчивого интереса учащихся к урокам, развивается творческий потенциал и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам. Спасибо за внимание.Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.