Интерактивное обучение как один из способов формирования предметных знаний, развития коммуникативной компетенции обучающихся


Районный конкурс «Учитель года города Казани -2017»Амосова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категорииМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г. Казани1 ПРОБЛЕМА: 2 При подготовке выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации мы часто сталкиваемся недостаточным уровнем предметных знаний, с недостатком коммуникативных умений у учащихся.{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}КритерийСодержание критерияДоля выпускников, справившихся с заданием на максимальный балл2012 год2014 год2016 годК1Формулировка проблем исходного текста90%97,2%100%К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 40%72,2%68,4%К3Отражение позиции автора исходного текста87,5%97,2%90%К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме55%44,4%47,9%К5Речевое оформление. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения62,5%69,4%23,1%К6Точность и выразительность речи37,5%18%26,3% «Пирамида усвоения знаний»3Лекция 5%Чтение 10%Аудио и видеопросмотр 20% Демонстрация 30% Групповое обсуждение 50%Выполнение практических заданий 75%Обучение других/немедленное применение знаний 90% • Прибрести знание можно лишь путем его порождения!• Знание не равно информированности/осведомленности!• Знание нельзя передать!• Знание нельзя усвоить!• Знание – есть умение достигнуть результат в соответствии с поставленной целью!• Знание вырабатывается в значимой для человека деятельности, т.е. направляемой его интересами, желаниями, целями!• Знание есть результат учения на основе собственной мотивации и ответственности!• Человек может научиться делать только то, к чему он способен, что ему хочется! Тема методического семинара:Интерактивное обучение как один из способов формирования предметных знаний, развития коммуникативной компетенции обучающихся5 Цель методического семинара – формирование представлений об интерактивном обучении составить представление об интерактивном обучении; познакомиться с формами, методами, приемами, техниками интерактивного обучения; осознать возможность их использования в практике преподаванияПланируемые результаты семинара:6 Поиск решения проблемы Знакомство с интерактивным методом, обучение на практико-ориентированных семинарах, педагогических советах, методических советах Изучение литературы по теме Использование в практике работы 7 Интерактивное обучениеИнтерактивное обучение – это специальная форма организации учителем познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый как совместная деятельность учащихся. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.8 Терминология и литература по темеСлово «интерактив» пришло к нам из английского языка отслова interact.Inter – «взаимный», act – «действовать».Голованова И.И.Практики интерактивного обучения: метод. пособие /И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. – Казань:Казан. ун-т, 2014. – 288 с. Интерактивность – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога в реальном или виртуальном (при использовании компьютера) пространстве на основе субъектной позиции участников взаимодействия.9 Компоненты интерактивного обученияобучающийся и учительявляются субъектамиучебного процессавзаимодействие всехобучающихся, включаяучителя10со-обучение (коллективное,обучение в сотрудничестве)новое знание и компетенции формируются на основе прямоговзаимодействия обучающихся со своим опытом и опытом своихдрузейучитель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы обучающихсясмещение акцента с деятельности учителя надеятельность убучающегося ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА 11{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Способы установления обратной связиСодержание способаПрерываниеречи, использование антиципации (догадки)Прерывание речи на словах, достаточно очевидных, с требованием произнести их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкойВопрос-предложение.Смысловая антиципация.ВыводыНа основании изложенного задается вопрос-предложение, требующий для ответасмысловой догадки, о чем далее пойдетречь и какие выводы можно сделать по изложенному материалуУточняющие вопросы.Встречные вопросыСлушателям предлагается после каждогосмыслового фрагмента задавать уточняющиевопросы по изложенной теме или встречныевопросы на догадку: о чем пойдет речь далее.Активность поощряется оценкой РАБОТА В ГРУППАХ 121. Техника «3 шага»Шаг 1. Учитель формулирует задачу (проблему).Шаг 2. Учитель собирает варианты от учеников.Шаг 3. Совместный поиск оптимального решения. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА 13Метод «Анализ слайдов или учебных фильмов»При организации контроля, закрепления, повторения, обобщения – этот метод успешно выполняет все дидактические функции. Метод основывается на наглядном представлении и восприятии информации.{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}доутверждениепосле РАБОТА В ПАРАХ 14Техника «Схема анализа» – анализ материала осуществляется с помощью таблиц.Пример анализа:{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}В чем сутьпроблемы?Каковапричина?Что намделать?Какие затруднениямогут возникнуть? Результаты Единого государственного экзамена по русскому языку15 Какая из предложенных сегодня техник кажется Вам наиболее эффективной? Спасибо за внимание ! Рефлексия16