Методическая статья Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения на уроках истории и обществознания.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения
на уроках истории и обществознания.
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Необходимым условием достижения современного образования является реализация компетентностного подхода. Особенно благодатными в этом направлении являются предметы обществоведческого цикла, которые я преподаю. Ведь именно они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяют ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы; способствуют формированию активной гражданской позиции.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся во – первых, умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт, во-вторых, изучение сфер жизни общества предполагает наличие различных точек зрения. Все это приводит к определённым трудностям. Наблюдения показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, не размышляют над полученной информацией, затрудняются ответить на проблемный вопрос, вести диалог, аргументировано представлять собственную точку зрения.
Это определило выбор темы моей работы «Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование активных форм обучения на уроках истории и обществознания»
Актуальность работы связана с наличием самой проблемы, что нашло отражение в законодательных актах, стандартах 2 поколения программы основного и общего образования по истории.
Цель работы – Формирование высших уровней коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания через комплексное использование дидактических условий, создание системы коммуникативных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности.
Объект работы – коммуникативная компетентность учащихся
Предмет работы – условия формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания.
Гипотеза работы– если построить образовательный процесс на уроках истории через создание практико-ориентированных ситуаций, то это позволит сформировать у учащихся коммуникативные компетенции, что повысит качество образования, в том числе создаст условия для социализации обучающихся.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Определение уровней коммуникативной компетентности обучающихся в учебной деятельности на уроках истории и обществознания.
2. Выделение качественных критериев сформированности уровней коммуникативной компетентности учеников;
3. Организация необходимых дидактических условий для формирования высших уровней коммуникативной компетентности в учебной деятельности.
4. Создание дидактического инструментария как средства формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения учащихся старшей школы.
Ожидаемые результаты:
-овладение обучающимися навыками поиска, систематизации исторической и иной информации,
-умение структурировать материал из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта),
-умения конструктивно общаться (формулировать собственную позицию, принимать доводы противоположной стороны, вести диалог).
-способность к эффективной презентации своего проекта.
Новизна и практическая значимость:
-Определение комплекса дидактических условий, позволяющих сформировать у обучающихся высшие уровни коммуникативной компетентности.
-Разработка и использование коммуникативных ситуаций на уроках истории и обществознания.
-Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ.
Теоретической основой работы стали педагогические идеи и теоретические подходы:
-Принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской Е.А., предполагающие формирование не только системы ЗУН-ов, но и готовность обучающихся использовать их в личном опыте;
-Теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, согласно гипотезе, которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся; А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин), в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности,
Формирование КК обучающихся осуществляются мною поэтапно
через использование в учебно-воспитательном процессе методов и приемов деятельностных технологий: проектной, интерактивной, проблемного обучения, технологии критического мышления, ИКТ как средств достижения 4 уровня творческой компетентности.
Для развития способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта) использую методы «Займи позицию» , ПОПС – формулу, метод «6 шляп», технологии критического мышления, с помощью которой школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, вырабатывать коммуникативные навыки общения.
Изучение истории и обществознания невозможно без активной работы с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. Чтобы работа была эффективной, составила сборник правил и рекомендации по работе с исторической и иной информацией, способствующих формированию коммуникативных компетенций обучающихся. Материалы используются как непосредственно на уроке, так и для выполнения самостоятельной домашней работы учеников.
Формированию коммуникативной компетентности способствуют приемы интерактивного обучения позволяющие организовывать обмен мнениями: «круглый стол», «судебное заседание», «заседание экспертной группы» и другие.- т.е. проведение деловых учебных игр в ходе которых, учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности; ораторскими умениями, искусством ведения полемики.
Из опыта работы пришла к выводу, что наиболее полно способствует формированию коммуникативной компетентности проектная технология. На своих уроках применяю различные виды проектов; информационные и исследовательские; Мини-проекты (в формате «мозгового штурма» анализа документальных источников. На уроках обществознания по темам «Политика как деятельность», «Наука и ее роль в современном мире», «Предпринимательство» ставлю перед учениками задачу – создать модель современного политика, ученого, предпринимателя. Проекты средней продолжительности по темам о культуре, эпохе, в форме защиты (презентации) на уроке. Долгосрочные проекты по проведению исследования по проблеме. («Рынок труда в Белебеевском районе», «Государство в помощь семьям», социальный проект «Охранная грамота детства») Перед выполнением проектов предлагаю разработанный инструкционный материал, чтобы ребята научились выполнять работы в определенной общепринятой последовательности.
Исследовательскую работу веду в тесном сотрудничестве со школьным музеем на краеведческом материале. При этом стараюсь научить ребят творческому сотрудничеству с людьми, которые могут дать интересную историческую информацию. Результатом является участие в школьных, районных краеведческих конкурсах, работа лекторской группы при подготовке и проведении тематических бесед и классных часов, оформление и систематизация музейных экспонатов, воспоминаний очевидцев, исторических событий.
Формированию коммуникативной компетентности способствует и организация проектной деятельности во внеурочное время на элективных курсах «Правовое регулирование экономики», «Права ребенка и его защита» Я практикую такие формы учебных занятий при изучении элективных курсов работа с научными и публицистическими текстами, дискуссии, беседы, интерактивные лекции, исследования.
Большое значение уделяю информационно-коммуникативной деятельности, в рамках которой учащиеся под моим руководством овладевают умениями и навыками комплексной работы с различными типами  исторических источников, поиска и систематизации информации, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной деятельности.
Таким образом, сочетание разнообразных приемов современных технологий личностно ориентированного обучения их систематическое применение на уроках проявляется у учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывать информацию. Ученикам старших классов не составляет труда написать реферат, участвовать в работе над проектом, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. И как следствие формирования информационно-коммуникативной компетентности у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний, что видно из получаемых результатов.
Применяя на практике разнообразные формы учебных занятий: проблемные семинары, практикумы, лабораторные занятия, уроки-прототипы деловых как средства достижения КК обучающихся я занимаюсь созданием собственных и использованием готовых мультимедийных презентаций  уроков. Всего по разным курсам истории и обществознания их в моем арсенале более 200, которые использую на разных этапах урока, в том числе проверки знаний в игровой форме и тестовом варианте. Активное участие в разработке и создании презентаций принимают также мои ученики, полученные ими в ходе работы над созданием мультимедийных презентаций навыки и способы деятельности и являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной и коммуникативной компетентностей. Учащиеся создали базу данных исторических документов, карт, исторических деятелей и др., что облегчает поиск.

Заголовок 615