Открытый урок Тема урока: «Смысл жизни в повести А.М.Горького «Старуха Изергиль». Образ Данко» (ФГОС)







Заливина Ирина Борисовна
учитель русского языка и литературы
МОБОУ СОШ №4
г.Рассказово Тамбовской обл.



Тема урока: «Смысл жизни в повести А.М.Горького «Старуха Изергиль». Образ Данко»














Цели: Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, развитие умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу.

УМК - учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, М., «Просвещение», 2013 г.

Тип урока: урок-дискуссия

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации легенде о Данко, презентация, компьютер, проектор, экран, книжная выставка.


Оформление доски:

У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком.
Л.Шефер /иллюстрация/

Плохо, когда у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
Л.Толстой /иллюстрация/


Ход урока.
Слайд 1.

Организационный момент.
На сегодняшнем уроке мы поработаем над анализом произведения А.М.Горького, поговорим о рассказе «Данко», попытаемся определить, в чем смысл жизни для литературных героев и для нас с вами.
Дома вы самостоятельно познакомились с некоторыми произведениями А.М.Горького и, наверное, обратили внимание на то, что в них очень часто затрагивается тема смысла жизни.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Автор ставит перед собой и читателям этот самый сложный вопрос и пытается приблизиться к ответу на него. В чем же смысл человеческой жизни? Как должен жить человек? Каким, наконец, должен быть он сам?

Изучение нового учебного материала.
Давайте обратимся к тексту из рассказа А.М.Горького «Данко».
Выразительное чтение текста учащимися.
Слайд 2.

1.Какова, по-вашему, основная мысль рассказа?

У.: Действительно, человек, живущий среди людей, должен стремиться к лучшему для себя и для других, быть все время в движении, ставить перед собой цель и идти к ней.

Пожалуйста, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, запишите его. Как вы понимаете смысл этих слов?

Давайте вместе подумаем, есть ли своя высокая цель у героев рассказа «Данко». Здесь заканчивается слайд 2.

Слайд 3.
2.Расскажите о жизни людей до появления Данко.
Вспомните эпитеты, которыми “награждает” автор этих людей.

Что же случилось с этим “сильным, смелым племенем”? Докажите текстом. Здесь заканчивается слайд 3.

Слайд 4.
3.Почему в душе людей родился страх?

У.: Итак, страх перед смертью оказался сильнее человека. ”Никто уже не боялся рабской жизни” А как вы думаете, что такое “рабская жизнь”? Почему именно для свободных людей так ужасно рабство? Здесь заканчивается слайд 4.

Слайд 5.
У.: Рабство калечит человеческие души, без свободы любая работа может стать пыткой, а жизнь - долгим “умиранием”. Здесь заканчивается слайд 5.

Слайд 6.
4.Важно ли для этих людей появление Данко? Почему?
Что он из себя представляет? Подтвердите свои слова текстом.

У.: Согласна, очень важно. Ведь очень трудно брать ответственность за жизнь других людей на себя, тяжело морально и физически быть “Данко”. Здесь заканчивается слайд 6.

Слайд 7.
5. Прочитайте о пути, который пришлось преодолеть людям.
Какими изобразительно- выразительными средствами пользуется автор?

У.: Люди идут вперед, они чувствуют силу, поддержку своего вожака.

6.Каким эпитетом “награждает” автор этих людей?

Почему “маленькие”? Каким художественным приемом Горький подчеркивает их незначительность? Здесь заканчивается слайд 7.

Слайд 8.
У.: Прием антитезы. Маленькие люди противопоставляются великанам-
деревьям. Наверное, эти люди, в понимании Горького, стали маленькими, когда их сковал страх. Только сильные духом люди могут быть “большими”!

7.Почему же люди обвиняют в своих бедах Данко? Давайте прочитаем отрывок, где говорится об этом разговоре. /включить музыку/

У.: Люди усталиДанко видит, что “люди - как звери”. Автор, я думаю, показывает людей без лиц потому, что эти люди перестали быть людьми: они стали стадом.

8.Что, по- вашему, означает “перестать быть человеком”?

У.: Люди теряют свое лицо, когда чувствуют, что они сжаты непроницаемым кольцом обстоятельств. И как трудно не разозлиться, не потерять свое лицо было для Данко.

Как автор относится к своему герою, к людям, окружающим Данко. Аргументируйте.

9.Почему Данко чувствует ответственность за людей, за все происходящее вокруг? Докажите текстом. Здесь заканчивается слайд 8.

Слайд 9.
10.А что значит “любить людей”? Стоят ли люди любви? Может быть, достаточно любить только себя?

У.: Думаю, трудно лучше сказать об этом, чем сказал Шефер: “У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком”.
Быть настоящим! Это очень трудно, но кто сказал, что жизнь человека должна быть легкой?!
Включить музыку.
Выразительное чтение учителя. Отрывок “А лес все пел”
Пауза. Смолкает музыка.

У.: Да, каждый человек ищет свое место в жизни, место Данко было впереди, он отдал всего себя людям, отдал свою “гордую” жизнь, отдал всю Данко умирает Здесь заканчивается слайд 9.

Слайд 10.


11.Но можно ли сказать, что его жизнь прожита зря? Остались лишь искры в степи? Аргументируйте ответ.

У.: Нет, не зря прожита жизнь героя! Не только “искры” остались в степи! Остались счастливые люди, осталась свободная земля, но Данко пришлось отдать свою жизнь. Здесь заканчивается слайд 10.

Слайд 11.
Обратите внимание на слова Л.Н.Толстого: “Плохо, когда у человека нет чего- нибудь такого, за что он готов умереть”. Думаю, великий писатель прав... Но, очень часто есть это “но” в жизни людей.

Нашелся осторожный человек. Здесь заканчивается слайд 11.

Слайд 12.
12.И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

У.: Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло. Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который “жил-дрожал и умирал-дрожал”. Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки. Здесь заканчивается слайд 12.

Закрепление учебного материала.
13.А каких литературных персонажей вы могли бы сравнить с Данко?

Работа с иллюстрациями.


14.Рассказ Горького похож на сказку, это и есть сказка, прекрасная и романтическая. А какие произведения называют романтическими?
Запись определения в тетрадь.

15.Как вы думаете, есть ли в наше время место сказке? Почему?

16.Ребята, а встречались ли вам люди, которые напоминали бы Данко? Расскажите о них. Здесь заканчивается слайд 13.

Слайд 13.

У.: Каждый человек и хорош, и плох. Люди разные, тем они и интересны. Но все-таки, если у человека горячее сердце, если жива душа, то в нем живет Данко.

17.Как вы считаете, что такое “каждодневный подвиг”? Труден ли он? Почему?

У.: Прочитаете выбранные вами афоризмы о жизни, о ее смысле.

Конечно, очень тяжело каждый день совершать подвиг. Подвиг-это не только спасение жизни в экстремальной ситуации, подвиг-это вся жизнь, это умение оставаться человеком. Наверное, не смерть, а жизнь является испытанием мужества. Важно, чтобы поиски смысла жизни не помешали самой жизни. Каждый человек сам для себя делает вывод о смысле жизни, но все-таки главное - оставаться человеком. Здесь заканчивается слайд 13.

Слайд 14.
Напишите мини-сочинение по одной из тем:

1.Что сделаю я для людей?
2.Быть настоящим человеком.
3.Смысл жизни.
Обсуждение мини-сочинений. Здесь заканчивается слайд 14.

Слайд 15.
У.: /Итог урока/ На сегодняшнем уроке мы поговорили о смысле жизни. Думаю, прав Публий Сир : «Плохо живут люди, которые всю жизнь лишь собираются жить»!
Пусть наша жизнь будет вечным горением, пусть рядом идут литературные герои, которые пробуждают мысль и желание изменяться самому, изменять мир вокруг.

Слайд 16.
Задание на дом: А.М.Горький “Человек”, отзыв на произведение.



















13PAGE 15


13PAGE 14215