Организация учебно — исследовательской и проектной деятельности учащихся с учётом ФГОС ОО и историко – культурного стандарта на уроках истории и обществознания .


Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности учащихся с учётом ФГОС ОО и историко – культурного стандарта на уроках истории и обществознания .Сербина О.С.
В соответствии с ФГОС ОО и историко - культурным стандартом важной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые. Успешная реализация поставленной задачи связана с применением новых технологий и форм организации мыслительной деятельности учащихся. Поэтому приоритетным направлением в педагогической деятельности является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Эффективность применения  проектной  технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обучения и интеграции деятельности всего класса в решении общей проблем.
Модель обучения исследовательской деятельности включает следующие элементы: 1. постановка проблемы; 2. создание мотива к обучению;3. определение учебной задачи; 4. усвоение знаний; 5. подготовка проектов решения; 6. социализация; 7. совместный анализ; 8. рефлексия - эмоциональное осмысление своей деятельности.
В педагогической практике необходимо использовать активные методы обучения. Приоритетное значение имеет применение проблемного подхода в преподавании истории и обществознания. Создание на уроках проблемной ситуации помогает ребятам чётко видеть  цель своего исследования, и осознано воспринимать изучаемый материал.
Учёные говорят, что правильно поставленная проблема - это уже половина решения.  Поэтому педагог также должен научить детей правильно формулировать вопросы. Для формирования подобных навыков практикую в качестве самостоятельных заданий составление тестов, вопросов к исторической викторине, анализ документов путем составления вопросов по содержанию текста исторического источника и подготовки ответов на них.
Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению истории.  
Большое внимание в организации исследовательской работы учащихся уделяю анализу исторических документов. Работа с первоисточниками даёт возможность детям получить информацию не в готовом виде, а научиться добывать её самостоятельно. Непосредственной работе с документом предшествует изучение алгоритма исследования.  Он  включает в себя следующие моменты: определение типа документа, социальной принадлежности его автора, связь с эпохой, отражение в тексте документа типичных явлений исторической действительности, соответствие описания  автором происходящих событий объективной реальности, поиск скрытой информации, установление аналогии с современностью. 
Изучая статьи «Русской правды» или новгородские грамоты, дети лучше осознают историческую действительность, учатся критически воспринимать изложенные в тексте факты, отличать правду от вымысла. Интерпретация исторических документов приобщает учащихся к научной работе, позволяет почувствовать себя в роли учёных, способствует созданию ситуации успеха. В некоторых случаях побуждает детей обратиться к дополнительной литературе. Например, при изучении статей «Русской правды», чтобы ответить на вопрос, почему штраф за вырванный клок бороды был выше, чем за отрубленный палец, ученики  только из дополнительного источника смогли узнать, что в древности волосы символизировали власть человека.
 Как одну из форм организации исследовательской работы в педагогической практике необходимо применять интегративные уроки. Они позволяют за счёт обеспечения межпредметных связей активизировать знания учащихся, придают им универсальный характер, позволяют глубже изучить и понять историю. Наглядным примером может служить проведение презентации книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи», изучение периода Смутного времени  с использованием текста трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», изучения истории пугачёвского бунта на основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности направлено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, социализации и профессиональной ориентации в соответствии с ФГОС и историко – культурным стандартом.