«Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по предметам «Русский язык» и «Литература» при реализации ФГОС ОО»


«Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по предметам «Русский язык» и «Литература» при реализации ФГОС ОО»
Автор доклада: Андрианова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Северодвинска
В условиях реализации ФГОС проектно-исследовательская деятельность рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер.
«Технология проектно-исследовательской деятельности предполагает проведение обучающимися собственного исследования, в ходе которого собранный творческий материал позволяет объяснять научные и жизненные явления».[4; 26]
Организация проектно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам образования, направленного на развитие активной личности.
Главная цель проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе - приобретение обучающимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции в образовательном процессе.
Результаты проектно-исследовательской деятельности выражаются в категории межпредметной компетенции и связаны с универсальными учебными действиями. Поэтому «в образовательном пространстве школы крайне важна организация активных познавательных действий обучающихся по отношению к изучаемому объекту, к другим людям и к самому себе». [3; 112]
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательном пространстве МБОУ «СОШ № 5»:
1. Урочная деятельность (проведение мини-проектов и исследований в рамках урока, проектирование при выполнении домашнего задания, при индивидуальном освоении учебного материала и т.п.).
2. Внеурочная деятельность (проведение Дней науки, учебно-исследовательских конференций, проектных недель, Предметных недель, образовательных путешествий, образовательных событий, тьюториалов и т.п.).
3. Тьюторское сопровождение проектной/исследовательской деятельности в рамках инновационного проекта «Реализация принципа индивидуализации в проектной и учебно-исследовательской деятельности».
Формы проектной/ учебно-исследовательской деятельности:
Урочная деятельность
-выполнение исследовательских заданий (информационных, проблемных, экспериментальных);
-выполнение и оформление мини-проектов при реализации дидактических целей педагога на различных этапах урока;
-реализация спецкурса «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности».
Внеурочная деятельность
-День науки (первая суббота февраля);
-Учебно-исследовательская конференция «Мои маленькие открытия» (1-4-й класс) и «Шаг в науку» (5-11-й класс);
-Научное общество обучающихся «Мыслитель» (заседания в течение года);
-Проектная неделя (5- 8-е классы, апрель);
-Образовательные путешествия, образовательные события (каникулярное время).
Сопровождение проектной/исследовательской деятельности в школе осуществляется через реализацию принципа индивидуализации и тьюторское сопровождение. Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант (учащийся) самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы обучения, выполнения работы, которые затем обсуждает с тьютором. [6]
Исходя из запроса обучающегося, руководитель проекта/исследования подбирает для обучающегося избыточную образовательную среду, сопровождает написание проекта, сбор информации, осуществляет планирование и анализ основных этапов выполнения работы и ее оформление.
Первичная презентация работы проходит на классном часе (уроке, спецкурсе). Лучшие работы представляются на учебно-исследовательской конференции для участия в муниципальных конкурсах «Ученые будущего», «Юность Поморья» и в муниципальной конференции «Проект-2017».
Реализация междисциплинарного учебного курса «Основы проектной/исследовательской деятельности» (35 часов), являющегося частью учебного плана 5-8-х классов (ФГОС ООО), способствует изучению особенностей исследовательской и проектной деятельности и помогает руководителю проекта (учителю-предметнику) структурировать основные этапы работы, уже известные обучающемуся.
Прохождение курсовой подготовки педагогическими работниками школы по направлению «Развитие практик индивидуализации и тьюторского сопровождения в современной системе российского образования» [1; 68], «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», реализация инновационных проектов, написание выпускной работы «Тьюторское сопровождение проектной деятельности обучающихся» способствовали повышению профессиональной компетентности педагогов в области организации проектно-исследовательской деятельности с целью осуществления ее эффективного сопровождения.
Для мониторинга результативности организации проектной и исследовательской деятельности нами применяются следующие методы диагностики образовательного результата:
1. Анкетирование обучающегося.
2. Анализ портфолио развития обучающегося.
3. Психологическое тестирование уровня мотивационно-личностного развития обучающегося.
4. Педагогическое наблюдение педагога.
5. Анализ ведения Дневника работы над проектом/исследованием.
6. Мониторинг победителей/призеров учебно-исследовательских конференций различного уровня.
При организации важным моментом является различении понятий проектирования, при котором создаются новые объекты и явления и исследования, при котором получаются новые знания о существующих объектах и явлениях.

Рис.1. Проектирование и исследование:сходство и различие
Организация проектной деятельности в урочной и во внеурочной деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература»:
Конкурс проектов «Понимай дословно» (класс изготавливает мини-сборники формата А5 по фразеологическим оборотам, крылатым фразам, афоризмам с исрользованием рисунков, подтверждающих двусмысленность высказывания, например, «жалобная книга»)
Проект «К юбилею любимой школы» (эссе, стихотворения, поздравления, мемуары, рассказы)
Проект «Русский язык с совушками» (по типу проекта «Русский язык в котах»)

Рис. 2. Проект «Русский язык с совушками»
Проект «Дайджест-шоу «Выпуск юбилейной школьной газеты» (команды по параллелям: 5,6,7,8,9, 10,11 и учителя придумывают название газеты, рубрики, статьи и т.п.)
Проект «Диалоги героев произведений в социальной сети» (можно составить список произведений для каждой параллели)
Проект «Букроссинг» (обмен книгами через библиотечный стеллаж в рекреации (мы использовали чемодан). Анализ принесенных книг, выбора обучающихся.

Рис.3. Проект «Букроссинг»
Проект «Реклама частей речи» (информационный бюллетень). 5 класс- имя существительное, 6-наречие, имя прилагатальное, 7-глагол, 8-причастие, 9-деепричастие, 10-категория состояния, 11- имя числительное, местоимение.
Проект «Буктрейлер «Книга-юбиляр» (представить литературное произведение)
Проект «К юбилею Н.М.Рубцова» (нарисовать портрет поэта в представлении художника)
Проект «Перлы учителей» и «Перлы учеников» (представить по 5 от каждого класса на формате А5 с объяснением значения (что хотел сказать учитель/ученик, записать корректно))
А зачем мне зоопарк, когда есть вы...
Проект «Исключения из правил» (творческий обзор исключений и мнемонических приемов)
Проект «Ударим по ударению» (подбор стихотворений на запоминание ударений в словах», по типу
Фено́мен звони́т по среда́м,Приня́в догово́р по года́м,Он о́тдал экспе́ртам эско́ртаХода́тайство аэропо́рта.Как у нашей МарфыЕсть в полоску ша́рфы!Срубили ель, сорвали щаве́ль.Долго ели то́рты —Не налезли шо́рты!Звони́т звонарь,Звоня́т в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.Ты нам шторы не вози,Мы повесим жалюзи́.
Проект «Если бы я был литературным героем, то я был бы….» (написать сочинение-рассуждение, эссе).
Проект «Необычная открытка» (орфограффити по русскому языку).
Проект «Поиск сокровищ» (виртуальное исследование). Основа для выполнения-виртуальная коллекция ссылок. К каждой ссылке педагог подбирает вопрос, ответ на который можно найти на данной веб-странице. В итоге исследования обучающиеся представляют письменное изложение полученной информации.
Проект «Тематические ссылки» (создание списка сайтов по предложенной педагогом тематике).
Проект «Таксономия Блума» (знание-понимание-применение-анализ). Пример, изучение старинных фотографий объектов города и современного их состояния).
Проект «Образовательный геокешинг» (создание и поиск «виртуальных» и реальных тайников с помощью GPRS-навигатора, поиск по координатам, вопросам, фотографиям, команде выдается маршрутный лист).
Проект «Капсула культуры» (выбор предметов, представляющих самобытность культуры, оформление капсулы и обмен). Например, создание «капсулы времени» Архангельской области по произведениям северных писателей.
Проект «Веб-квест» (проблемное задание с элементами ролевой игры).
Проект «Кулинарная книга Поморья» (по страницам произведений С.Писахова, Б.Шергина, Ф.Абрамова, Е.Коковина).
Проект «Небольшое путешествие по литературным музеям» (можно представить в виде заочной экскурсии, каждый класс представляет презентацию по параллелям: 5-6, 7-8, 9-11).
Проект «Угадай героя по описанию» (обучающиеся находят в текстах изучаемых произведений описание героя и его портрет, а соперники угадывают, о ком идет речь).
Проект «Загадочное фото» (представлена половинка иллюстрации по изучаемому произведению, обучающиеся должны назвать героя и название произведения).
Проект «Погреться в лучах славы, или Угадай, с кем я» (фотографии с героями произведений, писателей, литературных мест). Например,

Рис.4. Проект «Погреться в лучах славы, или Угадай, с кем я»
Проект «Буквомиксер»
Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы. Необходимо соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них.
1. Мюнхгаузен А. Гониен
2. Маугли Б. Мираса
3. Онегин В. Сонларк
4. Печорин Г. Кейвш
5. Паганель Д. Незуагхнюм
6. Карлсон Е. Седойси
7. Швейк Ж. Верлигул
8. Гулливер З. Аганпель
9. Арамис И. Норечип
10. Одиссей К. Лигаум
Проект «Шифровка»
В качестве эксперимента дети, отдыхающие в лагере, зашифровывали программу Летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро. Вместо букв они писали числа. Нужно расшифровать названия летних видов спорта, вспомнив порядок букв в алфавите (например, буква Д в алфавите 5-я, а буква Ч 25-я).
1. 2, 16, 5, 14, 10, 15, 20, 16, 15
2. 2, 1, 19, 12, 6, 5, 2, 16, 13
3. 3, 6, 13, 1, 19, 17, 16, 18, 20
4. 2, 1, 18, 30, 2, 1 // 3, 16, 13, 30, 15, 1, 33
5. 4, 1, 15, 20, 2, 16, 13
6. 4, 18, 6, 2, 13, 33 // 15, 1 // 2, 16, 11, 5, 1, 18, 12, 1, 23 // 10 // 12, 16, 15, 15, 16, 31
7. 17, 18, 29, 26, 12, 10 // 15, 1 // 2, 16, 20, 21, 20, 6
8. 19, 10, 15, 23, 18, 16, 15, 16, 6 // 17, 13, 1, 3, 1, 15, 30, 6
9. 22, 21, 5, 2, 16, 13
10. 23, 1, 12, 6, 11 // 15, 1 // 20, 18, 1, 3, 6.
Проект «Детский лепет»
Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами. В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений. Необходимо соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых.
1. Вихрахер А. Пожарный
2. Вертилятор Б. Графиня
3. Приудобился В. Расстёгивать
4. Кувшиня Г. Колыбельная
5. Баюльная Д. Вентилятор
6. Отпугивать Е. Парикмахер
7. Тушенник Ж. Удобно устроился
8. Идёмить З. В каком числе человек
9. Ухаживаешь И. Идти
10. Всколькером К. Уходишь
Проект «Ау, или Спрятавшиеся слова»
Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию. В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта). Например, лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека». Ответ: нос – Носов.
1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам. МАЯКовский
2. Орган летания у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих. КРЫЛОв
3. Подарок, пожертвование; способность, талант. РоДАРи
4. Насекомое с жесткими надкрыльями; ловкий человек, плут. ЖУКовский
5. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. РОДари
6. Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой. ЛУК
7. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. СтивенСОН
8. Мастер по выделке глиняной посуды. ГОНЧАРов
9. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое. ЛОМоносов
10. Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.РЫБАКов
30. Страничка литературного героя в социальной сети «Вконтакте»
Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты. Подумайте, как могла бы выглядеть эта «страничка» «В контакте». Какая информация могла бы на ней появиться? (Выбор героя – за вами!)
В статье представлен далеко не полный перечень возможных направлений для организации проектов в условиях образовательной организации. Поскольку данное направление является одним из основных направлений при реализации ФГОС ОО, то перспективы развития исследовательской и проектной деятельности в учреждении и в профессиональной деятельности педагога будут, на наш взгляд, следующими:
1.Презентация проектных работ на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
2. Повышение компетентности педагогов в области проектной/исследовательской деятельности обучающихся через курсы, вебинары, проблемные круглые столы, творческие группы, летние университеты тьюторства, педагогические советы и т.п.
3. Реализация инновационного проекта и разработка модуля для курсов повышения квалификации.
4. Повышение мотивации обучающихся для осуществления самостоятельной исследовательской деятельности по различным предметным областям.
5. Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием современных информационных технологий.
Список информационных источников
Балагина Е.В., Голованова О.Б., Филиппова Ю.С. Индивидуализация образования и основы тьюторского сопровождения (учебно-методического пособие). Архангельск: Издательство АО ИОО, 2014.
Балагина Е.В., Голованова О.Б., Филиппова Ю.С. Тьютор и тьюторская деятельность: дайджест. Архангельск: Издательство АО ИОО, 2014.
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 кл.М.: «ВАКО», 2016, 160с.
Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС, С-ПБ.: «КАРО», 2015, 128с.
Панцова Н.И. Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности. http://pedsovet.su/publ/71-1-0-4669 (Дата доступа: 23.01.2017).
Розин В. М. Конституирование и природа индивидуализации. Тверь: «СФК-офис», 2015, 195с.