ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА
НА ФГОС ООО.
                Распопова Светлана Владимировна, учитель информатики
МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
svraspopova@mail.ruВнеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
     Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется подготовка будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
      Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,  общекультурное).
Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только что-либо узнаёт, но учиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
 Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.
 Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
оказание помощи в поисках «себя»;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;
расширение рамок общения с социумом.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.
Сразу после окончания Курского государственного университета и по сей день работаю в своей родной Мало-Каменской средней общеобразовательной школе, где на протяжении многих лет практически все обучающиеся были заняты в различных формах внеурочной деятельности, а многие обучающиеся посещали несколько объединений одновременно, участвовали в районных и областных мероприятиях и занимали призовые места.Для себя я сразу выбрала художественно-прикладное направление, так как всегда нравилось делать что-то своими руками. За время работы познакомилась с различными видами деятельности – это и мягкая игрушка, моделирование и шитье одежды, бисероплетение, лепка, вязание на спицах и крючком, но более всего по душе мне пришлась вышивка крестом. Оказалось, что именно этот вид рукоделия был предпочтителен прабабушками в нашей местности, а в современной действительности это практически забытое ремесло. Старожилы рассказывали, что в дни их молодости практически в каждом доме хозяйки украшали вышивкой подузоры, пелены, рушники, скатерти, одежду и многое другое. По большим православным праздникам проводились веселые гуляния, где демонстрировалась всевозможное шитье и вышивка, в том числе и крестом. Общаясь с деревенскими мастерицами – Петиной Галиной Ивановной, Подколзиной Татьяной Андреевной, семьей Петиных я приобрела навыки работы со специальной тканью – канвой и научилась выполнять разные виды вышивания крестом.
Мне захотелось, чтобы дети сохранили этот вид рукоделия, у которого такая богатая многовековая история. Но как это сделать? Как заинтересовать «современного» ребенка? Эти вопросы решились сами собой. Однажды понадобилось выполнить такую вышивку, схемы для которой не было ни в одном журнале. На помощь пришла вся компьютерная техника, которая располагается в кабинете информатики, а вместе с ней и информационно-коммуникативные технологии и наше объединение в дальнейшем получило название «Вышивка крестиком + ПК» (аббревиатура от персонального компьютера). С ребятами сначала подыскивали специальные компьютерные программы, которые позволяют создать цветовую схему для вышивания практически из любого изображения, а сегодня, используя языки программирования, наши кружковцы создают собственную программу. На мультимедийном экране, приобретенном несколько лет назад в рамках нацпроекта «Образование» демонстрируем примеры заготовок для новых работ, презентации по темам занятий, инструкции к выполнению того или иного изделия и многое другое. Теперь на занятиях нельзя обойтись без цветного принтера, сканера, а также цифрового фотоаппарата.
Каждый год мной проводится мониторинг реализации программы «Вышивка крестиком + ПК». Проанализировав данные нескольких параметров диагностики можно сделать выводы о результативности работы кружка. Несмотря на то, что вышивка крестом, как и любая другая, один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество мастериц и просто любителей по всему миру, нашло своих поклонников и среди обучающихся нашей школы.В лучшую сторону изменяются личностные качества наших воспитанников. Обучающимся нравится трудиться, они относятся к результатам своей работы достаточно критически, обладают собственной инициативой, склонны к приобретению новых знаний, дружески расположены к окружающим, способны работать в коллективе и помогать друг другу.
Так как современное общество невозможно представить без компьютерных и коммуникационных технологий – это нашло свое место и в нашем объединении. Ребята общаются не только между собой, проводя время на занятиях в кружке, но и с пользователями сети Интернет, обмениваются опытом с участниками процесса вышивки крестом, приобретают схемы для вышивания, пользуются советами, данными профессионалами; подписываются на рассылку материалов, чтобы быть в курсе всех изменений в мире вышивки; посещают виртуальные тематические выставки.
Итогом реализации работы объединения, кроме творческого развития детей, является участие обучающихся в районных и областных выставках декоративно-прикладного искусства. Лучшие работы творческого коллектива и отдельных ребят отмечены почетными грамотами в различных номинациях и разделах. Я, как учитель информатики, также отмечена дипломами, почетными грамотами и благодарственными письмами.