Организация внеурочной социально-значимой деятельности как основа гражданского становления щкольников в условиях перехода на ФГОС ООО


Организация внеурочной социально-значимой деятельности как
основа гражданского становления щкольников
в условиях перехода на ФГОС ООО
Однажды, готовясь к урокам, я нашла на одном из образовательных порталов стихотворение, поразившее меня своей откровенностью и актуальностью. В этом стихотворении современные подростки назывались «плаксивым поколением», которое не способно сделать Россию процветающей державой.
Я решила узнать отношение детей к авторской трактовке современной ситуации.
Мне неловко признаться, но я была твердо уверена в том, что у большинства моих учеников есть кумиры, пусть даже эти кумиры собирательный образ.
Вы можете мне не поверить, но это стихотворение сильно изменило моё отношение к организации образовательного процесса в школе.
Как сделать так, чтобы дети ходили в школу, по крайней мере, без устойчивого негатива? Что необходимо предпринять, чтобы осуществлялось взаимодействие всех субъектов образовательного процесса? Ответы на эти вопросы, по моему твердому убеждению, можно получить, проработав в школе не один год.
Опыт моей 22 летней работы в качестве учителя и 16 летний в качестве руководителя позволяет мне сделать вывод об исключительной роли педагога, вернее, о значимости примера педагога. Говорить можно много, а теперь - в условиях информационной открытости, можно вложить мысли других в свои уста и казаться невозможно умным. А вот пример поведения педагога, пример его деятельности и поступков - это и есть эталон для подражания мальчиков и девочек.
Современный социальный заказ общества, семьи и самого ребенка, предъявляемый к школе все настойчивее требует изменений, которые позволят выпускнику приобрести знания, умения, навыки, социальные компетентности, помогут стать конкурентноспособным и успешным в жизни человеком, гражданином своей страны.
В этих условиях одними дидактическими технологиями социальные запросы семьи и личности не удовлетворить.
Одним их критериев решения данной проблемы является вовлечение школьников в социально значимую деятельность.
Социально значимая деятельность – это совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленная на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в школьной среде и во внешней социальной среде и закрепляющих у обучающихся социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса.
Внеурочная социально значимая деятельность является одним из направлений воспитательной работы в школе, ориенитирована на организацию занятости несовершеннолетних.
В 2010 году в Фатежской средней общеобразовательной школе №1 было принято положение о внеурочной социально значимой деятельности, которое нормативно закрепило особенности организации данного вида воспитательной деятельности.
При разработке положения нам пришлось столкнуться с одной проблемой. Необходимо было выяснить вопрос добровольности или обязательности занятия внеурочной социально значимой деятельностью.
В связи с этим был сформулирован пункт Положения следующего содержания: «Привлекаться к выполнению внеурочной социально значимой деятельности обучающиеся могут только с их письменного согласия или с согласия их родителей (законных представителей).
В Положении отражены принципы организации деятельности, цели, задачи, объекты, нормативно организационное обеспечение.
В нашем учебном заведении внеурочная социально значимая деятельность включает четыре основных подсистемы: дополнительное образование, детские ученические организации, ученическое самоуправление, внеурочную деятельность. Элементы подсистем, взаимодействуя, взаимодополняя друг друга, воздействуют на школьный социум, на личность каждого ребенка, предоставляя ему максимальные возможности для разностороннего развития. Общешкольный, классные планы воспитательной работы составляются таким образом, чтобы во всех видах мероприятий приняли участие как можно больше обучающихся и их родителей.
За последние три учебных года наблюдается положительная динамика охвата школьников различными видами внеурочной социально значимой деятельности.
В направлении «Поддержание образцового состояния школы» достигнуты следующие положительные показатели:
- регулярное дежурство по классу и школе позволило сохранить в хорошем состоянии ученическую мебель, мебель в школьной столовой;
- затраты на покраску столов, стульев сократились;
- удаётся поддерживать практически в образцовом состоянии прилегающую к школе территорию;
- школьники помогают убирать Сквер погибших воинов.
В направлении «Благотворительные акции» проведены акции патриотической направленности «Тепло родного дома», «Георгиевская ленточка», «Забота», «Подарок ветерану», «Открытка ветерану», «Помоги ближнему твоему» и другие, направленные на формирование гражданственности, воспитание уважения к старшему поколению. В этой связи хочу отметить большую работу военно-патриотического клуба «Факел», который стал визитной карточкой не только школы, но и района.
В 2014-2015 учебном году в клуб пришли 6 наших пятиклассников.

Клуб «Факел» успешно решает задачи по развитию волевых, силовых качеств подростков, проводит большую работу, направленную на развитие интересов и способностей, укрепление здоровья, овладение военно-прикладными видами спорта, определяет мотивацию ребят на выполнение воинских обязанностей.
Педагогическим коллективом школы проводится целенаправленная работа по профилактике здорового образа жизни. Традиционными стали «Дни здоровья», «Дни семья», спортивные марафоны.
Наши ученики участвуют в волонтерском движении.
Мы проводим разнообразные по формам мероприятия досугово познавательного характера для обучающихся, родителей, общественности, жителей района.
Как положительное следует отметить хорошую и высокую активность родителей в организации школьной жизни.
Большая заслуга в этом принадлежит Совету Школы.
Педагоги, родители тесно взаимодействуют с ученическим самоуправлением. Без участия самих детей в управлении школьной жизнью невозможно было бы решить ни одну воспитательную проблему.
Например, благодаря ученическому самоуправлению, детским общественным организациям «Лидер», «Алые паруса» удалось значительно улучшить посещаемость учебных занятий, изменить отношение ряда школьников к получению знаний.
В 2012-2013 учебном году в школе работают кружки, спортивные секции:
- краеведческий;
- «Юный оформитель»;
- «Юный шахматист»;
- кружок православной культуры;
- «Умелые руки»;
- «Экологический»;
- «Хоровое пение»;
- футбол;
- баскетбол.
В работу вовлечено 152 обучающихся, что составляет 54% от общего количества. 39 обучающихся посещают кружки по интересам по месту жительства. В последние два года значительно повысилась результативность участия наших обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсных мероприятиях различной направленности всех уровней. Многие наши ученики по праву носят звание «Одаренные дети».
По итогам 2010-2011, 2011-2012 учебных лет МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» отмечено как учреждение, достигшее высоких показателей в реализации районной программы
« Одаренные дети».

Говоря о положительном в работе по направлению внеурочная социально значимая деятельность, нельзя не остановиться на проблемах, характерных, наверное, для многих образовательных учреждений.
Я как директор школы не боюсь их озвучить.
Выявленные проблемы требуют глубокого анализа и скорого решения. Скорого потому, что дети учатся в школе всего лишь 11 лет, а кто-то уходит из школы после получения основного общего образования. Поэтому у нас нет времени на раскачку. Для нашего образовательного учреждения проблемными остаются вопросы вовлечения в активную деятельность детей «группы риска», курения подростков, межличностных отношений в адаптационные периоды.
Решаем мы возникающие проблемы с обязательным участием социальной, психолого-педагогической служб школы. На ранимую детскую психику нельзя воздействовать исключительно волевыми запрещающими методами. К каждому ребенку нужен индивидуальный корректный подход.
Для нас большая радость и профессиональная победа, когда из «социально-запущенных» дети превращаются в активных лидеров.
Волнует нас вопрос снижения уровня воспитанности в 7-9 классах. Данная проблема неоднократно являлась предметом обсуждений на педагогическом совете, МО классных руководителей. Мы пришли к выводу о том, что слабо еще формируется самостоятельность детей, недостаточная взаимосвязь в этом направлении с родителями.
Не искоренили мы курение подростков. Имеет место курение в общественных местах девушек.
Обозначенные проблемы мы решаем «всем миром». Бывает, что иногда ошибаемся в методах решения, но главное - стремимся к созданию в школе оптимальных условий для воспитания подрастающего поколения.
Педагоги нашей школы - умные, отзывчивые, восприимчивые ко всему новому люди-пример для подражания.
Дети обладают разными способностями. Именно в школе получают развитие разные виды деятельности.
Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Порою родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьной и районной сценах.
Если ребенок проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом -значит ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно, он доверяет педагогу и сможет в дальнейшем реализовать себя в сложном взрослом мире, значит он не потеряется.
Директор МБОУ «ФСОШ№1»
Фатежского района
Курской области О.Т.Соколова