Доклад на РМО учителей истории Внедрение ФГОС нового поколения в преподавании обществоведческих дисциплин


Внедрение ФГОС второго поколения в преподавании обществоведческих дисциплин
Учитель обществоведческих дисциплин Сабирова Э.В.
В 2015 году основная школа начала свою модернизацию. Цель - создание современной школы, которая способна раскрыть личность, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учебе, способна быть современной. Базовым элементом в модернизации школьного исторического образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе. 
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока.
Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО, это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Приведём примеры игровых заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроке истории:
Задание № 1. Представьте, что вы – восточный славянин – земледелец. Составьте план своих действий на период сельскохозяйственных работ.
Этап работы Ваши действия
1. 2. 3. Задание № 2: просмотрите изображение и запомните детали. Подготовьте вопросы по иллюстрации. 1 минута.
Посмотрели? Запомнили? молодцы, а теперь обменяйтесь изображениями…, просмотрите работу и задайте вопросы оппонентам, с целью проверки насколько развиты их память и внимание. Первыми задаст вопрос вот 1 команда.

Православный храм. София Константинопольская. 324 год

Православный храм. София Новгородская. 1052 год
Задание № 3 «Незаконченные образы».
-36576037465Задание: завершить увиденные образы и презентовать их аудитории. На это задание отводится 3 минуты.
Задание № 4 «Метод неоконченных предложений».
В тексте о древних славянах вставьте пропущенные прилагательные. У вас есть 3 минуты.
В _______________ источниках ____________ упоминание славян встречается в _________________ документах 6 века. Эти же источники ретроспективно упоминают о _______________ племенах в VI веке.
_______________ славяне - это оседлый __________________________ народ, который знал и умел разводить _______________ растения, разводил ________________ животных, промышлял охотой и рыбной ловлей, знал некоторые мастерства и ремесла.
Лингвистический анализ показывает, что осёдлый образ жизни славяне начали осваивать ещё тогда, когда не отделились от других _____________________народов, а частью уже в обособлении от них, но до своего разделения на __________________, ____________ и _______________ и в известном общении с соседними народами.
Задание № 5: Изобразите в любой форме сражение о котором писал летописец
"И была тут страшная и большая сеча, был слышен треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так, что и замерзшее озеро точно тронулось, и не видно было льда, потому, что он был полит кровью".
Задание № 6: Представьте, что вы – журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у древнерусского князя Ярослава Мудрого. Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил данный князь.
Задание № 7 «Найди ошибку»: найдите в тексте допущенные исторические ошибки. Работа в паре- один ученик ищет ошибки, второй «Учитель» его проверяет по образцу.
Откуда есть пошла Русская земля? Этот вопрос впервые в начале ХI века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси. Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга. Древляне не потерпели на престоле князя Олега, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 965 году. А через много лет Ярослав Мудрый окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 980 году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.
Период своего расцвета Киевская Русь переживала в годы правления великого князя Владимира Мономаха, который положил начало созданию на Руси письменного свода законов, получившего название Правда Владимира Мономаха.
Задание № 8: Работая в группе, напишите сценарий мультфильма по теме и создайте его.
Задание № 9 Игра «Реставрация»: «Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст». На работу вам даётся 15 минут.
При проверке учителю целесообразно познакомить с интересными вариантами разных «расшифровок». Проведение этой игры готовит учащихся к игре с противоположным значением «Зашифруй текст».
На начальном этапе у нас большой выбор в методах, приемах и средствах обучения. Теперь яркий рассказ учителя и пересказ учеником текста больше не могут быть главными средствами на уроке. Ведь слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научиться действовать самостоятельно. Одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и деятельностный подход в обучении.
Технологий много, но необходимо найти ту, которая подходит в данном классе, которая даст положительный результат. Для себя я выделила проблемно - диалогическую технологию, направленную на открытие учащимися нового знания на самостоятельное решение разнообразных задач.
Урок, построенный по данной технологии, начинается с создания проблемной ситуации и формулирования школьниками проблемного задания. Следующий этап проблемного урока - выдвижение версий, гипотез решения поставленной проблемы. Учащиеся могут выдвинуть версию, так как проблемно-диалогическая технология предполагает предварительное ознакомительное чтение соответствующего параграфа.
Решение проблемы опирается на имеющиеся знания учащихся, поэтому дальнейшим этапом урока выступает их актуализация.
Главный этап урока - открытие нового знания, которое происходит в ходе решения проблемы. Здесь может применяться групповая и коллективная работа, выполнение заданий к параграфу, работа с иллюстрациями, а также изучающее чтение материалов параграфа, которые составляют минимум информации, обязательный для усвоения учащимися. Этот минимум можно определить на основе тезисов, хронологических таблиц, схем, сделанных учителем.
На уроках применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причем чем дальше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей.
Формы: репортаж (Представьте себе, что ты, вместе с Колумбом, приплыл в Америку. Расскажите, что вы там увидели и кого встретили? (в этом задании есть часть интегрированного урока – необходимы знания географии и биологии), пресс-конференция, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, телепередача, телемост. (Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера. Аргументировано отвечать на вопросы.) Нестандартные типы уроков: интернет-семинар, урок мудрости, урок-интервью (это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством клише (модель речевого поведения) и пользуются ими в автоматическом режиме), урок-дуэль (Дуэль – данный вид деятельности актуален, так как в ЕГЭ в задании С5 используя исторические знания, надо привети два аргумента, которые подтверждают и опроверкают данную точку зрения. Говорят по очереди – то один, то другой. Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль) Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.