Статья на тему Формирование исследовательской и проектной деятельности педагога в условиях перехода к новому качеству образования

Статья учителя православной культуры Махониной О. С.
по теме «Формирование исследовательской и проектной деятельности педагога в условиях перехода к новому качеству образования»

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место в мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит сегодня [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] методу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проектов. Учить православной культуре на уроках так же, как умению делить и умножать, невозможно. Поэтому я почувствовала, что мне не хватает творческого общения с детьми, не ограниченного рамками уроков. Проанализировав возможные формы и методы работы с учащимися, я выбрала метод проектов.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джоном Дьюи (1859-1952). В России эти педагогические идеивпервые реализовал на практике русский педагог Станислав Теофилович Шацкий ещё в 1905 году.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед.
Так что же приносит метод проектов в образование?
Практическая связь между учебной и внеучебной деятельностью в корне меняет содержание учебного процесса и мою позицию как учителя, т.к. я перестаю быть просто предметником, а становлюсь разносторонним консультантом.
Работая в данном направлении я ставлю перед собой следующие цели:
научить учащегося самостоятельно достигать намеченные цели;
сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта;
развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного;
Элементы проектной деятельности присутствуют на уроках уже в начальной школе. В среднем и старшем звене в сентябре объявляю тему, и с этого момента начинается маленькое «чудо». Мы начинаем искать, обсуждать, спорить, делиться опытом, встречаемся с очевидцами, организуем паломнические поездки, как продукт нашей деятельности в итоге появляется презентация, фотомонтаж или видеофильм.
Я работаю по программе Л. Л. Шевченко, согласно которой выделяется 2-3 часа в год в каждом классе на региональный компонент. Именно эти часы я использую для уроков-конференций, отчетов творческих групп по проектам. Немаловажным является то, что каждый ученик класса принимает участие в подготовке исследования, поэтому «спящих» и «равнодушных» на таких уроках нет.
Работая над проектом мы проходим три основных этапа:
1. Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
3.Итоговый.
Приоритет в работе я отдаю групповым проектам, так как:
У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Использование проектной технологии позволяет мне добиваться результатов. Мои ученики стали активно и успешно принимать участие в конкурсах различных уровней.
В 2009 году мы заняли первое место в районном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Духовное возрождение моей малой родины», второе место в краеведческой олимпиаде, третье место
в детском открытом конкурсе информационных технологий «Моя православная родина», первое место в областном конкурсе «Свет, побеждающий тьму», где был представлен продукт нашей деятельности видеофильм.
В 2010 году на районный конкурс «Десятая муза» был представлен фильм «Икона святителя Николая Ратного», который являлся итогом исследования, и также получил высшую оценку.

В 2011 году первое место в районном конкурсе научно-исследовательских работ «Роль священника в моей жизни», второе место в районном творческом конкурсе «Православные традиции и моя семья». В 2009 году впервые прошла олимпиада по православной культуре, и уже тогда два моих ученика стали победителями. А в 2010 году было уже три победителя и один призер.
В 2012 году первое место в областном этапе олимпиады по православной культуре, второе место в областном этапе конкурса видеофильмов «Десятая муза».
Формирование нравственных основ духовной жизни подрастающего поколения является важнейшим условием устойчивого развития России, гарантией сохранения ее истории, культуры, традиций. Всё в образовании преломляется через личность учителя.
Насколько эффективным будет процесс воспитания, формирования нравственно устойчивой личности зависит от нас с вами, уважаемые коллеги.


15