Доклад на тему:Организация исследовательской деятельности в условиях перехода к новым ФГОС (из опыта работы)


Петрова Надежда Анатольевна, руководитель МЦ «Детство», учитель начальных классов МБОУ Хадаханская СОШ Нукутского района Иркутской области
Организация исследовательской деятельности в условиях перехода к новым ФГОС (из опыта работы)
Слайд 1
Если хочешь воспитывать у детей смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
то создавай такие условия, чтобы искорки их
мыслей образовали царство мыслей, дай им
возможность почувствовать себя в нем хозяевами.
Ш. А. АмонашвилиШкола сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В стандартах второго поколения указано, что одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.
В основу реализации федеральных государственных образовательных стандартов положен системно - деятельностный подход. Данный подход выбран в качестве ведущего не случайно – условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Технология системно-деятельностного подхода способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В связи с этим, основным результатом обучения должно стать развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности, необходимо как можно раньше начинать всестороннее развитие ребенка. При этом помнить, что «ученик не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».
Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности исследовательского характера.
Вот уже 4 года как наши педагоги работают по учебному методическому комплекту «Начальная школа 21 века», который основан на технологии системно - деятельностного подхода. Работая по-новому УМК, возник вопрос: как организовать работу над проектно-исследовательской деятельностью.
Слайд 2
Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе развития учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Все эти качества личности формируются при выполнении проектно-исследовательских работ.
Именно данное направление в рамках внеурочной деятельности подготовит ребёнка к поисковой деятельности, позволит значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей и приобрести исследовательский опыт- опыт творческого мышления.
Слайд 3
Исследовательская деятельность помогает обучающимся:
- научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
- утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
- найти себя, что будет способствовать самоопределению;
- реализовать себя, что способствует самореализации;
- научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.
Слайд 4
Педагоги нашей школы, ищут новые способы, методы, направления работы, позволяющие развить ребёнка, научить ориентироваться в огромном потоке информации. То есть, учить ребёнка учиться. А для этого мы используем на уроках и во внеурочной деятельности проектную и исследовательскую технологии, через развитие навыков исследовательского поведения.
Слайд 5
Исследовательская деятельность является эффективным инструментом формирования УУД учащихся начальной школы в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Личностных УУД
адекватная самооценка;
позитивное отношение к самому себе;
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Слайд 6
Регулятивных УУД:
дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Слайд 7
Познавательных УУД:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
слайд 8
Коммуникативных УУД:
строить понятные для партнёра высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Слайд 9
Внеурочная работа по организации исследовательской деятельности учащихся строится по трем направлениям.
Первое направление – индивидуальная работа.
по подготовке разовых докладов, устных сообщений. (например, дети, готовят доклад или сообщение к новой теме по уроку. Например, почему медведь уходит в спячку? Почему бывает снег? Что обозначает слово чудо? Почему местоимение названо местоимением?)
по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений.
(Например, профессия, которая мне бы подошла, выращивание кристаллов соли, степень запыленности школьного пространства)
в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений;
в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы.
(изготовление термометра, изготовление дидактического пособия по русскому языку по теме: «Орфограмма», изготовления иллюстративной азбуки для малышей детского сада)
Слайд 10. Второе направление – групповая работа.
Она включает в себя работу над организацией краеведческих и природоведческих исследований, совместных исследовательских межпредметных и социальных проектов, где подключаются к работе сразу несколько детей. (Наблюдение за птицами, какие птицы прилетают к нашей кормушке, какие деревья растут на территории нашей школы, какие названия улиц названы в честь людей нашего села и др.)
Слайд 11. Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся школьные олимпиады, конференции учебно-исследовательских работ младших школьников «Первые шаги в науку».
Исследовательская деятельность должна носить системный характер и строиться с учётом преемственности. Поэтому обогащение исследовательского опыта обучающихся проходит в несколько этапов: Слайд 12
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения данных задач используются следующие методы и способы деятельности:
в урочной деятельности:
- коллективный учебный диалог, рассматривание предметов,
- создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание,
- коллективное моделирование;
во внеурочной деятельности:
- игры-занятия,
- совместное с ребенком определение его собственных интересов,
- индивидуальное составление схем,
- выполнение моделей из различных материалов,
- экскурсии, выставки детских работ. Слайд 13
Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. На развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:
в урочной деятельности
- учебная дискуссия,
- наблюдения по плану,
- рассказы детей и учителя,
- мини-исследования.
во внеурочной деятельности
- экскурсии,
- индивидуальное составление моделей и схем,
- мини-доклады,
- ролевые игры,
- эксперименты. Слайд 14
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников:
- мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и
- защита долговременных исследовательских работ, наблюдение, анкетирование,
- эксперимент и другие.
На протяжении всех этапов также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений, которые фиксируются в портфолио ученика. Слайд 15
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня
Первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
Второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
Третий: (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение Слайд 16
Исследования можно классифицировать по-разному
по теме (предметные или свободные),
по месту проведения (урочные и внеурочные);
по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
по времени (кратковременные «Экспресс – исследования» и долговременные); Слайд 17
«Экспресс – исследования» данная форма организации исследовательской деятельности предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Экспресс-исследования могут быть:
Эмпирическими, построенные на наблюдениях и экспериментах детей (какие свойства имеет вода, воздух, чем местоимение отличается от существительного, рост и развитие растения)
Теоритическими, (что такое …).
Фантастическими. Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор.
Долговременные.Эта работа проводится в рамках внеурочной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на несколько относительно самостоятельных этапов: Слайд 18
1. Постановка проблемы, выбор темы исследования.
От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Темы условно можно объединить в три основные группы:
- фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. (Например, ребенок делает проект космического корабля, волшебную машину – машину времени, школу будущего, школа в космосе. Сделать ребёнок может из различных материалов, в том числе из бросового материала: из картона, из коробок из-под зубной пасты и др. Это может быть конструктор. Ребёнок может не только сделать макет, но и рисунок).
- теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др. (Например, изучив некоторые энциклопедии, собрав материал о грибах, мы выявили, что и кто может стать для грибов самым опасным врагом. Чем особенна планета Земля и др. Но эти темы сложны)
- эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. (Например: изучение чистоты снега, как пыль влияет на организм человека, определение среднего роста учеников в класс, чем особенна осень)
2. Цель и задачи исследования. Слайд 19
Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Задач может быть много, и они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы - подбор литературных источников, освоение методики исследования, знакомство с объектом и т.д.
Цель и задачи исследования должны быть понятны детям, задачи выполнимы, их обсуждение проводится обязательно с учащимися - исследователями.
Все задачи, поставленные в работе, должны найти своё отражение в выводах в конце исследовательской работы.
3. Гипотеза исследования.
Когда изучена литература, можно определить предполагаемый результат. Для учителя он должен быть известен и выводы тоже. Т.е. выдвигается гипотеза, а потом в процессе работы она проверяется. Открытий новых мы не делаем, а просто прививаем детям навыки исследователя. Выдвигаем гипотезу, а потом в процессе работы ее проверяем.
Бывает, что не удается получить ответы на все поставленные задачи, тогда в конце вместо выводов пишется заключение.
Например, попробуйте предположить, какие изменения могут произойти на Земле, если она окажется значительно ближе к Солнцу или значительно дальше от него. Организовав исследование по группам. Предположите, где могут жить эти животные: кенгуру, жираф.
Организация исследования.
Уже с первого класса младшие школьники обучаются методам исследовательской деятельности:
«подумать самостоятельно»;
«спросить у другого человека»
«посмотреть в книгах»;
«посмотреть по телевизору»
«получить информацию из сети Интернет»;
«понаблюдать»;
«провести эксперимент»;
«провести опрос или анкетирование». Слайд 20
5. Подготовка к защите результатов исследования
Написание отчета, с которым ребенок будет выступать на конференции.
Прежде всего, представляются результаты исследования: Плакаты, брошюры, рефераты или компьютерная презентация.
6. Защита результатов исследования
Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. При проведении учебных исследований важно не столько сообщить об усвоенном тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Слайд 21
Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);
оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда);
грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.
исследовательская деятельность должна носить системный характер и строиться с учётом преемственности
Без этого проектно-исследовательская деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Слайд 22
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся, особенно младшего школьного возраста, является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.).
Научное общество-это содружество детей и взрослых, учеников и учителей. Это радость совместного творческого созидания. Это кузница знаний и мастерская дум, где ребят окружает красота, фантазия, творчество. Слайд 23
В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Она ориентирована на содействие развитию у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности.
Задачи данной конференции:
 выявление одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
 раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению опытно-поисковой деятельности, и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
 пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства, расширение кругозора учащихся;
 включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
К участию в конференции допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (до 5-ти человек). На этой НПК наши дети подводят итоги своим исследовательским работам и защищают их. Конференция проходит по звеньям: начальные классы, средние классы и старшие классы.
Результаты обучающихся за 3 года Слайд 24
№ Тема исследования Фамилия участника Рук-ль Год
участия Уровень Результат
1 «Старейшины нашего села-знатоки бурятской старины» 3 класс Шанарова Г.Ф 2011-12 «Международный экологический фольклор народов мира» 1 место
2 «Пыль и чистый воздух» Тапхасова Тамара
Егодурова Регина Шанарова Г.Ф. 2012-13 НПК «Юный исследователь» школьный
«Первые шаги в науку» муниципал 1 место
2 место
«Влияние пыли на здоровье школьников» Дмитриев Витя
Шанарова Г.Ф. 2013-14 Всероссийский конкурс исследовательских работ 2 м
2 «Моя родная улицы», презентация Хамаева Юра
Хабаева Ю.П. 2013-14 НПК «Юный исследователь» школьный 1 место
3 «История олимпийских игр», презентация Бутонова Света Хабаева Ю.П. 2013-14 НПК «Юный исследователь» школьный 3 место
4 «Моя мама выпускница нашей школы» альбом 2 класс
Коллективная работа Петрова Н.А. 2013-14 НПК «Юный исследователь» школьный 2 место
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия. Слайд 25
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
БИБЛИОГРАФИЯ
Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. – М.: АРКТИ, 2007. – 80с.
Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение,2011. – С. 8-17
Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – изд. «Учитель», 2013. Волгоград.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», ИД «Фёдоров», 2010.
Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.