Организация проектной деятельности школьников по биологии в условиях перехода на новый ФГОС


Лытова О.Н., учитель биологии МОУ СШ № 110 г. Волгограда
"Организация проектной деятельности школьников по биологии в условиях перехода на новый ФГОС "
Основным подходом в современном образовании, согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, является системно-деятельностный подход, реализовать который всесторонне позволяет проектная деятельность.
Среди различных инновационных технологий проектная деятельность имеет ряд преимуществ: позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки. Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом, тогда как реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочной деятельности. [3, с.93].
Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т.д. Учащиеся, включённые в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности [1, c. 35].
Организация исследовательского проекта включает несколько этапов: подготовительный, основной, завершающий. Подготовительный этап подразумевает выявление каких-либо проблем от частных, локальных, до глобальных, стоящих перед человечеством. После выявления проблемы формулируется тема исследовательского проекта и выбирается объект исследования. Объектом изучения может быть не только отдельный организм, но и, например, пришкольный участок, парк, водоём, собственный дом, а так же и сам человек, его самочувствие. Как показала практика, наибольший интерес у школьников вызывают социально значимые и актуальные в повседневной жизни темы. Что касаемо предметной области, чаще всего ребята старших классов выбирают исследовательские проекты, затрагивающие сохранение здоровья. ("Влияние стрессоров на работу сердечно-сосудистой системы учащихся выпускных классов", "Динамика заболеваемости ОРВИ у учеников школы", "Влияние употребления жевательной резинки на состояние здоровья учащихся" и др.). Учащиеся среднего звена отдают предпочтения информационным проектам с элементами исследования ("Изучение выработки условных рефлексов у тайского кота", "Влияние антропогенных факторов на загрязнение вод Мирового океана" и др.) После выбора темы формулируются задачи, выдвигаются гипотезы и пути их решения. Основной этап включает исследовательскую деятельность по проекту: обучающиеся знакомятся с дополнительной литературой и материалами средств массовой информации, выполняют практические или лабораторные работы и т. д. Затем каждая группа, либо отдельный учащийся оформляют полученные результаты, готовят выступление перед классом. На завершающем этапе заслушивается отчет групп (отдельного ученика) в форме защиты проектов, конференций, проводится анализ, обсуждение и оценка результатов работы.
Особое место в организации проектной деятельности занимает стимулирование включения обучающихся в проектную деятельность. Значительное внимание уделяется созданию благожелательной атмосферы, ситуации успеха, ориентация их не только на получение результата, но и сам процесс проектной деятельности. Вследствие того, что выполнение большинства учебных проектов по биологии требует много времени, эта деятельность выполняется во внеурочное время за счет реализации программы развития универсальных учебных действий, а результаты проведенных исследований учащиеся презентуют, обсуждают и анализируют на уроках. При таком подходе в полной мере обеспечивается выполнение личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся.// НМЖ «Биология в школе». - 2013. - №5 - С. 35
2. Голуб Г.Б., Перлыгин Е.А., Чураков О.В.Основы проектной деятельности школьника. - Самара: ИД «Федоров», 2012. - 224 с.
3. Кондаурова Т.И. Теория и методика обучения биологии. - Волгоград: Перемена, 2006. - 121с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М.: Просвещение, 2012.