Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочное время по физике


Соколова Е.В.
МОУ «Красноозёрненская ООШ»
«Организация проектной деятельности на уроках и внеурочное время по физике»
1. Актуальность опыта.
ФГОС второго поколения формулирует следующие цели изучения физики:• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;• формирование у учащихся представлений о физической картине мира. В соответствии с этим основным личностным результатам обучения физике являются:• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; Главный метапредметный результат обучения физике:•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Общими предметными результатами являются:•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Частными предметными результатами обучения физике, на которых основываются общие результаты, являются:•овладение разнообразными способами получения знаний на основании использования законов физики;•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Современное содержание образования ориентировано на успешное поступление школьников в ВУЗы, профильное продолжение образования. ЕГЭ проводится с 2003 года. Возникает много вопросов касающихся содержания образования и содержания экзамена. Какие новые методы и технологии надо применить, чтобы добиться хороших результатов.
В соответствии с новыми ФГОС до 40% учебного времени отводится на внеурочную познавательную деятельность учащихся, проектную и исследовательскую деятельность. Данное внедрение позволяет решить противоречие вызванное введением ЕГЭ (уровень «С» предполагает углубленное изучение физики) с уменьшением количества часов, отводимых на изучение физики, что создало дополнительные трудности педагогам.
Задачи опыта: показать на примере конкретного педагогического опыта, как построить работу с учащимися , добиться положительных результатов применения проектного метода обучения.
Теоретическая база опыта. Теоретической базой опыта являются теоретические положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова о системно-деятельностном подходе к обучению, В.В. Гузеева об интегральных технологиях обучения, А.Н. Крутского о психодидактике и новых технологиях в преподавании физики, Е.С. Полат и Г.К. Селевко о новых образовательных технологиях, основанных на компетентностномb личностно-ориентированном подходе к обучению учащихся.
Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность. Основная часть работы по формированию знаний, умений и навыков ведется на уроках, начиная с 7 класса. Основные принципы, которыми руководствуется учитель, начиная обучение:
Высокий научно-теоретический уровень, грамотная систематизация теоретического материала. Так при изучении любого закона требуется от учащихся четко знать словесную формулировку закона и его математическое выражение, видеть причинно-следственные связи между величинами, уметь интерпретировать закон различными способами, уметь иллюстрировать закон своими примерами и применять его на качественном и расчетном и уровне. Закрепление теоретического материала проводится с использованием деятельностного подхода.
Учащиеся обучаются следующим видам деятельности:
1.Обосновать свои научные представления в виде научных докладов, индивидуальных и групповых проектных работ.
2.Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков.
3. Выполнять чертежи и разработку научных приспособлений, самостоятельно изготавливать измерительные приборы.
3. Уметь применять знания в быту технике и экстремальных ситуациях.4. Выдвигать гипотезы и уметь подтверждать или опровергать их на основе опытно-экспериментальной работы. Заключительная работа по усвоению теоретического материала имеет целью довести умение до автоматизма, чему способствуют самостоятельные, лабораторные, контрольные работы. На всех этапах работы используются различные формы и приемы: традиционные: рассказ, беседа, лекция, фронтальный и индивидуальный опрос, а также большой арсенал новых педагогических технологий.
Заключительная работа по применению полученных знаний имеет целью выполнение самостоятельного проекта по различным направлениям .Для организации учебной деятельности широко используются игровые технологии, групповые формы, метод индивидуальных образовательных траекторий (для одаренных учащихся).
2. Педагогическая технология применения проектного метода познавательной деятельности при изучении физики.
Проектный метод обучения является одним из эффективнейших способов мотивации познавательной деятельностью. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. 
    Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование  педагогических технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким технологиям   могут быть отнесены проектные методы обучения, которые используют учителя – предметники на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.  С моей точки зрения метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют только что обозначенным положениям. Я изучаю и анализирую результаты экспериментальной работы коллег- педагогов, попытаюсь организовать и провести подобную работу на уроках физики и во внеурочной деятельности.
С годами метод проектов, т.е. способ познавательной деятельности, инструмент познания, был, как это часто водится в практике преподавания, подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат той или иной деятельности.  Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата.               Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Так же, как обычная групповая работа отличается принципиально от технологии сотрудничества, так и работа над тем или иным проектом (если кому-то хочется именно так именовать запланированный практический выход) отличается от метода проектов, т.е. способа организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Классификация метода проектов
по доминирующему виду деятельности:
              Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
              Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн – петли» определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.)
               Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли,  обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть  имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д.  Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
               Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библио. фонд, СМИ, базы данных), ее  обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад,  публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).              Практико – ориентрованные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный  социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
              В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов. Дело в том, что сам по себе этот метод, используемый в отрыве от обучения в сотрудничестве, очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности, и очень часто оказывается, что одни ребята готовы к поисковой, исследовательской, творческой деятельности - они обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов. Поэтому-то и возникла педагогическая проблема - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности над проектом. Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне и таким образом при совместной в дальнейшем проектной деятельности (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение с осознанием практической значимости, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
         Основные требования к использованию метода проектов:
               На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
               Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличие лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема бездомных животных в мегаполисе, национальная проблема в государствах различного социального устройства и пр.).            2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий).            3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.            4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).            5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, презентаций и пр.).    В коллективном творчестве помощь учителя должна быть очень тонко дозирована. По словам замечательного специалиста в области педагогики А.И.Мещерякова: «Помощь взрослого должна быть строго дозирована: она не должна быть так велика, чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут полезный результат»
3. Роль проектных технологий в образовательном пространстве школьника.
Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Традиционно образование в естественнонаучной области прежде всего связывалось с получением учащимися определенного объема знаний. Охватывая фундаментальные отделы физики, биологии, химии и т.д., программа не дает представления о тех проблемах, которыми живет наука сегодня. В результате накопленные знания остаются чаще всего пассивными. С другой стороны, социально-экономические перемены в стране привели к изменениям социального запроса к обучению и воспитанию в условиях общего и дополнительного образования. В школе осознан и принят социальный заказ на формирование личности, способной к вхождению в социум, где сосуществуют различные социальные общности и экономические системы. Один из способов психодидактического проектирования образовательной технологии школьника обозначаемый как развивающее образование ориентирован на :создание образовательной среды (условий), создающей возможность для раскрытия еще непроявившихся интересов и способностей и развития уже проявившихся способностей и личности каждого учащегося, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и творческим потенциалом;
на комплексное развитие различных видов способностей и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
В нашей гимназии, как одно из условий развития индивидуального творческого потенциала ученика, создана открытая Лаборатория Эйнштейна- зоновая территория предметов естественнонаучного цикла, оснащенная современным демонстрационным и лабораторным оборудованием, цифровыми экспериментальными датчиками и специализированным оборудованием для практикума по физике, химии, биологии и экологии. Данная лаборатория предназначена в большей мере для самостоятельной работы учащихся над образовательными проектами.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт - проект, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся. Проектная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор осуществляется на различных этапах и может быть и внешним, и внутренним. Важно помнить, что возможность осуществления последовательных выборов учащихся является основой для формирования индивидуальной траектории обучения.
Внешний выбор ученика включает: выбор самого проекта, выбор вида задания, выбор роли, выбор партнеров по деятельности, выбор материала, выбор формы представления в проекте, выбор способа выполнения работы.
Внутренний выбор ученика определяется их потребностями, способностями, ценностными ориентирами, эмоциональным настроем, взаимоотношениями с другими учащимися.
Основные требования к использованию метода проектов:
наличие значимой проблемы;
практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов;
исследовательская, творческая деятельность;
структурирование содержательной части;
распределение ролей и указание поэтапных результатов;
использование исследовательских методов проектирования.
Схема работы над проектом.
определения темы работы, цели и задачи исследования;
выдвижение гипотезы: какой результат планируется получить;
определение и выбор теоретических и практических методов изучения к теоретическим относятся: сравнительный анализ литературы, методы активизации мышления (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синтетика, системный анализ проблем);
к практическим методам относятся: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, собеседование, метод ранжирования и рейтинговой оценки, эксперимент);обсуждение и анализ первых результатов, (свести вместе в виде таблиц, диаграмм);
на основе математической статистики формулируются выводы;
определяются дальнейшие пути исследования;
подготовка к защите или презентации проекта, где выделяются такие моменты как наглядность, доступность изложения материала, ораторское искусство, завершенность выступления, умение четко и логично ответить на задаваемые вопросы.
Примерные этапы реализации технологии проектного обучения
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Ценностно-ориентационный Мотивация проектной деятельности; организация учащихся по созданию проекта; раскрытие его значимости Осознание учениками мотива деятельности; значимости предстоящей работы
Конструктивный Объединение учащихся в группы, консультирование, организация поисковой деятельности, подготовка и организация самостоятельной работы Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально, составление плана работы, сбор материала, выбор формы реализации проекта
Оценочно-рефлексивный Стимулирование учащихся к самооценке и самоанализу, консультация по корректировке проекта Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме.
ПрезентативныйПодготовка экспертов, проведение презентации, организация обсуждения проекта и самооценки учащихся Защита проекта. Самооценка собственной деятельности
Функции руководителя проекта.
создание мотивации участия в проекте;
формулирование цели проекта и задач, гипотезы (совместно с участниками);
ориентация участников на работу над проектом: помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта;
организация участников на всех этапах проекта;
опосредованный контроль (по необходимости - прямой) за ходом проекта;
коррекция затруднений участников в процессе работы над проектом;
оценивание (с позиций темы проекта и продвижения в общенаучном развитии).
Методы оценивания проектов.
Обычная пятибалльная шкала оценки не подходит при оценивании проекта. Чаще применяют два метода: экспертная оценка, рейтинговая оценка.
Экспертная оценка.
Эксперты выбираются из числа школьников и учителей, они проводят экспертизу с помощью пяти- или десятибалльной шкалы. Экспертная оценка осуществляется по различным диагностическим параметрам, включающим аспекты: мотивационный; ценностный; познавательный; коммуникативный; организационный.
Рейтинговая оценка. Рейтинговая система оценивания проекта.
Для применения рейтинговой оценки на учащихся составляется карта, которая включает критерии рейтингового оценивания. Каждый критерий оценивается определенным количеством баллов. Общая оценка формируется из суммы набранных баллов.
Критерии выполнения и защиты проекта Оценка
       
1. Актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, практическая значимость работы.        
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность        
3. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, решений        
4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость        
5. Качество записи: оформление, соответствие требованиям, рубрицирование, качество эскизов, схем, рисунков        
Критерии оценки для PowerPoint презентации:
баллы 5 10 15 20
СОДЕРЖАНИЕ 1 Общая информация Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
СОДЕРЖАНИЕ 2 Тема урока Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока.
СОДЕРЖАНИЕ 3 Применение и проблемы Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
ЭЛЕМЕНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации. Частичный план для создания красочной презентации. Слайды просты в понимании. Точный план для создания хорошо оформленной презентации. Слайды просты в понимании. Использованы некоторые эффекты и фоны. Ясный план для создания красивой и полной презентации. Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА Не спланирована работа в группе. Несколько членов группы отвечают за работу всей команды. Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна. Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды. Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.
Оценка проектной деятельности включает в себя две составляющие: - первая (скрытый педагогический эффект) способствует формированию личностных качеств ученика, мотивации обучения, рефлексии и повышении самооценки, умение делать выбор и осмыслять последствия и результаты собственной деятельности; - вторая ( выполненный проект) направлена на оценивание объема освоенной информации (что изучено), применение в практике (как использовать, качество оформления, качество презентации проекта (как происходила защита проекта).
4. Проекты в урочной деятельности.
Данный вид проектов должен отличаться небольшой продолжительностью и небольшим объемом изучаемого материала, чаще всего каждой группой решается общая проблема (или внутри групп решаются разные проблемы). Источниками информации служат учебники, учебно-методическая и дополнительная литература. Учитель задает алгоритм деятельности учащихся.
               Познакомившись с  многими изданиями в области технологии метода проектов, я использую в своей педагогической деятельности  « Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования», авторами которой являются Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В. Чуракова.                                  В начале учебного года, начиная работу с проектантами, я ставлю перед собой задачи:
            1. создать мотивацию;
            2. создать образовательную среду;
            3. определить чему должны научиться учащиеся в результате работы;
            4. уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
             5.представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
             6. организовать работу;
             7. владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, аргументирования выводов;
             8. консультировать;
             9. иметь критерии объективной оценки.
                    Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками ХОРОШО ЗНАКОМЫХ им знаний в сочетании с НОВЫМИ – теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям.
                  При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для меня является то,  что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты  их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания.
                   Итак, заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего необходимо глубоко вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, то есть определить продуманную последовательность шагов по реализации некоего принятого самим учащимся решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание основ наук и способствует трудовому и творческому становлению личности.
                    Я отдаю себе отчет в том, что  мой профессионализм выражается в том, насколько уверенно я могу спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Я контролирую лишь ключевые моменты выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся             
           Проектов по предмету может быть в течение года 2-3. Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.
                При использовании метода проектов  по физике я  заранее тщательно готовлюсь  к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года выделяю те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения) программы, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.            Например: Урок в 9 классе. Тема урока: "Вес тела. Невесомость. Вес тела в повседневной жизни и экстремальных ситуациях".Цели:познавательная: осмысление, усвоение законов Ньютона и алгоритм решения задач по        динамике;развивающая: формирование умений применять законы Ньютона в конкретных ситуациях    при расчете веса тел (в процессе решения задач в соответствии с алгоритмом решения задач по динамике);воспитательная: формирование убеждения в практической значимости законов Ньютона и важности умения применять эти законы в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.Содержание: понятия: "вес тела", "невесомость", "перегрузки"; второй и третий законы  Ньютона; алгоритм решения задач по динамике.Методы: метод проектов (информационные и исследовательские проекты), моделирование.   Технические средства, средства обучения, вспомогательные материалы: телевизор  и видеомагнитофон; компьютер с CD-ROM; видеозапись (монтажная) фрагментов фильма "Укротительница тигров", демонстрирующая аттракцион "прыжок на мотоцикле под куполом цирка"; печатные материалы "Возможный алгоритм решения задач по механике". Организационная форма: совместная работа учащихся в группах.Тематика разрабатываемых проблем и состав групп учащихся, освещающих эти проблемы, были следующими:
1.Изменение веса тела в движущемся с ускорением лифте (группа № 1 – 5 учеников)2. Изменение веса тела в стартующем космическом корабле (группа № 2– 5 учеников) 3. Изменение веса автомобиля, движущегося по выпуклому мосту (группа № 3 – 6 учеников)4. Изменение веса каскадера, совершающего на мотоцикле "прыжок под куполом цирка" (группа № 4- 6 учеников)          Задания на разработку проектов учащиеся получили за две недели до защиты проектов. В каждой группе были распределены обязанности в плане группового изложения соображений по выбранной проблеме на уроке в процессе защиты проекта. Роли распределяли сами ребята. Например, в первой группе один  ученик  изобразит на плакате траекторию  движения лифта;  два других ученика  с подробными математическими выкладками на доске изложат физическую суть явления, после чего оставшиеся двое предложат к обсуждению видеоматериал, смонтированный на основе художественного фильма "Скорость".         В процессе выполнения проектов учащиеся получали необходимые консультации как содержательного, так и процессуального характера.         На подготовку ребят к защите проекта, т.е. на саму исследовательскую работу (отбор необходимого материала, обсуждение, оформление результатов) потребовалось в общей сложности пять уроков (не полностью, разумеется, но определенная часть каждого урока отводилась работе над проектом, основная же работа проводилась во внеурочное время). На 5-ом и 6-ом уроках проводилась защита проектов. В результате  проекты были представлены на утверждение в экспертный совет НОУ школы. 
            Организация и проведение проектов требует обоснованного и разумного подхода с учетом всех ранее выявленных замечаний. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является физика.
             Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
      5. Организация проектной деятельности учащихся во внеурочное время.
При изучении наук примеры полезнее правил.
И. Ньютон
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.
Возникает парадокс перегрузки учащихся знаниями т.к. в современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать. Для того чтобы получить на выходе из школы человека, способного быть конкурентоспособным в современном мире, нужно научить его связывать изучаемый предмет с другими предметами в аспекте окружающего нас мира. Таким образом, важнейшей характеристикой обучения становится метапредметность как образовательная форма, которая выстраивается поверх учебного предмета.
Проектная деятельность как вид организации учебной деятельности как нельзя лучше способствует достижению описанных целей, так как она направлена на решение практических задач, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний, способствуя тем самым реализации идеи метапредметного обучения. Мы поделимся своими соображениями о тех возможностях, которые, с нашей точки зрения, открывает проектная деятельность учащихся, и расскажем о тех практических проектах, которые реализуются в нашей гимназии и позволяют повысить эффективность обучения.
Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).
Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что на разных этапах учащиеся преимущественно действуют самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта.
На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем. При этом оценивается как сам проект, так и его защита. По результатам определяется рейтинговая оценка.
В нашей гимназии метод проектов на протяжении многих лет весьма успешно используется учителями различных направлений. Проекты реализуются в рамках урочной деятельности и на кружковых занятиях. Проекты наших учеников были представлены на конкурсах и конференциях различных уровней.
Критерии выполнения проекта.
1. Требования к фону: реалистичность, использование форм и цветов. Если это лес, то деревья должны быть разными по форме, цвету, размеру и желательно сформировать дерево из двух форм: ствол и крона. К тому же «расти» деревья должны в произвольном порядке. В процессе работы над фоном дети отрабатывают навыки работы с формами, командами, создают дополнительные процедуры (в том числе с параметрами). Таким образом, дети углубляют свои знания по программированию, учатся создавать большие и сложные программы.
2. Действующие лица: реалистичность, соблюдение пропорций. Например, если девочка собирает цветы, то цветы, как правило, дети сначала делают одного размера с девочкой, и только после замечания учителя исправляют ошибку. Для движения девочки необходимо создать несколько форм. На определенных этапах требуется одновременное движение нескольких объектов с разными скоростями.
3. Требования к звуку. Музыку вставляют в начале, в середине, в конце мультфильма или программируют одновременно с движением (что, конечно, сложнее). Мелодия должна соответствовать теме проекта. Дети самостоятельно продумывают, как гармонично совместить движение и звук, где можно вставить дополнительные звуковые эффекты.
Таким образом, каждый ученик, учитывая все требования, создает на кружковых занятиях или дома программу мультфильма, а на уроке обычно лишь корректирует ее. Отдельное занятие отводится на защиту проектов. Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются при создании презентаций. Итоговым проектом изучения Microsoft PowerPoint является обучающе-тестирующая программа на одну из следующих тем: Paint , PowerPoint , Logo , Visual Basic. Работа над этим проектом проходит следующие этапы:
•  выбор темы и подбор информации;
•  разработка сценария презентации и её структуры;
•  работа над проектом: разработка дизайна слайдов с соблюдением эргономических требований, требований информативности и наглядности представления материала;
•  тестирование презентации;
•  защита проекта.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставилась задача «индивидуализации обучения и социализации обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [1]. В соответствии с профильными учебными планами, не менее 70 учебных часов за 2 года обучения отводится на проектную и исследовательскую деятельность учащихся.
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов
Проекты для участия в научно-практических конференциях и конкурсах . В гимназии всегда были сильны традиции обучения детей работе с литературой, дополнительными источниками информации. Компьютер расширяет возможности такой работы во много раз. Деятельность научного общества учащихся – одно из главных направлений работы с одаренными детьми. Разработанные проекты не раз занимали призовые места на конкурсных мероприятиях разного ранга: от районных до международных.
Главным результатом нашей деятельности считаем то, что практически все участники проектов, серьезно занимающиеся созданием программных продуктов и сайтов, поступают в вузы на специальности, связанные с компьютерными технологиями, многие уже окончили вузы и успешно работают в этой сфере.
        Внеурочная деятельность школьников имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности, служит средством профориентации и приобщения учащихся к общественно-полезному труду. Отличается большим разнообразием применяемых видов проектов и формой представления результатов (выступления агитбригады, компьютерные презентации, стендовый доклад, представление спектакля, экологические акции и др.). Время для работы над проектом выделяется в соответствии с объемом изучаемого материала, эти проекты чаще всего долгосрочные.
Применять такие проекты можно на внеклассных мероприятиях, классных часах, тематических вечерах, научно-практических конференциях и др.
«Метод проектов- единственный способ преобразования
ШКОЛЫ УЧЕБЫ в ШКОЛУ ЖИЗНИ»
В.Н.Шульгин
В основе социализации лежит основной тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, технологии, которая должна завершится реальным практическим результатом, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.