Семинар «Формирование художественно-образного восприятия мира как основы для успешного становления личности учащегося»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Подпорожская детская школа искусств»










Семинар-практикум

«Формирование художественно-образного восприятия мира
как основы для успешного становления личности учащегося»










подготовила преподаватель теоретических дисциплин
МБОУДО «ПДШИ» Сергеева О.Ю.









Подпорожье
Цель: сформировать представление о «художественном образе» как дидактическом средстве, ориентированном на осуществление взаимодействия художественных функций искусства (познавательных, коммуникативных, эмоциональных, интеграционных) и успешного развития и становления личности учащегося в процессе обучения в школе искусств.
Участники: преподаватели школы искусств и района.
Форма проведения: семинар-практикум.
Обеспечение: компьютер, проектор, экран для демонстрации презентаций к семинару.

Ход семинара

Воображение важнее знания.
А.Эйнштейн.

Душа никогда не мыслит вне образа.
Аристотель.

I. Введение в тему семинара:
В стратегических документах развития образования на протяжении последних лет особое внимание уделяется обеспечению современного качества образования обучающихся. Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем.
Не для кого, не секрет, что творческие умы с хорошо развитым образно-художественным мышлением – сегодня большая редкость. К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди сами научились «делать» алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать... таланты!
Сегодня на семинаре присутствуют преподаватели школы искусств. И любой из нас совершенно точно знает, что «рассказывать об искусстве» дело не только весьма сложное, но чаще всего малоэффективное. Искусство требует самого искусства – непосредственного общения, диалога с произведениями. Именно поэтому я во время семинара буду постоянно обращаться к произведениям искусства. И как любой творческий человек начну разговор с композиции, а затем перейду к деталям.
Слайд 3:
Проблемная ситуация:
- Скажите, пожалуйста, о чём это произведение?
- Ограничивается ли этим смысл картины?
(Обсуждение проблемы).
Вполне очевидно, сколько зрителей – столько и версий, гипотез, предположений. Одно из возможных её прочтений – предостережение художника человечеству. Если под действием центробежных сил разобщённость людей будет усиливаться, то, в конце концов, они действительно разучатся понимать друг друга. И эти опасения, высказанные почти четыреста лет тому назад, вполне оправдались: многие века люди «разбрасывали камни», строили свои миры – маленькие вавилонские башни, с башни которых открывается не безграничное пространство, а лишь башня ближайшего соседа.
Однако мудрость библейской притчи заключается в том, что она дарит надежду: многие люди, покидая Вавилон, уносили с собой камни на память о том времени, когда мир и люди были едины, в надежде, что эти камни когда-нибудь ещё пригодятся.
Возможно, что именно сегодня наступило время «собирать камни» и складывать из разрозненных фрагментов то единое пространство жизни человека, которое мы называем культурой. И, как всегда, это первыми почувствовали творцы искусства.
Слайд 4:
Вот ещё одна Вавилонская башня, но уже нашего времени. Её автор – современный петербургский художник С.Полютин.
Трудно определить, когда и где разворачивается действие произведения. На первый взгляд, в Петербурге XVIII века, но погружение в этот странный мир порождает ощущение перетекания пространства и времени. Однако заметить эти метаморфозы способен только тот, чьё представление о мире не ограничивается высотой собственной «вавилонской башни».
Сегодня мы живём в то время, когда земля становится единым открытым поликультурным пространством и человеку предстоит научиться в нём жить. Дать опыт существования в этом пространстве культуры, безусловно, миссия общеобразовательной школы. Но для начала школа должна осознать себя частью культуры, пересмотреть собственное отношение к целям и ценностям образования в соответствии с логикой культуры.
Школе такая быстрая адаптивность несвойственна, с одной стороны, в силу педагогического консерватизма, с другой – в силу сложившегося за многие десятилетия приоритета информирования перед развитием. Кроме того, сложность проектирования модели образования в логике культуры состоит в осознании внутренних глубинных противоречий, существующих между двумя системами: современной культурой и современным образованием, а главное – в поиске путей их преодоления.
Противоречие первое: культура целостна, а образование предметоцентрично.
Организация учебного процесса сегодня по-прежнему основывается на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям, структурируемым учебными предметами. Огромное количество в общем-то необходимой информации осваивается школьниками вне культурного контекста, а следовательно, не находит применения в реальной жизни.
Пространство же культуры включает всё сущее: шедевры и массовую продукцию, артефакты прошлого и настоящего, «предметы» почитания миллионов и вещи, наделённые ценностью лишь для одного.
Слайд 5:
Но, несмотря на пестроту и неоднородность всех компонентов культуры, она гармонична и целостна. Подобно тому, как разрозненные фрагменты жизни на фресках-мозаиках Льюиса Лаво, подчиняясь замыслу художника, складываются в целостный образ.
Противоречие второе: культура говорит на разных языках, а образование – на языке науки.
Для современного человека большое значение приобретает художественное знание, обогащающее картину мира, делающее её более глубокой, насыщенной и личностно значимой.
Слайд 6:
Например, хорошо известная из учебников картина мироздания не входит в противоречие с образом мира, созданным хорватским художником-примитивистом И.Рабузиным. Здесь даже соблюдены известные каждому школьнику доминанты научного знания: существование Земли в космическом пространстве, солнечный диск – центр Вселенной, наличие атмосферы. Однако эта Земля отличается от хорошо знакомой нам фотографии из космоса в учебнике: она обжита, уютна, защищена и открыта Солнцу. Таким образом, унифицированное знание обогащается единичным, но очень ярким и самобытным образом, безгранично раздвигая представления ученика о Вселенной, давая ему шанс на создание собственных миров.
Противоречие третье: пространство культуры многомерно, а образование – линейно и однонаправлено.
Слайд 7:
Наиболее точно передаёт образ современной культуры картина М.Эшера «Относительность». Картина воплощает многомерность мира и относительность, условность и субъективность человеческого знания. В этом удивительном пространстве нет главного и второстепенного, значительного и незначительного, потому что это «золотой запас» человечества. Какую лестницу выбрать выбирает сам человек в зависимости от того, что ему необходимо здесь и сейчас. В то же время современное образование можно сравнить с движением по лестнице прогресса, с непрерывным восхождением по ступеням: от низших к высшим. Следуя этой логике, на высшей (ближайшей к современному человеку) ступени лестницы и сосредоточены главные открытия и достижения. Создаётся иллюзия, что всё, созданное до этого, незначимо, второстепенно, не важно сегодня. Однако опыт показывает, что мы всё чаще обращаемся за решением возникающих у нас вопросов к далёкому прошлому.
Противоречие четвёртое: культура диалогична – имеет много смыслов, а образование монологично – стремится к унификации мнений, формированию общепринятой (правильной) точки зрения.
Современная культура предполагает многообразие личностно ориентированных смыслов, каждый из которых имеет право на существование.
Слайд 8:
Например, один из самых знаменитых портретов мира Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Каждый зритель увидит в этом произведении своё и проникнет на тот уровень понимания, какой доступен ему в настоящий момент. Подобная полифония присуща всей современной культуре, втягивающей человека в своеобразную игру. И правила этой игры позволяют не только наделять произведение различными смыслами (которые вкладывал в них их создатель и о которых не помышлял), но и встраивать в иные, иногда парадоксальные контексты.
Слайд 9:
Вот несколько прочтений знаменитого шедевра художниками ХХ века. Эта особенность современной культуры с трудом сочетается с традициями школьного образования, тяготеющего к «единственно верной» точке зрения. Даже если ученику даётся свобода высказываний, его рассуждения, в конечном счёте, должны подтвердить общепринятую позицию.
Противоречие пятое: современная культура, существующая в условиях неопределённого настоящего и непредсказуемого будущего, стимулирует поиск креативных ответов на вызовы времени, а образование предлагает пользоваться готовыми рецептами, сформулированными в школьной программе.
Современное состояние мира отличается быстротечностью, обилием нового, высокой степенью непредсказуемости, что порождает у людей чувство неопределённости и чревато столкновением с непривычными ситуациями. Это приводит к тому, что многие из нас постоянно ощущают дискомфорт, неуверенность, беспокойство. По образному выражению Э.Тоффлера, мы никогда не чувствуем себя «как дома» и подобны путнику, который, едва обустроившись в чужой стране, переселяется в другую, затем в следующую, постоянно ощущая себя «чужим среди чужих». Преодолеть этот дискомфорт можно лишь за счёт креативной адаптации в пространстве культуры, которая предполагает готовность личности к поиску нестандартных решений конкретных проблем и бытия и требует «живой мысли».
Как всегда, наиболее убедительные подтверждения объективных процессов, характеризующих современную культуру, мы находим в искусстве.
Слайд 10:
Так, одним из путей преодоления ощущения дискомфорта, который порождает современная цивилизация, стала биоархитектура, основанная на принципах природосообразности. Жилая постройка под названием «Наутилус» напоминает ракушку. Этот образ определяет и внутреннее пространство дома. Формы обтекаемы, углы почти незаметны, мебель вырастает прямо из стен. Зелёные насаждения становятся естественной частью интерьера, а не просто привычным фрагментом вида из окна. Таким образом, архитектор пытается преодолеть представление о городе как об искусственно созданной среде. Это образ можно рассматривать как одну из возможных моделей адаптации к реалиям современной жизни.
Все эти противоречия требуют пересмотра приоритетных задач воспитания и обучения: значимым становится воспитание Человека культуры. На сегодняшний день общее образование – часть рациональной культуры. Оно не только не работает на художественное развитие ребёнка, но даже непреднамеренно заглушает его. Этот мощный пресс преодолевают лишь немногие. И пока на протяжении более двадцати лет общее образование ищет всевозможные пути выхода из сложившейся ситуации, в нашей школе всегда существовала среда, способствующая росту и творческому развитию личности.
Однако возникает вопрос: всегда ли мы занимаемся творческим развитием или наш образовательный процесс тоже сводится к приобретению знаний, заложенных в предметных программах? В чём должно состоять художественно-эстетическое образование? В том ли, что ребёнок овладеет, насколько это возможно в наших условиях, практическими навыками, искусствоведческими сведениями и терминами? Только зачем всё это ребёнку, если он не только не собирается работать в искусстве, но и не любит его? Не знает, для чего оно существует в этом мире, и какое отношение имеет лично к нему? Если ему не с кем и не зачем говорить об искусстве?
Надо признать и практика это доказывает, что каждое из искусств в нашей школе, даётся учащимся раздельно и слабо скреплено с их общими знаниями, представлениями и деятельностью.  Разработанные методические приёмы больше рассчитаны на профессионализм, чем на развитие образного мышления и чувственного восприятия окружающего мира. Нужно, чтобы учащиеся как можно раньше приобщились к тому мироотношению, какое свойственно людям искусства, увидели мир «глазами художника». Мир, где всё живо, всё родственно ему самому, где всякая форма – носительница души, которая рассказывает художнику о себе нечто невыразимое словами и «просит» воплотить её рассказ в художественные образы. 
Поэтому в контексте нашего семинара «художественный образ» мы будем рассматривать как дидактическое средство, ориентированное на осуществление взаимодействия художественных функций искусства (познавательных, коммуникативных, эмоциональных, интеграционных) и личности учащегося в процессе обучения в нашей школе.
О развитии образного мышления написано множество научных трудов, что подчёркивает важность владения той формой познания мира, которую предоставляет нам наш мозг от природы, – создание образов, или мыслеобразов. Для желающих подробно изучить данный вопрос советую обратиться к книге Н.В.Масловой «Ноосферное образование».
Современное направление в педагогике как ноосферное образование подчёркивает необходимость того, чтобы обучение и воспитание осуществлялось на основе биоадекватных (являющих единство мира) подходов и целостно (холистирически). Для этого требуется активно задействовать все каналы информации, что реализует естественное право каждого человека на экономичное и творческое мышление. В основе ноосферного образования лежит работа с различными мыслеобразами, стоящими между информационным потоком и его усвоением человеком.
Очень часто для того, чтобы проявить свой творческий потенциал, человеку требуется затратить столько усилий, что результаты такого творчества часто не соответствуют ожиданиям. Это влечёт за собой внутренние конфликты, которые совсем некстати, потому что самым отрицательным образом сказываются и на результатах обучения, и на качестве развития личности ребёнка.
В настоящее время происходящие в нашем обществе перемены привели к тому, что особенно резко обозначился эмоциональный дефицит. Именно: дефицит позитивных эмоций, а не всплесков агрессии, страха, вины или обиды. Всё это, рассмотренное с позиций культуры, относится к области дегуманизации отношений, т.е. исчезновению человеческого в человеке. Здесь ведётся речь об основных позициях гуманной педагогики, которые позволяют человеку максимально реализовать свой творческий потенциал посредством самовыражения всех сторон своей личности.
С чего же начинать? Именно с образов, в глубине которых сокрыты связи, внутренние или внешние. Для ребёнка это самое простое из всего, что можно придумать, потому что изначально, первые два года жизни, у детей доминирует правое полушарие, и весь мир «загружается» в наш биологический компьютер в виде именно образов. Уже позже, после двух лет, когда активизируется развитие речи, правое полушарие как бы отходит в тень. И почти всю последующую жизнь человека идёт обработка полученных в первые два года жизни образов. Это ещё один парадокс.
Как же его разрешить, чтобы не уйти от естества развития, не загнать живую душу в рамки искусственно придуманных правил? Ответ прост: вернуться к образам. Для ребёнка работать с образами – естественно. И мыслим мы не словами, а образами. Культура работы с образами подразумевает овладение навыков обращения с так называемым «ментальным экраном», т.е. экраном «внутреннего видения» человека. Когда мы слышим слова «представьте себе», в определённом внутреннем пространстве у нас возникает предложенный образ. Это условное пространство и называется ментальным экраном.
И, надо признаться, что современные термины способны испугать только взрослых, а дети воспринимают их совершенно спокойно. Особенно если преподаватель не упускает возможности поработать со словом. Например:
Слово ментальный имеет своим происхождением латинское слово mens, mentis, что в переводе означает ум, разум, размышление. Таким образом, ментальный экран есть внутреннее видение нашего разума. Почему не ума? Потому что под умом подразумевается как потенциал накопления знаний о всех составляющих жизни, так и результат такого накопления. Разум же включает в себя действие как составляющую часть использования, применения на практике всего накопленного. Поэтому размышление можно представить как инструмент разума.
Итак, ментальный экран есть не что иное, как внутренний экран нашего разума. И это естественно – общаться с самим собой, потому что человек – единственное существо на планете, наделённое таким качеством.
Слово information происходит от латинского inform. В этом слове нетрудно увидеть приставку in- (в-) и корень form (форма). Получается, что любая информация есть обретение формы, облечение, вхождение в форму. А что именно её обретает? Наверное, мысль. Значит, получить информацию означает – принять мысль, облечённую в определённую форму. Остаётся только выразить её в словах, музыке, движении, в формулах, графиках и т.д.
Дети, даже самые маленькие, очень быстро представляют себе «информационные поля», на которых «произрастают» мысли человека и всего человечества. И отделить себя от этого, наверное, значит пропустить что-то важное.
Первое время в процессе работы можно встретиться с ситуацией, при которой усилия преподавателя в отношении создания того или иного образа заканчиваются безуспешно, поскольку некоторые дети ничего на своём ментальном экране не видят. Это вполне нормально, а объясняется, в основном, тем, что дети активно и свободно используют свой ментальный экран в играх и развлечениях вне школы.
Образ школы сам по себе вносит нечто деструктивное в работу, потому что детям изначально внушается всё противоположное свободе: ты должен, ты обязан, с тебя спросят, двойку поставят. Тем самым культивируется страх, блокирующий привычную для ребёнка операцию. Именно в связи с этим и придётся на первых порах, если можно так выразиться, тренировать свободу.
Наверное, не случайно Джон Дьюи, один из мэтров педагогической психологии, писал: «Быть игривым и серьёзным в одно и то же время возможно, и это определяет идеальное умственное состояние». И тогда возникает вопрос: если мы играем, поём, рисуем, танцуем, устраиваем во время уроков театр, читаем стихи и слушаем музыку, а порой и двигаемся под неё или без, то когда же мы учимся?!
Здесь главное – понять, какую задачу предстоит выполнить преподавателю. Дать знания? Это уводит от ответственности: вы можете их дать, но не все возьмут.
Востребовать их, проверить усвоение и наказать тех, кто не подчинился, поощрив успешных детей? Не много ли мы на себя берём, ставя клеймо неудачника на ребёнка, который и сам-то себя не знает, а преподаватель уже выполняет мучительную миссию оценщика?
Всех знаний всё равно дать не удастся, а вот помочь в самопознании и самовыражении – это и есть путь обучения. Как сказал тот же Джон Дьюи, «задача преподавателя, как такового, заключается не в том, чтобы дать возможность владеть материалом, но в том, чтобы приспособить материал для питания мысли». К этой динамичной фразе хочется добавить: и души тоже!
Слайд 11:
Проблемная ситуация:
Прочитайте, пожалуйста, два высказывания:
«Искусство есть импровизация на тему природы» (Хазрат Инайят Хан).
«Человек – это существо не поучающее, а живое, действующее и влияющее» (И.Гёте).
(Обсуждение проблемы).
Стоит вдуматься в смысл этих слов. С одной стороны, отражая с помощью поэзии, движения, музыки, рисунка тот или иной аспект жизни природы или общества, мы не имеем возможности воспроизвести его досконально – мы импровизируем на тему. А это означает, что на свет появляется нечто новое, в котором совершенно неповторимым образом сочетаются внешний мир и мир внутренний, пространство индивидуальности, самые тонкие нюансы человеческой личности.
С другой стороны, следуя за словами Иоганна Гёте, мы оказываемся в сфере человеческих взаимоотношений, в которых весьма кстати живое, активное и результативное взаимодействие, а не сухие назидательные истины.
С этой позиции мы и постараемся вести разговор, показывая как включаются механизмы и качественного, и одновременно радостного общения преподавателя с детьми. Нам предстоит ощутить художественно-эстетические элементы как совершенно конкретный путь познания, который проходит через активную работу с правым, образно-ассоциативным полушарием.

II. Основная часть – выступления:

«Формирование образного мышления в среде отделения Общего эстетического образования».
Сергеева Ольга Юрьевна – преподаватель теоретических дисциплин ПДШИ.

Язык художника – цвет, линия, форма, фактура Язык композитора – звук, гармония, ритм Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.
Следуя идее интеграции на отделении общего эстетического образования, мы фактически предприняли попытку создания общего для изобразительного искусства и музыки структурно-семантического пространства, в которое включили следующие понятия: материал, цвет, звук, эмоции, движение, линия, форма, фактура, симметрия, взаимодействие.
Учитывая то, что особенностью детского и художественного сознания является их способность синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы, мы используем в образовательном процессе разные истории о пространстве, времени, персонаже.
Никто и ничто не может существовать вне пространства. Мы каждый день, каждую минуту испытываем на себе его атмосферы. Наполненная людским говором и шумом машин улица, особая звучащая тишина леса, наша квартира, в которую мы возвращаемся каждый день, – всё имеет свою атмосферу.
Но есть иное пространство – наше, личное, психологическое. В нём живут наши мысли и чувства, наши представления о жизни. И туда мы приглашаем не всех. Это пространство сложное, атмосфера его изменчива и прихотлива, и мы, порой сами блуждаем в нём. Но каждый день наши пространства, такие разные, встречаются, сталкиваются или пополняют друг друга, разрушают или порождают новые.
Магии атмосферы пространства посвящён большой раздел системы М.Чехова. «Жизнь полна атмосфер», и нам предстоит открыть канал, посредством которого атмосфера пространства, окружающего нас, и наша душевная атмосфера могли бы взаимодействовать.
Пространство искусства – это воображаемый мир, созданный художниками и композиторами разных эпох. Путешествия туда, мы вместе с детьми имеем уникальную возможность на время оставить пространство реальное, чтобы посмотреть на него со стороны, сравнить его характер с воздухом, цветом, звучанием иных эпох, а потом попытаться понять себя и может быть придумать, как устроить жизнь в нём уютнее и красивее.
Пространство в нашем путешествии – это место, где существует и действует персонаж.
Персонаж – это тот, кто путешествует, тот, с кем путешествуют и тот, кто встречается нам на пути. Сперва персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеёк, мышонок, слон, туфелька и, конечно, сам ребёнок. А затем
цветовое пятно;
звук природный или музыкальный, окрашенный различными тембрами;
линия графическая и мелодическая;
абстрактная форма.
Слайд 12:
Чуть позднее появляются персонажи серьёзнее:
цвет, линия, форма из конкретного художественного произведения (например, воздушный цвет картин П.Ренуара; линия О.Бердслея; абстрактные формы из картины В.Кандинского «Голубое небо»);
музыкальная линия (например, мелодическая линия в верхнем голосе си бемоль минорного ноктюрна Ф.Шопена);
Слайд 13:
облако, дерево, солнце из пейзажа (например, деревья из картины Чюрлёниса «Симфония похорон» или его облака из цикла «Сотворение мира»);
цветок, груша, кувшин из натюрморта (например, подсолнух Ван Гога или груша Сезанна);
Слайд 14:
любой герой музыкального или живописного портрета например, Гном Мусоргского; голубая девочка из акварели Э.Нольде «Танцующая девочка»; улыбающийся клоун и печальный клоун М.Андреенко из его эскизов к опере-балету «Миллионы Арлекина»).
Слайд 15:
Местом, куда мы отправляемся вместе с персонажем или в поисках его, может быть, например, пространство природы – утренний лес, тёплое море или грозовое небо; пространство города – тихая улочка или шумная площадь; пространство искусства – космические горы Рериха, поле маков Моне, океаническая стихия увертюры «Садко» Римского-Корсакова или тишина второй части Итальянского концерта Баха.
Пространство и персонаж, как и мы, существуют во времени.
Время – понятие сложное. Часто оно лукавит с нами, обманывает, и мы блуждаем в лабиринтах его реальности и относительности.
На занятиях мы говорим о времени, которое ребёнок в состоянии охватить сознанием и памятью, это время реальное для него:
время суток – утро, день, вечер, ночь;
времена года – лето, осень, зима, весна;
время ближайших событий – вчера, сегодня, завтра; на прошлой неделе, в прошлом году, в этом году, в будущем году; до того, как, после того, как, сейчас, потом и т.д.;
время сказочное (не определено в потоке исторического времени) – «когда-то», «давным-давно», «некогда» и т.д.
Время возникает, когда речь идёт о характере движения: быстро, стремительно, медленно, не торопясь. При этом очень осторожно следует подводить детей к пониманию того, что есть внутреннее, «моё» время, и время, объективно существующее. Ведь время одного и того события одним человеком может быть воспринято как стремительно пролетевшее, а другим как томительно длящееся, хотя в действительности событие это имеет своё реальное время.
Путешествуя, время можно найти в его знакомом обличье, не скрываемом композитором или художником, а наоборот, заявленном им в названии: «Утро» Э.Грига, «Времена года» П.Чайковского или А.Вивальди, «Руанский собор в полдень» К.Моне. А можно окунуться в сумеречное время Вальса Ф.Шопена a-moll или побывать в сумерках «В долине Оле, у озера Оле» Э.Грига, в утренней прохладе картины Э.Дега «Танцовщица у фотографа».
С первого урока 1 класса мы размышляем о месте музыки в жизни людей, её способности отразить самые неуловимые состояния человеческой души. С каждым годом дети всё глубже воспринимают мир музыки, полный чувств и образов. А какие чувства испытывает человек, когда шьёт костюм, украшает его вышивкой, строит жилище, слагает сказку? А могут ли эти чувства радости или глубокой грусти и печали, выразиться в кружевах, изделиях из глины? Может ли музыка как отражение жизни во всех её проявлениях, выразить эти же чувства и превратить какое-нибудь историческое событие в былину, песню, оперу, кантату?
Очень важно обдумывать подачу материала. Иногда уместно вставить поэтическое слово вместо беседы или анализа, но очень точным должно быть это слово, созвучным с темой, не отвлекающим и не уводящим от произведения. Восприятие образа, эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка зависят от того, как преподносит репродукцию или портрет композитора преподаватель, в каком формате, цвете, в каком эстетическом виде. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт преподавателю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным для учеников.
При этом, следует отметить, что подготовка восприятия музыкального образа образом другого искусства имеет ряд неоспоримых преимуществ: настраивает ребят на живое, образное  восприятие музыки, формирует художественные ассоциации. Однако следует отметить, что эта подготовка не должна носить характера программы последующего восприятия музыки. Рассказ, прочитанный перед  слушанием музыки, не пересказывает её, точно также и музыка, звучащая после рассказа, не следует за перепитиями рассказа. Картина, показанная перед  слушанием музыки, не рисует музыку, точно также и музыка, звучащая после просмотра картины не изображает картинку.
Нередко на уроках мы играем метафорами. Перенесение признаков одного предмета на другой, соединение, казалось бы, несовместимого, рождает новое представление, новый образ, более яркий и выразительный. Вот пример, какие у детей рождаются метафоры звуковых образов: «Эти звуки крадутся, как человечки, которые не хотят, чтобы их заметили»; «Эта музыка, как страна тёплых волн»; «Услушаться и вслушаться в каждую мелодинку»; «Собрать все силы и начать колдовать на листе». Детские сказки, рождённые под впечатлением музыкальных образов, по сути своей являются её художественной метафорой.
Огромное разнообразие средств изобразительности: метафор, сравнений, олицетворений, эпитетов, использование цветописи, загадочных образов мы встречаем в творчестве С.Есенина, Тютчева, Фета. Поэтому большое количество материала из творчества этих поэтов можно использовать на уроках. И не просто использовать, а расшифровывать, заставлять мысль ребёнка работать, искать ответы на вопрос, а что подразумевает автор, применяя средства выразительности.
Часто на уроках мы используем краски. Цветом дети высказывают свои впечатления о музыкальном произведении, своё настроение во время слушания музыки.
Слайды 16-28:
Игра «Кляксы» очень помогает в развитии образного мышления.
Слайды 29-56:
Кроме того, почти на каждом уроке я стараюсь найти время для «Загадочных минут». Для развития образного мышления детям предлагаются картины, в которых вложен подтекст, читаемый через образы и аллегории. Опираясь на особенности человеческого восприятия, в этих картинах создана ложная реакция нашего сознания на оптическую иллюзию, тем самым, заставляет думать, вживаясь в образ, написанный автором.
В заключение хочется добавить, что организация деятельности детей на групповых уроках должна строиться как полифонический процесс. Суть его состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребёнком одного и того же музыкального образа в одно и то же время, исходя из своего индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки.
В одном ребёнке она вызывает двигательный отклик, и он выражает своё состояние в пластике руки, тела, в каком-либо танцевальном движении; другой выражает своё понимание образов музыки в рисунке, в цвете, в линии; третий подпевает, подыгрывает на музыкальном инструменте, импровизирует; а ещё кто-то «ничего не делает», а просто задумчиво, внимательно слушает (а по сути – это, может быть и является самой серьёзной творческой деятельностью).
Вся мудрость педагогической стратегии в данном случае состоит не в оценке, кто лучше или хуже, а в умении сохранить это разнообразие творческих проявлений, поощрить это разнообразие. Результат мы видим не в том, чтобы все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а в том, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид  художественной «партитуры», в которой ребёнок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в неё своё уникальное оригинальное.  

«Формирование художественно-образного восприятия в классе музыкального исполнительства».
Сергеева Ольга Юрьевна – преподаватель теоретических дисциплин ПДШИ.

Музыкальным образом мы называем те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое создаёт композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка. При этом восприятие музыкального образа зависит от музыкальных и творческих способностей учащегося.
Но может ли каждый ребенок стать музыкантом? Да, может и должен. В.Гюго говорил о трёх «языках» культуры – о языке буквы, цифры и ноты. Сейчас все убедились в том, что  все могут читать, считать. Пришло время убедиться в том, что все могут стать музыкантами. Однако, чтобы действительно стать музыкантом, нужно что-то особенное, что называется музыкальным чувством.
Знаменитый русский пианист А.Рубинштейн на всех своих концертах играл с огромным успехом, даже тогда, когда в его игре обнаруживались помарки, и очень заметные. Другой пианист тоже концертировал, но не так успешно, хотя и играл без помарок. Успех А.Рубинштейна не давал ему покоя: «Может быть, всё дело в ошибках великого мастера?» – рассказывал пианист. И на одном концерте решил сыграть с ошибками. Его освистали. У Рубинштейна были ошибки, но была и музыка.
На занятиях инструментальному исполнительству ребёнок имеет прекрасную возможность развивать при помощи преподавателя свои творческие способности. Обучение музыкальному исполнительству – это процесс, требующий усиленной работы ума и сердца. Осваивая законы, на которых построена музыка, ребёнок идёт от общего к частному, к конкретным произведениям и их авторам. И ведёт его по этапному пути преподаватель. Поэтому весь учебный процесс необходимо выстраивать не от конкретного к общему, а наоборот. И не говорить о музыке, а делать, выстраивать её, не разучивать, а создавать своё на отдельном элементе. Здесь уместно выполнить завещание великих музыкантов – сначала ребёнка нужно сделать музыкантом, а уж затем сажать за инструмент.
Слайд 57:
Вспомните гениальную «Троицу» А.Рублёва. По трём сторонам престола с жертвенной трапезой сидят трое. Четвёртая сторона престола пуста, она обращена к нам. «...И к сотворившему мне войду и вечерять с ним буду, а он со мною». Таковой же должна быть и природа вхождения ребёнка в мир искусства: от интонации слова («Вначале было слово») в интонационный строй музыки, в её сердцевину, в главный образ. И там, внутри её, стараться раскрыть свою душу. Не профессиональное, музыковедческое изучение, не разложение музыкального произведения по полочкам на термины, строчки, названия, а целостное его восприятие. Постижение музыки и осознание того, как же ты, именно ты, сможешь решить вечные проблемы человеческого бытия: добра и зла, любви и предательства. Потому что она обращена к тебе, и для тебя в ней оставлено место. «И к сотворившему мне войду».  
Также и при знакомстве с новым музыкальным произведением следует вспомнить, что «вначале было слово». Нужно рассказать ученику существенное, что в этом произведении с точки зрения композитора происходит, развивать его фантазии. Удачными метафорами, поэтическими образами, сравнивать с явлениями природы и жизни людей.
Для выявления главного настроения музыкального произведения, определения средств музыкальной выразительности можно предложить обсуждение вопросов:
Как произведение начинается?
Какой характер имеет мелодия?
Какие чувства передаёт музыка?
Какой образ возникает?
Как он развивается – плавно, постепенно или с контрастами?
Как заканчивается произведение?
Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребёнка не на вычленение отдельных средств выразительности, а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям под воздействием музыки.
В этом плане возможны вопросы такого типа:
Помнишь ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?
Что важнее в песне музыка или слова?
А в человеке, что важнее ум или сердце?
Каким ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?
Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел её слушать?
Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
Кроме того, важно не только задавать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный, ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребёнка. И пусть в нём будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нём будет индивидуальность, личностная окрашенность – это и должен слышать и ценить преподаватель.
Необходимо выделить ещё один момент: те интонации, которые находят дети в процессе своего творчества, не следует обязательно «подгонять» как можно ближе к авторскому оригиналу. Важно попадание в настроение, в эмоционально-образную сферу произведения. Тогда на фоне прожитого детьми, созданного ими самими, и авторский оригинал становятся одной из возможностей воплощения того или другого жизненного содержания, выраженного в данной музыкальной образности. Для художественно-образного развития ребёнка гораздо ценнее прийти к произведению как результату собственного творчества.
Например, первые уроки на постановку рук, приобретение навыков и закрепление знания клавиатуры требуют неоднократных повторов, необходимо подключать фантазию ребёнка, чтобы из урока в урок не повторяться.
И здесь в качестве режиссуры полезно использовать маленький музыкальный театр, где сочиняются сказки, весёлые и грустные истории, и посредством звука воплощаются в жизнь. У каждой истории есть свой режиссёр – учащийся. Роль автора и помощника достаётся преподавателю. История «Первые подснежники» – главный режиссёр учащаяся 1 класса. Актёры, исполняющие роли – это наши пальчики. Действующие лица: роль Мамы исполняет левая рука, роль Дочки – правая. Далее придумывается сказка
Озвучивание сказки включило: упражнения для кисти и плечевого пояса; гимнастику для пальцев; постановку руки на 1,2,3,4 пальцы; изучение движения вверх, вниз, на одном месте; ориентацию на клавиатуре; теоретический материал – «пульс», ритм, соотношение четверти и восьмых; графическое изображение и знакомство с буквенной системой обозначения нот; совершенствование координации рук; штрихи non legato и legato; движение в терцию. В дальнейшем появится много нового для ученицы, но всё будет связываться с её образным восприятием действительности и соотноситься с возрастом.
Другой пример, «Цирковое шоу Снеговиков». В цирковой программе работает семь Снеговичков (буквенное обозначение тональностей: A, E, D, C, F, G, а ученица играет трезвучия двумя руками: Am, C, Dm, Em, F, G). Нет только кого? Снеговичка В. А кто из артистов пришёл на репетицию невесёлый? (Ученица называет буквы, обозначающие минорные трезвучия: A, D, E). Далее идёт развитие сюжета
Озвучивание «Шоу Снеговиков» включило:  знакомство с аккордами: мажорным и минорным трезвучием, их обращениями. Знакомство с фактурой аккомпанемента польки и вальса, с 2-х и 3-х дольным размером.
Конечно, одним из самых значимых по воздействию на ребёнка видов искусства в сфере музыкального воспитания является живопись. Она помогает ученику проиллюстрировать содержание музыки. Средства изобразительного искусства способствуют прочному запоминанию образа. Выдающийся педагог и пианист Г.Г.Нейгауз говорил, что текучесть и изменчивость гармонии в произведениях Шопена напоминает ему перламутровую гамму картин Коро.
Можно использовать и такие виды искусства, как архитектура и скульптура. Произведения архитектурного искусства способствуют расширению образного ряда, более активному пониманию музыки. Тот же Нейгауз своим ученикам рассказывал о том, что в молодости видел Венеру Милосскую в Лувре, которая произвела на него незабываемое впечатление. Поразил его не столько облик богини, но и то, что мрамор словно передавал теплоту человеческого тела. Он заметил на его поверхности следы резца скульптора. Именно эти неровности и создавали непередаваемый эффект. «И в мелодии так же, – говорил Нейгауз. – В непрерывном мелодическом движении не должно быть холодного блеска полированного камня».
Безусловно, важную роль в развитии образно-ассоциативного мышления играют программные произведения. Это наиболее доступные и любимые детьми пьесы, легко воспринимаемые и наиболее выразительно ими исполняемые. В пьесах подобного плана композитор опирается на определённый художественный образ, возникший в его воображении. Все средства музыкальной выразительности он будет подчинять его воплощению, чтобы достичь наибольшей убедительности и доступности.
Большое значение имеет и качественный показ фрагментов музыкального произведения. Чем раньше ученик осмыслит и представит себе образное содержание произведения, тем плодотворнее будет развиваться его художественная и исполнительская самостоятельность.
Слайд 58:
Например, как объяснить детям, что в полифонии все голоса одинаково важны, что здесь нет разделения на голос и аккомпанемент? Рассказывая о голосах в полифоническом произведении, вступающих друг за другом, как бы догоняя или отвечая, всё время развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе, я иллюстрирую свой рассказ показом «живой» графической схемы. Это визуально помогает детям создать образ движения голосов.
Также с первых шагов надо учить осмысленному, прочувственному пению. Необходимо стремиться, чтобы дети «пропускали через себя» любую песню. Надо искать песни, которые раскрывают современные проблемы, надо учить детей, подростков и в пении думать, размышлять, выводить их на сравнения, параллели, сопоставления, без чего не может быть осмысление окружающего мира и себя в нём.

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978.
2. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М.: Музыка, 1974.
3. Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3. - М.: Музыка, 1971.
4. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
5. Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств. - М.: Музыка, 1966.
6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1967.
7. http://piruet info/
8. http://www.belcanto.ru

«Художественный образ в хореографическом искусстве».
Выскребцева Юлия Валентиновна – преподаватель хореографического искусства ПДШИ.

Слайд 1:
В художественном творчестве образ явление собирательное, вымышленное, но вместе с тем взятое из жизни. Его составляющими являются множества свойств и особенностей. Социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или, наоборот, разрушение личности, потеря нравственных идеалов и ценностей. «Задача любого художника поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщённого художественного отражения действительности создать художественный образ», отмечает И. В. Смирнов.
Слайд 2:
Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов. Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, или комбинации нескольких. Воссоздание художественного образа средствами хореографического искусства многогранный и многоступенчатый процесс, так как хореографическое искусство это синтез искусств, а сценический образ это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности.
Создать хореографический образ значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определенную идею. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.
Слайд 3:
Образное начало, в той или иной степени, присуще всем видам, жанрам и формам хореографического искусства. В первую очередь речь идет, конечно же, о балетном театре и его спектаклях созданных на основе классического танца. В XVII веке система сценического танца разделилась на классический и характерный. В XVIII XIX вв. термин «характерный танец» служил для определения танца в характере, образе. Такой танец был распространён в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т. д. С начала XIX века характерный танец начал меняться. Его называли полу характерным, а термин «характерный» перешёл к народному танцу. Итак, образ в различных историка бытовых и народных танцах, проявлялся в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда, и в изобразительных элементах.
Слайд 4:
Помимо образов конкретных героев, нужно также упомянуть о бессюжетных танцах, в которых нет сюжетной линии, конкретного действия, но есть образ народа, времени года, растения, животного, эмоционального состояния и т. д. Например: образ символа русской природы дерева берёзы в постановке Н. Надеждиной «Берёзка». Удаль и молодой задор русских парней и девушек в пляске «Полянка», жаркое, игривое, солнечное «Лето» в балетмейстерских работах И. Моисеева. Русский песенный фольклор, отражающий характер, мысли, чувства, эстетические взгляды и понимание красоты окружающего мира в творческих полотнах Т. Устиновой, О. Князевой, М. Годенко, П. Вирского, и других хореографов.
Слайд 5:
Танец может наполняться признаками образного и очеловеченного подражания птице (лебедю, орлу, голубю и т. д.), сказочной ящерице, цветку, драгоценному камню. Примером могут служить танцевальные партитуры созданные в балетах «Каменный цветок» и «Щелкунчик» Юрия Григоровича, «Лебединое озеро» Мариуса Петипа и Льва Иванова, «Жар Птица» и «Ведение розы» Михаила Фокина, миниатюра Касьяна Гойлезовского «Нарцисс».
Слайд 6:
Среди профессионалов и любителей балета широко известно имя балетмейстера Бориса Эйфмана. Именно Эйфман расширил жесткие классические рамки русского балета почти до немыслимых пределов. Оставаясь верным классической основе, создал современный балет, переведя условный язык балета на язык драмы. Такие попытки предпринимались и до него, но он сделал это своим фирменным знаком. Преступив через множество балетных табу, Эйфман соединил классический балет с авангардным, с акробатикой, художественной гимнастикой, драматической экспрессией, кино, цветом, светом, и, наконец, словом. В его работах сочетается несоединимое: классический балет на пуантах и пародия, работа на полу, спирали и скольжения, эротика и целомудрие.
Слайд 7:
Хореографический, сценический образ придумывает, сочиняет балетмейстер, а инструментом для сценического воплощения служит исполнитель. Чтобы творческий процесс увенчался успехом, оба участника должны быть профессионально образованными и способными к этому виду деятельности.
Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять разнообразные танцевальные композиции, а также знание балетной режиссуры, основ музыкальной драматургии, разносторонней эрудиции в отраслях искусства, литературы, изобразительного искусства, драматического театра, психологии, педагогики, знаний анатомии и физиологии. В работе над созданием художественного (сценического) образа изучение произведений живописи позволяют лучше узнать исторические особенности, подсмотреть пластический рисунок определённой эпохи и народа; оценить художественную ценность и правдивость при создании художником эскизов костюмов и декораций. Познания в области литературы помогут: при написании либретто; описание характеров героев; кроме того, за счет переживаний полученных во время чтения книг происходит накапливание эмоциональных состояний, душевных переживаний и спроецированных автором жизненных ситуаций (своеобразный психологический тренинг).
Слайд 8:
Так как, искусство хореографии связано с музыкой, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Музыка отражает интонационный строй своего времени и поэтому служит основной опорой в творчестве хореографа. Балетмейстер должен уметь анализировать музыкальное произведение (определить форму, стиль, характер); дать музыкальные характеристики персонажей; проследить взаимосвязь и взаимопроникновение хореографических образов и музыкального произведения.
Знание психологии даёт возможность «не только понимать встречающихся в жизни различные характеры людей, но и правильно выстраивать сначала в своем воображении, а потом и на сцене линию поведения героев хореографического произведения»
Чтобы художественный образ получился правдивым, постановщик в совершенстве должен знать технологию хореографического искусства, владеть спецификой балетной драматургии и режиссуры, владеть навыками различных форм, видов и жанров, присущих хореографическому искусству.
Слайд 9:
Искусство танца молчаливое искусство в общепринятом понимании речи. Исполнитель «говорит телом», а балетмейстер сочиняет хореографический текст так, чтобы он «читался» зрителем. Специфика творчества артиста балета заключается в том, что мысли, чувства и переживания своего героя он выражает в движениях тела, жестах рук, мимике лица без помощи человеческой речи. Речью здесь является сам танец. Тело танцора инструмент для воплощения сценического образа. Он должен в совершенстве владеть тем сценическим языком, на котором придётся говорить со зрителем, будь то классический, народный, современный танец.
Эйфман говорил, что не ставит движения, он ставит типы, характеры своих героев, которые должны как-то открывать какие-то новые миры. Каждый герой это свой внутренний мир, возле которого происходят страсти, какие-то внутренние трагедии. И для их воплощения нужны не только выразительные профессиональные тела, но и умение через движение, язык тела выразить смысл, эмоциональную мысль.
Вот только некоторые слагаемые, необходимые в работе по созданию художественного образа средствами хореографии.
Слайд 10:
Процесс создания образа начинается с интереса к нему, с изучения материалов: исторических, литературных, иконографических, музыкальных. У каждого художника он сугубо индивидуальный Кто то отталкивается от сюжета, идеи; кто то от музыки или литературного произведения, живописи. Например: Борис Хмельницкий поставил для ансамбля имени А. Александрова хореографический номер «Запорожцы» по картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Толчком может быть самостоятельное литературное произведение «Анна Каренина» по мотивам романа Л. Н. Толстого музыка Родиона Щедрина, балетмейстер Мая Плисецкая; «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Вильяма Шекспира музыка Сергея Прокофьева, хореография Леонида Лавровского; «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского хореография Бориса Эйфмана и многие другие.
Слайд 11:
В каждом конкретном случае, при создании того и ли иного хореографического образа в сценическом произведении, исполнитель и постановщик должны изучить и проанализировать последовательность формирования характера, жизненной позиции и отношения героя к действительности. В создании хореографического образа основное значение имеет танцевальный язык и музыкальный материал, на котором он рождается. Хореографический текст, должен быть образным Ему нужно найти наиболее подходящее слово, чтобы мысль постановщика воплотилась в танец, так как зритель воспринимает замысел через пластику. И тут следует обратить внимание на интонацию пластической речи: отдельные жесты, позы, характерные движения, из которых будет складываться исполнительская манера персонажа. Если и постановщик и исполнитель, талантливо выполняют свою творческую задачу, то хореографический жест обретёт множество неожиданных пластических интонаций.
Все слагаемые образа существуют по принципу единства содержания и формы: единства четкой, точной, завершенной сценической формы движения и предельно насыщенного эмоционально-психологического содержания, составляющего суть хореографических образов.
Несмотря на условность хореографического жанра, воздействие на зрителя возможно только в том случае, если зритель верит в происходящее.
Когда автору хореографии удастся создать именно ту танцевально-мимическую партитуру, которая может быть свойственна выбранному образу, артисту, получившему хореографический текст, будет необходимо досконально точно его выучить и отрепетировать, чтобы технические трудности не отвлекали от работы над художественной частью.
Любое хореографическое произведение строиться по законам драматургии. Хореографический образ также должен иметь свою экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и развязку. Образ понятие динамическое. Он складывается из системы лейтмотивов, их разработки. На протяжении хореографического произведения пластическая характеристика образа приобретает все новые черты в соответствии с теми изменениями, которые по замыслу балетмейстера происходят с его героем.
Для воплощения человеческого образа, внутренних свойств характера на сцене немалую роль играют внешние данные и пропорции, так как сценический образ выражается движениями тела и мимикой. Поэтому в зависимости от требований, предъявляемых к роли и её образному содержанию, происходит выбор исполнителей. Большое значение имеет также грим и костюм. Которые, при правильном подборе, дополнят художественный образ созданный артистом, станут последним штрихом в произведении, созданном балетмейстером.
Слайд 12:
Следующий этап это «вживание» в образ, перевоплощение, и посредством пластической выразительности тела и лица, создание образа на сцене. В процессе работы над созданием хореографического образа балетмейстера и исполнителя (в особенности над сольными партиями), иногда по факту трудно разделить какую же часть сочинил балетмейстер, а какую привнёс исполнитель? Хорошо втанцованный образ становится вторым «Я» исполнителя.
В воспроизведении исполнителей хореографический текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и углублять или, наоборот, обеднять и искажать хореографический образ. Исполнительское творчество активно, танцовщик вкладывает в танец свое понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность. От степени таланта, от степени умения этот текст одухотворить, зависит, в конце концов, качество искусства.
Образы могут быть: героические, лирические, комедийные, трагические, драматические, гротесковые. В эпоху расцвета советского балета мастерами сцены были созданы незабываемые сценические работы, имеющие истинно художественную ценность.
Слайд 13:
Майя Плисецкая «Кармен» на музыку Жоржа Безе и Родиона Щедрина, в постановке Альберто Алонсо; «Умирающий Лебедь» хореография Михаила Фокина, музыка Комиля Сен –Санса. Марис Лиепа «Красс» и Владимир Васильев «Спартак» в балете Юрия Григоровича «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Екатерина Максимова «Маша» в балете «Щелкунчик» хореография Юрия Григоровича, музыка Петра Чайковского; «Китри» «Дон Ки Хот», хореография Александра Горского, музыка Людвига Минкуса. Галина Уланова «Джульетта» в балете «Ромео и Джульетта», хореография Леонида Лавровского, музыка Сергея Прокофьева и многие другие.
Особенностью выделяющей балетмейстеров, педагогов и исполнителей «русской школы» является методический принцип не техника ради техники, а техника ради образа, где образ музыкальный и хореографический это синтез художественности в исполнительском искусстве театрального танца.
В искусстве танца подлинно живое воображение и эмоции могут возникать и проявляться только в том случае, если исполнитель увлечен музыкальной темой, которая всегда оказывает огромное влияние на творческое состояние артиста. Вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства.
Слайд 14:
Сценические образы сочиненные и станцованные великими мастерами поражают своей художественной точностью и психологической обоснованностью сценического поведения, но где формируются навыки эмоционально образного исполнительского стиля? Когда и как будущий артист балета должен овладеть умением создавать психологический образ, научиться, актерски работать над ролью. Ответ один художественный образ начинает зарождаться в танцевальном зале на занятиях хореографическими дисциплинами. «Поэтому педагогу следует напомнить, чтобы он смелее позволял своим питомцам мечтать о главном, правда, еще далеком, не всегда ясном, конкретном, но очень существенном, об актерском жесте, о живом музыкально-пластическом дыхании танца, которое затем на сцене будет превращаться в могучее, действенное средство выражения. В самом деле, как можно забывать на уроках классического танца, что «голая техника» всегда приводит будущего исполнителя к внутренней безжизненности, лишает сценическое действие образности и силы художественного выражения, что подчинение исполнительской техники танца смысловому и эмоциональному содержанию музыки есть неотъемлемое условие подлинного искусства театральной хореографии», писал Николай Иванович Тарасов.
Даже в терминологические понятия названия движений вложен характер и определённый образ, диктующий исполнение того или иного Pas. Например: battement fondu тающий батман, aplomb равновесие, самоуверенность (умение сохранять в равновесии все части тела), allonge удлинённый, продлённый, вытянутый (приём классического танца, основанный на распрямлении закруглённых позиций рук) и др.
Слайд 15:
Классический, народный, современный танец как учебные предметы не ставят своей целью изучение основ актерского мастерства. Тем не менее, уроки неразрывно связаны с освоением выразительных средств, на которые опирается мастерство артиста.

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

1. Иванова И. А. Многообразие русского танца // Хореография: история, теория, практика. Вып. 4. М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2011. 248с.
2. Костровицкая В. С. Классический танец. Слитные движения. Руки. Учебное пособие. СПб: Издательство «Лань»; «Издательство Планета Музыки», 2009. 128с.: нот. ил.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] info/
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Формирование художественно-образного восприятия мира средствами театрального искусства».
Дружинина Татьяна Юрьевна – преподаватель театрального искусства ПДШИ, Никольское структурное подразделение.

Слайд 1:
Образ есть некоторая модель действительности, восстанавливающая полученную из действительности информацию в новой сущности. Образ отражает мир, материализуясь в художественном тексте, в произведении живописи, в спектакле и т.д.
Человек, пытаясь осознать действительность и понять свое место в мире, также вынужден мыслить в образах. 
Художественный образ имеет ряд особенностей. Такой образ это не только результат обобщения отдельных впечатлений от действительности; в художественном образе обобщение происходит через чувственное восприятие, поэтому и образ соединяет в себе объективное содержание и субъективное  личностное, индивидуальное переживание. Художественный образ эмоционален, пристрастен, несет в себе качества мышления творческой личности. Художник примиряет противоположности, взаимоисключающие явления обыденной жизни.
И если сегодня провозглашается, что стране и обществу нужны творческие личности, обладающие креативностью, то есть непохожестью на других, если мы видим, что многие дети не эмоциональны, не умеют выражать свои чувства, сопереживать себе подобным, то именно нам, преподавателям в области искусств, и карты в руки.
Уроки в театральном классе содержат средства, методы, помогающие научить мыслить образами, постоянно жить рядом с художественными образами. Например, урок Основы актерского мастерства. Начиная с тренинговых упражнений, этюдов и заканчивая исполнением роли в спектакле, - все будит в ребенке эмоции, учит подходить к любому упражнению творчески.
Слайды 2-5:
Фото, иллюстрирующие начальный этап обучения Основам актерского мастерства
Слайды 6-8:
Групповой этюд «Цирк», выросший в настоящую цирковую программу.
Слайды 9-16:
Фото из спектаклей, иллюстрирующие формирование художественного образа спектакля.
Считаю очень важным так называемый «застольный период» работы над спектаклем, где в совместном обсуждении определяются тема, идея, сверхзадача спектакля, рождается образ будущего коллективного творения. В этот период идет поиск образов героев, выразительных средств для их воплощения, оставляются их биографии. Так как создание спектакля – процесс коллективный, для создания правильного образа привлекаются силы музыки, хореографии, изобразительного искусства. Только в синтезе всех перечисленных искусств рождается единый образ, отражающий понимание мира данной группой актеров и преподавателя-режиссера, гримера. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, музыку, звуки, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения, то есть познавать окружающий нас мир.
Слайд 17:
Фреска Джотто. Снятие с креста.
На предмете Беседы об искусстве дети знакомятся с жанрами изобразительного искусства. Рассматривая художественные произведения, я стараюсь обратить внимание детей на детали сюжета: ангелы, которые кричат от боли вместе с Христом.
Пример с религиозным жанром: говоря о Христе, за окном идет снег.
Слайды 18-25:
Фото, иллюстрирующие формирование художественно-образного восприятия на уроках Грима.
Очень важный предмет, помогающий созданию образов героев, а значит, познанию окружающего мира, это Грим. Изучить пристально себя, как представителя рода человеческого, превратить себя в иной образ, вымышленный, – это тоже некое искусство.
И, конечно, один из любимых мною и детьми предметов – Художественное слово. Вот где художественный образ удивляет, восхищает, затрагивает эмоциональную сторону.
Слайды 26- 28:
Фото, иллюстрирующие формирование художественно-образного восприятия на уроках Художественного слова.
Работая над стихотворением, ребенок приходит к выводу, что именно выбранное им стихотворение – самое интересное, самое лучшее. Стихи поэтов-классиков и поэтов-современников, таких, как Р. Рождественский, Н. Рубцов, А. Дементьев, Э. Асадов, С. Карпук открывают секреты окружающего нас мира, воздействуя на души, будя эмоциональную сферу ребенка, делая его сердце отзывчивым, сопереживающим миру.
Сейчас идет большая работа над стихами по теме: Защита окружающей среды. Вопрос этот больной, от решения данной проблемы зависит напрямую будущее всего человечества, и кому, как не современным детям, которым сейчас 10-14 лет, задуматься о красоте природы, о братьях наших меньших, об отношениях человека и животных! И этому способствует анализ стихов на одну тему, например, «Лес».
Анализ стихотворений С. Карпук «Здравствуй, лес!» и Н. Рубцова «Леса Руси».
Здравствуй, лес!
Здравствуй, лес! Я жму твои зеленые ладони,
Восхищенно я смотрю вокруг!
С добрым утром, ели, сосны, клены,
Здравствуй, мой зеленый, милый друг.
О, привет, красавица-березка!
Что ты шепчешь клену на ушко?
Ну, а где твои подружки-тезки?
Ах, вон встали в круг недалеко.
С добрым утром, стройная осинка,
Что так робко жмешься в стороне?
В хоровод ступай, махни косынкой
И станцуй, пожалуйста, при мне!
С добрым утром, сосны-великаны!
Из деревьев вас здесь выше нет.
Только вы сдружились с облаками,
Передайте им, пожалуйста, привет!..
Леса Руси
Сапоги мои - скрип да скрип
Под березою,
Сапоги мои - скрип да скрип
Под осиною,
И под каждой березой - гриб,
Подберезовик,
И под каждой осиной - гриб,
Подосиновик!
Знаешь, ведьмы в такой глуши
Плачут жалобно.
И чаруют они, кружа,
Детским пением,
Чтоб такой красой в тиши
Все дышало бы,
Будто видит твоя душа сновидение.
И закружат твои глаза
Тучи плавные,
Да брусничных глухих трясин
Лапы, лапушки...
Таковы на Руси леса
Достославные,
Таковы на лесной Руси
Сказки бабушки.
Эх, не ведьмы меня свели
С ума-разума песней сладкою -
Закружило меня от села вдали
Плодоносное время краткое...
Сапоги мои - скрип да скрип
Под березою.
Сапоги мои - скрип да скрип
Под осиною,
И под каждой березой - гриб,
Подберезовик,
И под каждой осиной - гриб,
Подосиновик...
И еще несколько слов хочется сказать об игре, которая, несомненно, помогаем моим театралам в формировании художественно-образного видения мира, это – шахматы.
Слайды 29-30:
Слайды, иллюстрирующие игру в шахматы.
Так случилось, что я много лет обучаю детей начальной школы игре в шахматы. И почти все учащиеся театрального класса когда-то учились этому у меня. Сегодня 95 % театралов регулярно играет в шахматы, приходя на занятия в театральный класс, каждую свободную минуту. И я рада этому, кроме того, что это стимулирует к основной работе (мы работаем хорошо, чтобы осталось время сыграть партию с преподавателем), это помогает мне в основной деятельности. Ведь что такое шахматная партия? Недаром игра, придуманная 2000 лет назад, и не думает исчезать. Шахматная партия – это своего рода разовый спектакль со своим драматическим действием, с двумя режиссерами (игроками), имеющими по труппе актеров, среди которых есть примы (король и ферзь), актеры вторых ролей (ладьи, слоны и кони), а так же массовка (пешки). На шахматной доске (сцене) разворачиваются драматические события: нападение, атака, защита, гибель фигур и пешек, и, в конечном результате, мат одному из королей – разрешение конфликта. Шахматная партия – сюжет из жизни, где борьба должна идти честно, по правилам, где даже пешка может стать ферзем, если проявит мужество и упорство. Даже терминология в шахматах и театральном искусстве похожая, например, дебют.
И в заключении я хочу предложить вам, коллеги, видео, на котором учащаяся театрального класса Кабанова Анжела читает стихотворение Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах». Мне кажется, что у этой девочки уже сформировано художественно-образное видение мира, она видит то, о чем читает, и создает свои художественные образы, понятные слушателю.
Р. Рождественский. Баллада о зенитчицах. Видео.
Считаю это стихотворение Рождественского настоящим памятником всем девушкам и молодым женщинам, прошедшим ту страшную войну.
Итак, обучение в театральном классе – неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий, формирующий художественно-образное восприятие мира. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. И мне кажется, что человек, прошедший такую школу, будет не способен в будущем совершить поступки, связанные с нарушением общечеловеческих законов, будет понимать ценность человеческой жизни и всего живого на Земле.
Источники:
Примеры из педагогической практики.

«Художественно-образная деятельность на уроках сольфеджио».
Лиганавичене Марина Станиславовна – преподаватель теоретических дисциплин ПДШИ.

Огромную роль в становлении музыканта любой специальности играет предмет сольфеджио. Сольфеджио является дисциплиной объединяющей различные виды музыкальной деятельности. Появившиеся, в последние годы, новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии.
Исследования педагогов, психологов показали, что для успешности обучения детей необходимы следующие условия: физическая, психическая и мотивационная готовность – способность ребёнка переключиться в учебную деятельность и противопоставить игровой и образной деятельности учебно-познавательную. Как правило, дети достигают такой стадии готовности к концу первого года обучения. По предмету сольфеджио нет необходимости резко менять художественно – образную деятельность на учебно-познавательную с формальным заучиванием музыкально – теоретической терминологии, с логическим обоснованием и обилием инструктивного материала. Сама музыкальная деятельность, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные возможности воспитания первоначальных навыков с помощью образного мышления и создания игровых ситуаций.
Образность мышления свойственна детям. Эта ценнейшая возрастная особенность учащихся заслуживает пристального внимания педагога. Способность к образному постижению мира является большой помощью в преподавании сольфеджио. Для младшего школьного возраста характерно развитие таких познавательных процессов как восприятие, воображение, мышление, память. Эмоциональность образов особенно заметно проявляется в творческих играх.
Дети младшего школьного возраста легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, особенно если они могут опереться на наглядные и слуховые образы. Богатое воображение легко дорисовывает недостающее.
Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих учащихся. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский призывал не подменять обучение развлечением. Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает – делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». Игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность.
В своей работе на уроках сольфеджио с учащимися младшего школьного возраста я использую:
игровые формы работы;
яркий, наглядный дидактический материал, направленный на образную, эмоциональную сферу ребенка.
На начальном этапе обучения любой материал должен быть вокальным.
Если примерно выстроить основные положения начального периода обучения учащихся сольфеджио, то они могут выглядеть следующим образом:
Первоначальное знакомство с семью нотами может начинаться со стихотворения:
«Ми, соль, си – на линеечках сидят,
Ре, фа, ля – те в окошечко глядят,
До – граница между стран, вот такой почёт ей дан»,
где каждому ребёнку отводится своя «нотная» сказочная роль. При помощи «лесенки», «столбицы», «магнитной доски» можно петь ноты – ступени показывая их высоту. По мере дальнейшего изучения теоретического материала персонажи звукоряда со своими увлекательными историями помогают осваивать музыкальную грамоту. Так ноты – ступени превращаются в сказочное королевство, где становятся личностью. Появляется королева «Тоника» со своими придворными и слугами (сказка о ладе), у каждого из которых своя роль, свой характер, своя окраска, своя высота.
Изучение интервалов основывается на образном, слуховом, зрительном восприятии. Т.е. звучание каждого интервала ассоциируется с конкретным образом, знакомым и понятным, который имеет свою историю, свою песенку и «портрет» к картинке (сказка об интервалах). Могут быть использованы тактильные карточки: колючая, мягкая, твёрдая, гладкая. Например: секунда – «собачка» (колючая); терция – «девочка» (мягкая); а октава – «жираф» (гладкая).
При изучении трезвучий могут быть использованы разноцветные кубики, магниты, карточки. Мажорное – нижний кубик красный (б3), верхний синий (м3); минорное – нижний синий (м3), верхний красный (б3). Игра на сопоставление мажорного и минорного трезвучия «Три богатыря» или «Три девицы».
При знакомстве с обращениями мажорного и минорного трезвучий добавляется жёлтый кубик (ч4). Может быть использована игра – сказка «Снеговик» или «Перевёртыш» в которых с помощью ярких образов дети учатся строить трезвучия с обращениями.
С первых занятий начинается серьёзная работа над развитием чувства ритма. Изучение проходит в два этапа:
1 этап – дать понять, что такое размер в жизни и в музыке.
2 этап – последовательное изучение размеров.
Задача первого этапа – научить считать; слышать удары пульса «туки»; слышать «тяжёлую» или «сильную» долю. Для этого на уроках используются различные ритмические упражнения - игры (в т.ч. с использованием шумовых инструментов), в освоении которых большую помощь оказывают ритмослоги и, конечно, образы, связанные с каждой ритмической группой.
Например: «Паровозик со зверями» - прохлопать, простучать, проиграть на одном звуке придумав характер, интонацию;
«Картинки - дом, сад, лес, пруд» (по выбору педагога могут подбираться различные подходящие картинки) - для изучения длительностей;
«Картинки с животными» - в каком образе ты сегодня – простучать, прохлопать или проиграть с правильно подобранной интонацией, настроением, регистром;
Ритмические упражнения с «Замиратиком» (пауза);
Игра «Мама с дочкой» (при изучении четверть с точкой и восьмая);
Шаги (длинные и короткие длительности);
Часы (с большим и маленьким маятником).
При изучении размера используется история с «музыкантами», которые пишут ноты, затем приходят «врачи» и с помощью своих инструментов расставляют «туки», далее появляются «математики», «люди с зонтиками», «строители» каждый из которых имеет свою определённую функцию.
Пальчиковые игры на уроках сольфеджио – это игровой момент и в то же время создание различных образов, характеристик, интонационной окрашенности. На примере упражнений И.Сафаровой: «Мама» (различный характер персонажей), «Карнавал» (на расслабление и творческую фантазию), «Робот и бабочка» (контраст: резко, плавно), «Речка» (динамика и регистр) и т.д.
Сочинение и импровизация:
Всё вышесказанное помогает в творческой работе при сочинении и импровизации звуковых картин, ритмических композиций, озвучивании иллюстраций.
Сочинение и импровизация развивает звуковую фантазию, слуховое воображение.
Например:
- «Попробуй изобразить звуками рёв мотора, удар колокола, маленьких колокольчиков, тающие сосульки, шаги бегемота и т.д.»;
- «Раньше ты рисовал красками, а теперь попробуй «нарисовать» музыкальные картинки звуками. Изобрази, ночь и звёздочки, используя только чёрные клавиши. Левой рукой любая клавиша играет долгий звук, а правой рукой зажигаем звёздочки. Пусть они гуляют по небу. Всё это будем изображать разными звуками: долгими, короткими, громкими, тихими, весёлыми, протяжными и т.д.»;
- «Нарисуй историю про «кораблик», «плывущие облака», «шаги робота» и т.д. стараясь извлекать нужные по характеру звуки такие, какие нужны для твоих звуковых картин»;
- Импровизация на одном звуке в ансамбле с педагогом (может быть мелодическая и ритмическая) изменяя динамику, штрихи, регистр, ритм;
- Импровизация на детских музыкальных инструментах: простейшее ритмическое или мелодическое «эхо», по кругу в непрерывном следовании импровизаций чтобы не получалось «дыр» в музыкальной канве.
Бесспорно, важнейшим принципом проведения уроков сольфеджио для младших школьников является увлекательность. Учащиеся должны на уроке жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на всё происходящее.
Д.Б.Кабалевский писал: «По – настоящему запомнить можно только то, что по – настоящему понятно. Для музыки (вообще для искусства) нужно ещё больше: запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствовано».

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
2. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе. – М., 1963.
3. Кабалевский Д.Б. «Требование времени. Музыка в школе. – М.,1983, №1.
4. Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010
5. Сафарова И.Э. Пальчиковые игры для  организации  пианистических  движений.  – Екатеринбург, 1994 г.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

III. Рефлексия:
 Художественно-образное мышление в строгом смысле этого термина начинается с оперирования художественными образами. Если говорить о прогрессе этого мышления, то он связан с постепенным усложнением художественных образов, отображаемых в сознании личности ребёнка: от простых к более содержательным, от фрагментарных к более масштабным, от единичных к объединённым, интегрирующим.
Художественный образ в этом случае оказывается одновременно и переживанием, и понятием, и идеей, и идеалом. И вместе с тем он открыт для сотворчества воспринимающих его людей, которые должны его пережить, интерпретировать, «приложить» к своему опыту и духовному миру, тем самым, продолжая творческий процесс, начатый художником. Так художественный образ оказывается и средством общения людей.
Обогащение художественно-образного мышления учащихся является важной задачей в развитии их творческих способностей. От того, насколько мышление наполнится образным содержанием и ассоциативными связями, зависит успех в развитии общих способностей ребёнка. Мы не должны забывать, что у детей ещё нет оснований осваивать трудную технологию искусств: они ещё не знают, что хорошего в том, чтобы написать, нарисовать, сыграть, прочитать, посмотреть и послушать. Поэтому главное, чего надо достичь – чтобы у каждого ребёнка появились для этого основания, чтобы он захотел, как говорил М.Бахтин, приобщить искусство или иную область культуры «к своей единственной жизни». А уж потом решать, что именно он должен или не должен «знать и уметь», чтобы приближаться к избранной им цели.
Существует, правда, и такое мнение, что заниматься искусством должны не все дети, а те, кто отмечен специальной одарённостью. Остальным же лучше приналечь на то, что пригодится в реальной жизни. Эта довольно распространённая точка зрения – ошибочный и вредный предрассудок, который лишний раз показывает, какими недальновидными могут быть не в меру практичные люди. Будь то родители или социально ответственные руководители образования.
Ведь только благодаря богатой художественно-эстетической практике дети могут получить многое и необходимое, чего не даст никакая другая сфера современного образования. Вполне реальна перспектива скорого появления персонажа из второй части «Фауста» – Гомункула, умненького искусственного человечка без природных качеств. Он-то, правда, понял, чего ему не достаёт, но в этом ему помог сам Гёте. А кто или что поможет нашим детям?

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

1. Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М., 2002.
2. Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Учебно-методический журнал для учителей МХК, музыки и ИЗО «Искусство». – М.: ИД «Первое сентября», 2011, №13.
4. Художественно-образное развитие школьников / авт.-сост. Н.Б.Абудеева, Л.П.Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010.
5. Чехов М. Об искусстве актёра / Литературное наследие. Т.2. – М: Искусство, 1986.

 Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М., 2002.
 Чехов М. Об искусстве актёра / Литературное наследие. Т.2. – М: Искусство, 1986. С. 176-186.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15