ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Крюкова Г.А. учитель истории МБОУ СОШ №31
г.Ангарск
Влияние политической социализации на становление личности старшеклассников
Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание ее норм, образцов и стандартов поведения, а также традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей, которое ведет к формированию у него свойств и умений, которые позволяют ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции, называется политической социализацией.
Особую актуальность в настоящее время приобретает исследование механизма взаимодействия интересов и политической культуры с точки зрения его влияния на политическое развитие старшеклассников.
Взаимосвязь интересов старшеклассников и их политической культуры отвечает внутренним потребностям российского общества, которое заинтересованно в расширении теоретических представлений об этих явлениях, имеющих фундаментальное, и в том числе практическое значение именно в деле реформирования политического устройства общественной жизни.
Социализация личности происходит за счет формирования у индивида своего внутреннего мира путем усвоения исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности. Качество общественных отношений и общения оказывает самое огромное влияние на формирование исторического типа личности, на ее конкретное состояние и свойства, происходит влияние деятельности на личность.
Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.
Существует также и другое определение: политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.
Деятельность человека является той основой, на которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он просто остается «вещью в себе». Человек может строить иллюзии, думать о себе сколько угодно, но то кем он на самом деле является в действительности обнаруживается только в конкретном деле.
Человек формируется как индивид по рождению, а личностью он становится именно в процессе социализации, вхождения его в общество и усвоению его целей, норм и ценностей, когда его поведение в обществе становится избирательным, самостоятельным и активным. Как отмечал А.С.Макаренко, «проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность»[7].
Процесс социализации протекает в форме адаптации, т.е. приспособления и привыкания. Э.Фромм говорит о том, что «приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Если социальный характер данного общества, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен решать в этом обществе, то человеческая энергия направляется по путям, на которых она становится продуктивной силой, которая необходима для функционирования этого общества..»[5]
Как отмечает А.Н.Леонтьев, «свободное усвоение социального опыта в различных формах и есть «процесс в результате которого и происходит воспроизведение индивидом исторически сложившихся человеческих способностей и функций»[6].
Если понимать процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента.
Основными признаками политической социализации личности являются:
• наличие политических ценностей, норм и стабильность политических мотивов;
• способность к выработке программы политической деятельности и ее реализации в соответствии с поставленными целями;
• определенный уровень активности в политической деятельности и умение втягивать в ее орбиту других членов общества;
• общий уровень политической культуры и уважение к взглядам и позициям других.
Научное рассмотрение вопроса о социализации не снимает проблемы развития личности, а напротив предполагает, что именно личность понимается как становящийся активный социальный субъект.
Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего, становление личности: деятельность, общение, самосознание.
Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
На всех стадиях социализации воздействия общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу сам набор средств воздействия: норм, ценности, знаки. Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Эти группы и получили название институтов социализации.
Самым главным институтом социализации является школа. Именно она обеспечивает ученику систематическое образование, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе, по сравнению с семьей, школа в большей степени зависит от общества и государства. Школа рассматривает возможности ребенка в плане общения: здесь кроме общения со взрослыми, возникает и устойчивая специфическая среда общения со сверстниками. И это является самым важным периодом в становлении личности.
Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкиваясь с системой воздействия, которая и задается социальной группой, особенно через традиции, обычаи и образ жизни.
На сегодняшний день актуальным становится вопрос о политической социализации старшеклассников, так как общественное сознание подвержено влиянию со стороны. Отстранение молодого человека от политики, отсутствие у него необходимых политических знаний может впоследствии привести к тому, что он станет объектом манипуляций тех или иных политических сил.
Особенно это проявляется в предвыборных акциях, здесь анализ участия старшеклассников показывает их социально-политическую пассивность и дает возможность воздействия на их политическое сознание и манипуляцию ими.
Критерии политического развития личности старшеклассника:
Наличие системы политических ценностей, норм
Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям
Степень активности в политической жизни
Уважение к другим взглядам и позициям
Общий уровень политической культуры
Способность включить других в политическую деятельность
Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике
Стабильность политических мотивов.
Процесс включения старшеклассников в общественную жизнь носит двухсторонний характер:
- это социализация идет как процесс принятия общественных отношений;
- и включенность старшеклассников в жизнь общества.
Социализация старшеклассников осуществляется под общим взаимодействием социальных , экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, которые происходят в обществе на всем своем развитии.
В настоящее время для старшеклассников самыми важными являются досуг, общение с друзьями, в это время интерес к политической жизни у них отсутствует. Это связано с недостаточной информированностью.
В решении этой проблемы государство, общественные организации и политические партии должны быть заинтересованны в первую очередь. Социальные институты должны возложить на себя ответственность по работе в процессе политической социализации.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. №4. С.31.
2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып.З. М. 1970
3. Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов. - Ростов-на-Дону, 2008.- 278 с.
4. Демидов А.И., Федосеев А.А.. Основы политологии: Учебное пособие. / А.И. Демидов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с.
5.Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.С. 370-378
7. Морозова Н.А. А.С.Макаренко. Семинарий. 2-е изд. Л., 1961
8. Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. - М., 2006. - 419 с.
9. Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учебное пособие для Вузов / Научн. редактор А.А. Радугин.- М., Центр, 2005. - 515 с.
10. Политология: Учебное пособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. - 535 с.
11. Политология: Хрестоматия / Составитель профессор М.А. Василик, доцент М.С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2005. - 843 с.
12. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. - 380 с.
13. Ратников В.П., Дорошенко Ю.Ю. Социальная философия: Учебник для вузов./под ред.В.Н.Лавриенко – М.: Культура и спорт, 2005 – 240 с.
14. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.