Изучаем язык BASIC. Занятие 2, Алгоритмы.

Занятие 2
Алгоритмы.
Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.
Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения: 1. Достать ключ из кармана. 2. Вставить ключ в замочную скважину. 3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки. 4. Вынуть ключ.
Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.
Свойства алгоритмов: 1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке); 2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае); 3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения); 4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными); 5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).
Виды алгоритмов: 1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); 2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание); 3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)  4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).
Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.
Вид стандартного графического объекта
Назначение

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Начало алгоритма

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конец алгоритма

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Условие выполнения действий записывается внутри ромба

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Счетчик кол-во повторов

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Последовательность выполнения действий.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Стадии создания алгоритма: 1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает. 2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.
Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.
Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.
Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...
Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.
Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.
 Линейная структура программы.
Программа имеет линейную структуру, если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]                                        [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пример: программа, выводящая на экран сообщение: Привет! Меня зовут Саша! 
PRINT “Привет! Меня зовут Саша!” Пример: Вычислите площадь прямоугольника по его сторонам.
INPUT "Введите сторону а", а INPUT "Введите сторону b", b s = a * b PRINT "Площадь равна: ", s Пример: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.
INPUT "Введите радиус ", r PI = 3.14 l = 2 * PI * r s= PI * r * r PRINT "Длина окружности равна: ", l PRINT "Площадь равна: ", s Пример: Вычислить выражение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
INPUT "Введите а", а INPUT "Введите b", b c = SQR(2*a*b)/(a+b) PRINT "Площадь равна: ", с END

Вычислить выражения:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
Д. задание. 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
начало

a,b

C= SQR(2*a*b)/(a+b)

c

конец



Root Entry