Презентация на тему Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Беднякова И.А., учитель русского языка и литературы МКОУ Сергеевской СОШ На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы - этап формулирования темы урока или вопроса для исследованияпоиск решения - этап формулирования нового знания - проблемная ситуация осознание противоречия и формулирования проблемы- выдвижение и проверка гипотез- открытие знаний путем проб и ошибок Творческое усвоение знаний обучающимися Приемы создания проблемной ситуации на уроках литературы ключевой вопрос урокаиспользование цитат использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры прием «столкновения» цитат прием сравнения сопоставления репродукцийпортрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными Приемы создания проблемной ситуации на уроках русского языка грамматические сказки использование ошибки использование мнимой ошибки проблема «легкой» темы исполнение роли автора учебника Способы организации рефлексии с помощью вопросов: Что узнал? Чему научился? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? Организация внутреннего диалога с помощью сигнальных карточек Синий: «Да. Я мог поступить так же»Желтый: «Нет. Я бы никогда так не поступил» Оценивание личного участия в уроке красный квадрат – «ярко, нестандартно, личностно»зеленый квадрат – «интересно, любопытно»серый квадрат – «никак, вяло, банально» Проблемно-диалогическое обучение – универсальная педагогическая технология интеллектуальное развитие обучающегося ключ к успеху и творчествукаждый урок яркий и интересный Кандидат психологических наукЛауреат премии Правительства РФДоцент Мельникова Елена Леонидовна Автор технологии проблемно-диалогического обучения Литература Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.